double arrow

В чем специфика целей и задач экологического образования детей дошкольного возраста?


Целью и результатом экологического образования дошкольников является экологическая воспитанность, которая выражается в гуманно ценностном отношении к природе. Ее проявления могут быть самыми разнообразными: эмоциональная отзывчивость на состояние животных и растений; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботиться о живом.

Развитие экологически воспитанной личности возможно при решении развивающих, образовательных, воспитательных задач в соответствии с возрастом детей.

Первая задача подразумевает развитие умений познавательно-исследовательской деятельности детей. В младшем дошкольном возрасте это поддержка детского любопытства, желания рассматривать, прислушиваться, называть яркие признаки и свойства изучаемых объектов. В среднем дошкольном возрасте это сопровождение детской любознательности, а в старшем — познавательного интереса детей, развитие умения осуществлять элементарную поисковую деятельность самостоятельно, высказывать предположения, эвристические суждения.




В результате реализации данной задачи создаются условия для обогащения экологических представлений детей о природе: от ярких впечатлений об объектах природы ближайшего окружения в младшем возрасте до расширения представлений о многообразии признаков живых организмов, свойств природных материалов в среднем, а в старшем возрасте — знаний о жизни растений и животных в разных климатических условиях (пустыня, тропики и др.) и в природных сообществах (лес, луг, водоем и др.).Таким образом, у ребенка начинает складываться первоначальная экологическая картина мира, в которой он учится действовать. Поэтому следующая задача связана с развитием умений действовать в природе, соблюдая доступные экологические правила. Для малышей это привлечение их к посильной деятельности по уходу за растениями и животными в «живом» уголке. В средней группе это освоение несложных способов ухода за обитателями, живущими рядом с ними. В старшем возрасте это уже самостоятельная помощь живым существам не только в группе, но и на участке детского сада.

Воспитание основ гуманно-ценностного отношения детей к природе пронизывает весь процесс экологического развития ребенка и решается наряду с другими задачами: от поддержки эмоциональной отзывчивости

К объектам природы в младшей группе до поощрения добрых поступков детей по отношению к живым существам — в средней и побуждения к самостоятельной помощи природе в старшем дошкольном возрасте. Выявлено, что современный ребенок ощущает себя частью мира

природы, экосистемы, активно исследует ее, видит себя другом и защитником живых существ. Природа воспринимается детьми в многообразии ее ценностей для человека (жизнесберегающей, эстетической, привлекательной для детской деятельности и отдыха). Она является сферой проявления детских интересов, суждений об устройстве мира, проявления инициативы, самостоятельности и творчества в разнообразной деятельности в природе.



 

Раскройте технологии экологического образования детей дошкольного возраста ста

Понятие «педагогическая технология» употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

 1. Общедидактический уровень. Общедидактическая техноло- гия характеризует целостный образовательный процесс на опре- деленном уровне и ступени обучения, употребляется в значе- нии «педагогическая система» и включает совокупность целей, 184 содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов педагогического процесса.

2. Частнометодический уровень. Частнометодическая педаго- гическая технология употребляется в значении «частная методи- ка» и включает совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках ча- стной методики.

 3. Локальный (модульный) уровень. Локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогиче- ского процесса, решение частных дидактических и воспитатель- ных задач (технология наблюдения, технология экскурсий и др.).



В структуру педагогической технологии входят:

 1) концептуальная основа;

2) содержательная часть обучения: – общие и конкретные цели обучения; – содержание учебного материала;

3) процессуальная часть – технологический процесс: – организация педагогического процесса; – методы и формы деятельности дошкольников; – методы и формы работы педагога; – диагностика педагогического процесса.

Какова технология организациипознавательно-исследовательскойдеятельности детей?

Подходы к организациипознавательно-исследовательскойдеятельности с детьми дошкольного возраста были заложены в исследовании Л. М. Маневцовой, в котором изучалось продуктивное влияние элементарной поисковой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников.

Важным средством постановки познавательных задач исследователь определяет создание проблемных ситуаций на основе уже приобретенного опыта.

Проблемные ситуации необходимо предъявлять детям в определенной последовательности. Вначале простые, содержащие однозвенные связи («Почему на земле лужи?», «Почему рыба плавает?», «Почему гусеницу не видно на листьях капусты?»), а затем более сложные, содержащие цепочку связей («Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?», «Почему сначала прилетают грачи, а потом — ласточки?», «Почему растения летом быстро растут?»).

Динамика поисковой деятельности дошкольников заключается в переходе от принятия познавательных задач, поставленных взрослым,

ирешения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

В практике работы детского сад апознавательно-исследовательская деятельность дошкольников проявляется в виде детского экспериментирования с объектами природы.







Сейчас читают про: