Философия социалистов-утопистов

Для эпохи Возрождения характерно повышение интереса к пробле­мам общества и государства. При их изучении одни философы стре­мились опираться на реальные факты, исследовать положение в кон­кретном обществе и государстве и изменять ситуацию к лучшему. Другие же основное внимание сосредоточили на разработке проек­тов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. По­скольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практи­чески неосуществимы, данных философов стали называть социалистами-утопистами. Весомый вклад в развитие теории утопиче­ского социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

Томас Мор (1478-1535) — английский гуманист, основатель утопического социализма. Он хорошо знал проблемы реального государства, так как профессионально занимался политической деятельностью. Согласно Т. Мору, в Утопии:

1) не существует частной собственности, все граждане участвуют в производительном труде, который осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности. Все результаты труда поступают в общественные склады, а затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии;

2) трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов, причем от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам, а самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

3) первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а «трудовая семья» (трудовой коллектив), где все должностные лица избираются прямо или косвенно. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) — итальянский философ и полити­ческий деятель, выдвинувший в произведении «Город Солнца» другой проект идеального общества. Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждают­ся жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

1) отсутствует част­ная собственность и все граждане участвуют в произ­водительном тру­де; результаты тру­да поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются меж­ду его членами; труд совмещается с одновременным обучением;

2) жизнь соляриев регламентиро­вана до мельчайших подробно­стей — от подъема до отхода ко сну; солярии всё делают вме­сте: ходят на работу и с работы, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; большое внимание уде­ляется воспитанию — с рожде­ния ребенок забирается от ро­дителей и воспитывается в специальных школах, где обуча­ется наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

3) во главе стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

Несмотря на наивность «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы, достоянием последующих поколений стали идеи мыс­лителя о роли науки в жизни общества, о прекращении войн и о просвещении. В целом идеи социалистов-утопистов, выдвину­тые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место со­циальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир, как в эпоху Возрождения, так и в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: