Философия Т. Гоббса. Учение о познании и государстве. "Левиафан".
а) Томас Гоббс (1588 - 1679), ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона.
б) Основные постулаты:
· решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
· целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;
· в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма;
· критиковал рационалистическую философию Декарта; был убежденным материалистом;
· считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства (разработал теорию государства, первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор);
· основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (учение о познании) и проблема государства (считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию).
|
|
в) Чувственное восприятие - это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:
· сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);
· метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;
· естественные знаки - «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т, д.);
· произвольные коммуникативные знаки -слова различных языков;
· знаки к роли «меток» - специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);
· знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).
Nb: В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное использование как индукции, так и дедукции.
г) Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
д) Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:
· человек обладает изначально злой природой;
· движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты; указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;
· право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
|
|
· в целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;
· для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;
· чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
· государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище "Левиафан", которое «пожирает и сметает все на своем пути» - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.