Преимущества и недостатки анкетных опросов

Анкетный социальный опрос имеет как достоинства, так и недостатки. Рассмотрим их более подробно.

Достоинства анкетного соц опроса:

Сравнительно невысокая цена проведения анкетирования в расчете на одного респондента;

Возможность охвата широкого круга лиц;

Возможность всесторонне исследовать людей (то есть, применимость к разнообразным сторонам жизни респондентов);

Легкость и простота обработки полученных результатов;

Минимальная степень влияния анкетера на респондента;

Оперативность не только проведения опроса, но и обработки анкет;

Значительная экономия как финансовых, так и временных ресурсов компании.

Недостатки анкетного соц опроса:

Невозможность проконтролировать процесс заполнения анкеты респондентом (при заочном анкетировании). Поэтому есть вероятность того, что опрашиваемый может не понять некоторых моментов. Также велико влияние окружения. опросе. Имеется процент невозврата заполненных анкет. Для увеличения процента возврата пользуются всевозможными уловками: по

Проблема сбора заполненных анкет при заочном стоянными напоминаниями, сувенирами, подарками и другими вложениями в анкету.

Таким образом, анкетный социологический опрос при прочих равных условиях является одним из самых доступных и удобных методов сбора первичной информации о рынке.

42. Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).

Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, за­дач исследования, роли респондента в решении поставленных за­дач, заверения в полной анонимности ответов респондента, спо­соба возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты.

Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка ее наиболее сложна и ответственна и начинается все­гда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинте­ресовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач ис­следования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оце­нок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные воп­росы, требующие индивидуального мнения респондентов.

Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определя­ющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, об­разование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении. Назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качествен­ному анализу собранной информации и, во-вторых, опреде­лению репрезентативности полученного материала.

При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полу­закрытые и шкальные.

Открытые вопросы — это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме.

Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы зани­маться»

(напишите, пожалуйста)


Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предос­тавляют респондентам возможность выбора одного или несколь­ких возможных ответов.

Простейшим видом закрытого вопроса является «да—нет»-воп-рос.

Альтернативный вопрос отличается от «да—нет»-вопроса та­кой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.

Например: «Как часто Вы посещаете стадион?»

Очень часто (каждый день)

Часто (2—3 раза в наделю)

Не очень часто (3 — 4 раза в месяц)

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: