Анкетный социальный опрос имеет как достоинства, так и недостатки. Рассмотрим их более подробно.
Достоинства анкетного соц опроса:
Сравнительно невысокая цена проведения анкетирования в расчете на одного респондента;
Возможность охвата широкого круга лиц;
Возможность всесторонне исследовать людей (то есть, применимость к разнообразным сторонам жизни респондентов);
Легкость и простота обработки полученных результатов;
Минимальная степень влияния анкетера на респондента;
Оперативность не только проведения опроса, но и обработки анкет;
Значительная экономия как финансовых, так и временных ресурсов компании.
Недостатки анкетного соц опроса:
Невозможность проконтролировать процесс заполнения анкеты респондентом (при заочном анкетировании). Поэтому есть вероятность того, что опрашиваемый может не понять некоторых моментов. Также велико влияние окружения. опросе. Имеется процент невозврата заполненных анкет. Для увеличения процента возврата пользуются всевозможными уловками: по
Проблема сбора заполненных анкет при заочном стоянными напоминаниями, сувенирами, подарками и другими вложениями в анкету.
Таким образом, анкетный социологический опрос при прочих равных условиях является одним из самых доступных и удобных методов сбора первичной информации о рынке.
42. Построение анкеты. Анкета должна иметь три части: вводную, основную и демографическую («паспортичку»).
Вводная часть представляет собой обращение к респондентам с указанием названия учреждения, проводящего исследование, задач исследования, роли респондента в решении поставленных задач, заверения в полной анонимности ответов респондента, способа возврата заполненных анкет и правил заполнения анкеты.
Основная часть состоит из набора вопросов, ответы на которые используются для решения поставленных в исследовании задач. Разработка ее наиболее сложна и ответственна и начинается всегда с простых вопросов, предназначенных для того, чтобы заинтересовать респондентов и помочь им включиться в работу. Затем следуют вопросы, направленные на решение главных задач исследования и касающиеся, как правило, мотивов, мнений и оценок. В конце используются вопросы, которые детализируют ответы на предыдущие, а также контрольные и наиболее интимные вопросы, требующие индивидуального мнения респондентов.
Демографическая часть анкеты состоит из вопросов, определяющих социальную характеристику респондента, пол, возраст, образование, род занятий, спортивную квалификацию и т.д. Эта часть анкеты наиболее лаконична и проста в заполнении. Назначение ее состоит в том, чтобы способствовать, во-первых, качественному анализу собранной информации и, во-вторых, определению репрезентативности полученного материала.
При конструировании анкеты применяются следующие виды вопросов, различающиеся по форме: открытые, закрытые, полузакрытые и шкальные.
Открытые вопросы — это вопросы, формулировка которых предполагает ответ респондента в свободной форме.
Например: «Назовите вид спорта, которым Вы хотели бы заниматься»
(напишите, пожалуйста)
Закрытые вопросы предполагают варианты ответов и предоставляют респондентам возможность выбора одного или нескольких возможных ответов.
Простейшим видом закрытого вопроса является «да—нет»-воп-рос.
Альтернативный вопрос отличается от «да—нет»-вопроса такой важной характеристикой, как уравновешенность формулировки. Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньшим, и предлагаемые варианты ответов носят взаимоисключающий характер. На такой вопрос можно выбрать лишь один вариант ответа.
Например: «Как часто Вы посещаете стадион?»
Очень часто (каждый день)
Часто (2—3 раза в наделю)
Не очень часто (3 — 4 раза в месяц)