Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация пред­полагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объек­те. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержа­тельная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты, которому предшеству­ет процедура эмпирического определения основных поня­тий исследования и отбора соответствующих эмпириче­ских индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизация вопро­сов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

1. По предметному содержанию вопросы можно под­разделить на:

Вопросы о фактах. Целью этих вопросов является получение информации о социальных явлениях, о состоя­нии дел на производстве, о поведении окружающих. Они могут касаться и личности самого респондента, когда он заполняет данные паспортички, а также нести информа­цию о его действиях, поступках или их последствиях.

Вопросы о знании. Их цель состоит в раскрытии того, что знает и что может изложить респондент. Как прави­ло, это вопросы экзаменационного типа, имеющие целью выявить уровень информированности респондента и его знаний в определенной области. Такие вопросы могут со­держать задания, экспериментальные и игровые ситуации, решение которых требует от опрашиваемого использова­ния определенных навыков, знания конкретных фактов, событий, имен.

Вопросы о мнении. Эти вопросы направлены на фик­сацию фактов, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и могут касаться любых проблем и личности самого рес­пондента. Ответом в этом случае выступают оценочные суждения, основанные на индивидуальных представлени­ях. Через мнения выявляется отношение человека к тем или иным событиям.

Вопросы о мотивах. Эти вопросы призваны выявить субъективное представление человека о мотивах своей дея­тельности. Один вопрос о мотивах не может дать подлин­ную картину мотивации деятель

2. По своей логической природе вопросы подразделя­ются на:

Основные вопросы. На основе ответов на эти вопро­сы строятся выводы об изучаемом явлении, они состав­ляют большую часть анкеты.

Вопросы-фильтры. Эти вопросы задаются для отсе­ва некомпетентных лиц при опросе по изучаемой про­блеме или же с целью выделения части респондентов из всего массива по определенному признаку.

Контрольные вопросы служат для проверки устой­чивости, правдивости и непротиворечивости ответов, оп­ределения их искренности и достоверности.

Наводящие вопросы оказывают помощь респонденту в правильном осмыслении основного вопроса, помогают дать более точный ответ.

3. По своей психологической функции, определяющей отношение респондента к самому факту анкетирования и к тем вопросам, на которые ему предстоит ответить, по­следние делятся на:

Контактные вопросы служат для установления кон­такта с респондентом. Их цель - создать интерес к иссле­дованию, побудить принять в нем участие. Как правило, это первый или один из первых вопросов анкеты, кото­рый по форме должен быть весьма простым и касаться самого респондента, как бы настраивать его на заинтере­сованное участие в анкетировании. В качестве контактных вопросов часто используют вопросы чисто событийного характера. Главная же функция этого вида вопросов - об­легчение взаимодействия с респондентом во время опроса, побуждение его к наиболее полному и искреннему пред­ставлению своего мнения по существу исследуемой про­блемы.

Буферные вопросы. Целью этого вида вопросов яв­ляется переключение внимания при переходе от одного тематического блока к другому, причем часто этот вид вопроса представляет не только собственно вопрос, но и повествовательную преамбулу к нему, где исследователь поясняет логику мысли, создавая этим симметрию обще­ния: респонденту корректно предлагается переключиться с одной проблемы на другую и объясняется, для чего это необходимо сделать, ему предлагается подумать, вновь заострить внимание, переключиться. Вопросы этого вида, как правило, начинаются с общей формулы: "Как вы ду­маете?" - и далее идет описание новой проблемы.

Прямые вопросы направлены на выражение отноше­ния респондента - по поводу анализируемой проблемы, их оценку с его собственной позиции.

Косвенные вопросы. При ответе на эти вопросы рес­пондент отвечает от имени группы, коллектива, в безлич­ной форме, что позволяет ему как бы скрыть свою соб­ственную позицию и усилить критический акцент своих высказываний. Кроме того, косвенные вопросы задаются и тогда, когда прямые вопросы не вполне удобно задавать или есть предположение, что на них не будет получено искренних ответов, это ситуации, касающиеся частных, интимных сторон человеческой жизни или их отношения к власти, к своему непосредственному начальству и т.д.

4. По характеру ответов на поставленные вопросы они подразделяются на следующие виды:

Открытые вопросы предполагают оригинальный по­вествовательный ответ в виде слова, предложения или не­скольких предложений. Формально эти вопросы выделя­ются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для социолога. Однако возникают сложности, связанные с об­работкой полученных ответов, их кодировкой, что неиз­бежно приводит к существенному ограничению использо­вания ЭВМ.

Закрытые вопросы. Ответы на них предполагают вы­бор из веера предложенных респонденту вариантов. Такие вопросы достаточно легко обработать, отпадает необходи­мость последующей интерпретации полученных ответов, но при этом есть опасность навязать свои ответы респон­денту в случае предоставления недостаточно полного рее­стра вариантов ответов.

Полузакрытые вопросы. Здесь наряду с набором оп­ределенных вариантов ответов в ситуации невозможности выбрать подходящий вариант из предложенного перечня, респонденту предоставляется возможность высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме в свободной форме, т.е. соединяются признаки открытости и закрытости.

Шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

Вопросы-меню. Здесь респонденту предлагается вы­брать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

Дихотомические вопросы (или альтернативные) пред­полагают ответы по принципу "да-нет", носят взаимоис­ключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим.Альтернативы должны быть перемешаны так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке из значимости. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную. Необходимо уравнивать альтернативы по длине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: