Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие человека в целях подготовки его к деятельности в обществе.
Воспитание тесно связано с обучением и образованием.
Правовое воспитание направлено на формирование у человека должного правосознания, повышения его правовой культуры, в конечном итоге, обеспечение правопорядка. Необходимо различать «правовое воздействие» от «правового воспитания». Правовое воздействия включает в себя весь комплекс воздействия на человека окружающих его правовых явлений.
Правовое воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, с целью передачи правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок.
Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением и образованием. Разница в том, что правовое обучение состоит, прежде всего, в передаче знаний, а правовое воспитания процесс более глубокий, направленный не только и не столько на передачу знаний, сколько на формирование у человека соответствующих ценностей, убеждений, мировоззрения. Таким образом, правовое обучение - это одна из форм правового воспитания.
Правовое воспитание - это сложный процесс, содержание которого выступает систематическое и целенаправленное воздействие на людей с помощью правовых, идеологических, специально-воспитательных средств.
Субъектом воспитания чаще всего выступают государственные органы, образовательные учреждения, общественные организации.
Объектами воспитание выступают всё общество, группы населения (школьники, студенты, правонарушители, преступники и т.д.), отдельные индивиды.
К формам правового воспитания относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, правовая практика и др.
Правовое обучение осуществляется в школе, в средних и высших учебных заведениях. Особую роль играют специальные юридические учебные заведения, задачей которых является подготовка юристов-профессионалов.
Правовая пропаганда состоит в распространении наиболее общественно значимых правовых знаний, идей, убеждений с помощью возможностей, СМИ, кино, специальных государственных и общественных структур (наподобие бывшего всесоюзного общества «Знание»).
Непосредственное участие граждан в правовой практике способствует усвоению ими соответствующих знаний и убеждений законопослушного гражданина. Здесь речь идёт, прежде всего, об участии граждан в специальной, в том числе правоприменительной деятельности в качестве народных заседателей, присяжных заседателей, дружинников и т.п.
В качестве наиболее важной общей цели правового воспитания следует назвать повышение уровня правосознания и правовой культуры общества, его социальных групп, отдельных граждан. Достижение данной цели предполагает решение множества конкретных задач: передача соответствующих правовых знаний; формирование положительного отношения к праву; привитие желания и умения использовать правовые знания на практике.
104. Деформация правового сознания. Деформация профессионального правосознания, правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой фетишизм.
В современном обществе нередко наблюдаются различные деформации в правосознании как личности, так и различных социальных или иных групп, в многообразных проявлениях и формах - от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного игнорирования и отрицания.
Деформацию правосознания, выражающуюся в превращении правовых взглядов, убеждений, установок в неправовые, можно представить в следующих формах:
в форме правового инфантилизма;
в форме правового нигилизма;
в форме правового перерождения.
Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, неинформированности, пробельности в правовых знаниях. Среди населения современного российского общества сложился массовый правовой инфантилизм, имеющий глубокие исторические корни.
Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права, законов в социальной жизни и жизни конкретного индивида. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении. Это осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел.
Подэлементами правого нигилизма являются: правовой негативизм и правовое легкомыслие.
Негативизм — отрицательное отношение к правовым нормам;
Легкомыслие - незнание норм права, их места в общественном сознании или небрежное к ним отношение, или самонадеянная уверенность о их знании, ни на чем не основанном.
Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.
Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные “ценности” и криминальные установки так называемого “воровского закона” – своеобразного неписаного кодекса преступного мира.
Правовой фетишизм (правовой идеализм) – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и ᴇᴦο возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы
Представители правового фетишизма уверены, что принятие хороших законов сможет изменить существующее положение дел в лучшую сторону. Тем не менее, данная позиция ошибочна. Право, несмотря на множество регуляторов, не всесильно, а правовые методы регулирования требуют соответствующих условий для их воплощения и создания подготовленной почвы для их действий.
Пути преодоления˸
- повышение уровня общей и правовой культуры, правосознания
- предупреждение правонарушений, в первую очередь – преступности
- совершенствование законодательства
- массовое правовое просвещение
- правовое воспитание
- правовое воспитание
- укрепление законности, правопорядка, государственной дисциплины
- уважительное отношение к личности человека, обеспечение ᴇᴦο прав и свобод
- подготовка высококвалифицированных кадров юристов
- правовая реформа