Ответ:
Мышление – это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира.
Основные функции мышления:
— установление всеобщих взаимосвязей;
— понимание сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений;
— обобщение свойств однородной группы явлений.
Виды мышления:
1. По форме:
— наглядно-действенное;
— наглядно-образное;
— абстрактно-образное.
2. По степени новизны и оригинальности:
— репродуктивное (воспроизводящее):
— продуктивное (творческое).
З. По характеристике решаемых задач:
— теоретическое;
— практическое.
4. По структуре:
— дискурсивное-последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения;
— интуитивное-непосредственном чувственном восприятии.
Мышление включает следующие операции:
— анализ (мысленное расчленение предметов, явлений, ситуаций и определение составляющих элементов, частей, моментов, сторон);
|
|
— синтез (соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами);
— абстрагирование (отвлечение существенных свойств предмета от несущественных);
— сравнение (соотнесение каких-либо объектов и вы деление в них общего или различного);
— обобщение (соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях); конкретизация (выражение мысли словами).
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную сферу человека, мобилизуют его энергию на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становятся возможными специфически человеческая операция мышления – абстракция.Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.
Понятие воображения, его природа, функции и виды. Приемы и способы создания новых образов. Роль воображения в игровой и творческой деятельности ребенка.
|
|
Ответ:
Воображение – психический процесс, заключающий в создании новые образы,путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку.
Функции:
1)Для решения практических проблем (прагматическая).
2)Для регуляции эмоций, физиологических состояний и психических процессов (психотерапевтическая). Например, всем известный эффект плацебо, является яркой иллюстрацией этой функции воображения.
3)Регуляция памяти, внимания, речи и других средств познания (познавательная). Мы часто «проговариваем» в уме слова, прежде чем их произнести, а пытаясь вспомнить какой-то факт, пытаемся воссоздать свои ощущения, когда впервые узнали об этом событии (запахи, эмоции, разговоры, звуки и т.д.).
4)Планирование деятельности.
5)Формирование образов и манипуляция ими в уме для программирования различных ситуаций.
Виды:
Пассивное воображение:
1. преднамеренное;
2. непреднамеренное.
Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.
Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.
Активное воображение:
1 творческое;
2 воссоздающее.
Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.
Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Приёмы создания новых образов:
1) Агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.)
2) Акцентирование – один из способов создания образов воображения, выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль.
3) Схематизация – создание образов с помощью схем, картин.
4) Типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.
Роль воображения:
Понятие и определение эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств.
Ответ:
Эмоции – это пристрастное отношение человека к окружающему миру, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция или чувство. Эмоции выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.
Чувство - это выражение человеком своего положительного или отрицательного, т.е. эмоционально-оценочного, относительно устойчивого отношения к каким-либо объектам (людям, животным, вещам).