Основные этапы становления государственности. Социальный и политический строй Древней Руси IX-XIII ВВ

Предмет изучения и специфика исторического познания. Система понятий, исследовательские позиции, их источники, методы изучения истории.

По Кириллову.

Что такое история? Существуют разные ответы на этот вопрос. Её можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

 

 

История - это прежде всего область человеческой деятельности. Выдающиеся мыслители прошлого (Цицерон, Бэкон, Карамзин, Ключевский) отмечали важность и необходимость её изучения.                 

Историческими источниками называют все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Большинство авторов выделяют 6 типов источников:

1. Письменные источники - юридические договоры, летописи, жития, письма, дневники, описания и т.д.

2. Вещественные источники - орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др.

3. Этнографические источники - нравы и обычаи, нормы поведения, обряды праздники.

4. Устные источники - фольклор (былины, сказки, песни и т.п.).

5. Лингвистические источники - данные языка.

6.Аудиовизуальные документы - кино-, фото-, видео- и аудиодокументы.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, надо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть приёмами работы с историческими источниками.

История - это интерпретация прошлого. Интерпретация - это восприятие, отношение, оценка. Историк + источник = интерпретация.

История изучает человека, опыт жизни людей во времени и пространстве.

Функции исторической науки.

1) Функция социализации.

2) Познавательная функция.

3)Воспитательная функция.

4) Развлекательная функция.


 


Основные этапы становления государственности. Социальный и политический строй Древней Руси IX-XIII вв.

В 882 году два крупнейших центра древних славян, киевский и новгородский, объединяются под властью Киева, образовав Древнерусское государство. В его создании важная роль принадлежит князю Олегу, способствовавшему данному объединению и ставшему впоследствии первым его правителем. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX - начало X века, условно может быть разделена на три больших периода. Первый (IX - середина X века) - время первых киевских князей. Второй (вторая половина X - первая половина XI века) - время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы; третий период (вторая половина XI - начало XII века) - переход к территориально-политической раздробленности.
  Образование Киевского княжества. Центром объединения послужило племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. Анализируя государственное устройство Киевской Руси, можно сказать, что Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старших дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники - посадники и их ближайшие помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение (" тысячу").Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече. Для осуществления власти над населением, расширения границ государства и защиты его от внешних врагов великий князь имел значительные военные силы. Они состояли прежде всего из дружины великого князя, а также из войск вассальных князей, которые тоже имели собственные дружины. В особых случаях собиралось народное ополчение. На реках и в Черном море плавал значительный ладейный варяжский флот. Князья отдельных земель и другие крупные, средние и мелкие феодалы находились ввассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной, а их смерды обязаны были платить ему дань. В то же время эти вассалы сами осуществляли в полной мере функции управления в своих вотчинах, а великокняжеские наместники не имели прав вмешиваться в их внутренние дела.
   В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса - крестьяне и феодалы. Оба класса не были однородными. Крестьяне делились на свободных общинников и зависимых. Свободные крестьяне имели свое натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам иодновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев и холопов. Класс феодалов состоял изпредставителей великокняжеского дома с великим князем во главе, князей племен или земель, бояр, старших дружинников. Позже в этот класс вошли и верхи духовенства.Феодалы эксплуатировали крестьян и посадский люд. На стороне феодалов были власть и военная сила.
Княжеское правление Олега Рюриковича, Игоря, Ольги и Святослава Игоревича. Рюрик умер в 879 году, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Из-за малолетства Игоря Русской землей сталправить родственник Рюрика – Олег. Свой первый поход в 882 году, будучи новгородским князем, он предпринял на югпо Великому днепровскому пути, захватив по дороге Смоленск иЛюбеч, оставив своих воевод, отправился с дружиной к Киеву. Олег сделал Киев столицей своего княжества. Далее Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей, воевал с тиверцами, сам определял размер дани с покоренных племен.
Географическое положение Киевской Руси на великих водных путях, связывавших Балтийское, Черное и Каспийское моря, определяло отношения со Скандинавией, Хазарским каганатом и Византией. В Скандинавии киевские князья пополняли наемную военную силу. Через Хазарию шел торговый путь в страны Средней Азии. Византия оказала сильное и глубокое влияние на историю Древнерусского государства.
Византия была для Киевской Руси рынком, куда сбывались мех и рабы и откуда привозились дорогие ткани и предметы роскоши. Олег в 907-911 годах совершил поход к Царьграду (Константинополь), в итоге был заключен выгодный для Руси договор и Царьград должен был платить дань.
После Олега княжил Игорь (912-945). Ему удалось усмирить возмутившихся древлян, подчинить себе уличей и совершить два похода на Царьград. Оба они закончились неудачей. После двух походов Игорь подписал с греками в 944 году договор, менее выгодный, чем договор 911 года, по которому греки получали ряд привилегий, а Русь утрачивала некоторую самостоятельность в торговых отношениях с Царьградом. Игоря погубила его страсть к стяжательству. Он решил взять двойную дань с древлян, которые до этого исправно ему платили. Древляне перебили княжескую дружину и захватили самого князя и убили его. После смерти Игоря остались вдова Ольга и сын Святослав, которому в то время было четыре года, поэтому править Русью стала княгиняОльга.
Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших к ней спредложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, азатем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. В 955 году она посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. Иными словами, всем своим поведением Ольга добилась решения чрезвычайно важной для Киевской Руси международной задачи - повышения политического статуса своего государства втогдашнем мире.
По возвращении из своего затянувшегося путешествия в Византию Ольга официально передала княжение своему сыну Святославу.
Святослав покорил жившее по Оке славянское племя вятичей, до тех пор остававшееся независимым, ходил на хазар, победил их, взял их главный город на Дону - Белую Вежу. В 967 году, по приглашению греческого императора Никифора, приславшего ему деньги, Святославпошел на дунайских болгар, завоевал ихземлю и осталсяв ней жить. На самомделе Никифор пыталсястолкнуть Русь с Болгарией, апотом уже поодиночке подчинитьих своему диктату.Но Святослав,наоборот, помог болгарамосвободиться от византийского влияния.Греки скоро почувствовали угрозу безопасности своей империи. И,чтобы отвлечь Святослава, Никифор спровоцировал нападениепеченегов наослабленный в военномотношении Киев. Святослав вернулся в Киеви прогнал печенегов, но не остался наРуси, а вернулсяв Болгарию, где, несмотря насвою необыкновенную храбрость, не смог осилитьгреческого войска. При возвращении наРусь он былубит печенегами при днепровских порогах в 912году.
Начало усобиц между сыновьями Святослава. До сих пор было по одному князю на Руси; теперь, как скоро их стало трое - Ярополк, Олег и Владимир, начинаются между ними усобицы. Ярополк пошел на Олега, и тот погиб вбитве с братом, Древлянская земля была присоединена к Киеву. Гибель Олега серьезно встревожила Владимира. И предвидя реальную возможность нападения Ярополка на Новгород, надодумать, не с пустыми руками бежал к варягам.Послебегства Владимира Ярополк послал вНовгород своих наместников и стал,таким образом,единоличнымправителем всейКиевской Руси.

Через двагода Владимирвернулся вНовгород с наемной варяжскойдружиной. Он не толькопрогнал изсвоего городакиевских наместников, но и решилвыступить с войскамипротив строптивого брата, чтобы отомстить ему за смерть Олега. Владимир разбил войскаЯрополка,убилего самого и стал единоличным князем на Руси.
Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь правительство Владимира стремилось охватить новой административной системой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слиянии государственного начала с личным: на место прежних "светлых князей", стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: в Новгород - Ярослава, в Полоцк - Изяслава, в Туров - Святополка, в Ростов - Бориса, в Муром - Глеба, в Древлянскую землю - Святослава, на Волынь - Всеволода, в Тмутаракань - Мстислава. Но по-прежнему оставалась нерешенной главная задача внешней политики Руси - оборона от печенежских племен, наступавших на русские земли по всему лесостепному пограничью.
Таким образом, при Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединяются в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червенские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей.
 Принятие христианства. В 988 году при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.

Ярослав Мудрый. Ярослав правил 35 лет (1019-1054). Годы его правления стали временем политического расцвета Киевской Руси, начало которому было положено при Владимире Святом. В 1036 году у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенежские орды. В память об этой великой победе на месте решающего сражения был построен храм собора святой Софии. Воздвигая в Киеве храм, подобный крупнейшему храму православного мира - собору святой Софии в Константинополе, Ярослав таким образом ставил свой стольный град вровень с гордой столицей Византии.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. Киев по праву превратился в крупнейший экономический и политический центр государства. В нем широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Чтобы подчеркнуть могущество Руси, ее равенство с Византией, Ярослав, без согласования с константинопольским патриархом, назначил на Руси главу церкви – митрополита Иллариона Берестова, прежде митрополиты присылались из Византии.
При Ярославе выдающихся успехов достигло на Руси просвещение. Он создал училище в Новгороде, где постигали науки около 300 юношей. При Ярославе в Киеве началось русское летописание, около 1050 года первая летопись появляется и в Новгороде

При Ярославе успешно развивались отношения Руси со странами Европы. Один из сыновей Ярослава, Всеволод, стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. Дочери Ярослава - Анна, Анастасия и Елизавета - вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии. Сам Ярослав достиг широкого международного признания.
Социально-экономический строй Киевской Руси. Главным богатством Киевской Руси была земля, которой владели как знать, которая имела крупные земельные наделы, так и крестьяне - мелкие землевладельцы. Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики, где распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, то есть отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Одновременно в Киевской Руси проживали и крестьяне-общинники, которые не подчинялись феодалам и вели свое хозяйство самостоятельно. Они платили дань великому князю, олицетворявшему государство.
В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба. Однако в Древней Руси проблема выживания стояла так остро, что всегда находилось множество людей, для которых холопство было единственной альтернативой гибели.
Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в тяжелом зависимом положении, как правило, не имея личной свободы.
Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг. То есть они брали у феодалов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги, поэтому и назывались "закупы". Долг закуп возвращал тяжелой работой.
В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "миром". Община помогала своим членам в беде. Она же в лице своих выборных предводителей несла ответственность перед государством за порядок на своей территории, за своевременный сбор податей и исполнение других повинностей. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Община как могла старалась уберечь свою землю от захвата представителями правящего класса. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство.
Таким образом, в социально-экономической жизни Киевской Руси преобладал государственный сектор развития экономики в лице свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти. В экономике Древней Руси феодальный склад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Все свидетельствует о многоукладности экономики в Киевской Руси.
Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава, который по справедливости вошел в русскую историю под именем Мудрого, было составление письменных законов, которые получили название "Русская Правда".
"Русская Правда" включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказания за те или иные проступки или преступления.
Ярослав еще при жизни постарался распорядиться державным наследием. Старший сын Изяслав должен был княжить в Киеве, и братьям вменялось чтить его как главу рода. Святослав Ярославович получил в княжение Чернигов, Всеволод - Переяславль, Игорь - Владимир Волынский, Вячеслав - Смоленск. В Полоцке оставался княжить внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславич. По завету отца братья сообща должны были беречь единую Русскую землю. В 1054 году Руси Ярослав Мудрый скончался.
Предпосылки удельной раздробленности (вторая половина XI - начало XII века). Эти предпосылки связаны с установлением Ярославом Мудрым нового порядка престолонаследия. Как было уже сказано, перед смертью Ярослав Мудрый разделил территорию государства между своими пятью сыновьями. Это решение Ярослава было вызвано намерением предотвратить возможную борьбу за власть между ними. Предлагался новый порядок передачи престола к старшему брату, т. е. от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику.

Но все же сыновья часто враждовали друг с другом. Между тем на границах появился новый враг - кочевые племена половцев.
Любечский съезд. Раздоры и вражда между князьями продолжались и после смерти в 1093 году последнего из Ярославичей - Всеволода, власть над Киевом после которого унаследовал Святополк II Изяславович (1093-1113). Однако и при нем усобицы только усилились, половцы продолжали безнаказанно грабить русские земли, издеваться над населением Руси.
В это время наиболее авторитетным и уважаемым среди киевской знати был внук Ярослава Мудрого князь Владимир Всеволодович Мономах. Именно по его инициативе в 1097 году состоялся Любечский съезд князей, на котором было решено о прекращении усобиц и провозглашался принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако этим решениям не суждено было воплотиться в реальной жизни - усобицы продолжались и после Любечского съезда.
Владимир Мономах. Раздоры князей, половецкие набеги явились причиной народного восстания в Киеве в 1113 году. Все это заставило киевскую знать в начале XII века призвать на княжение властного и авторитетного Владимира Всеволодовича Мономаха (1113-1125). Он был вынужден пойти на некоторые уступки, установив твердые нормы ссудного процента ("Устав о резях"), которые вошли в так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще одной частью "Русской Правды". Устав улучшил правовое положение купечества, регламентировал переход в холопство, определил правовое положение закупов, что свидетельствует о том, что закупничество стало очень распространенным институтом и закабаление смердов продолжало развиваться.
Владимир Мономах сумел укрепить под своей властью всю Русскую землю, хотя дробление ее продолжалось. Он сумел объединить силы русских князей для отпора половцам, и на Руси наступило относительное затишье.
Владимир Мономах значительно поднял международное значение Руси. Сам князь был внуком византийского императора и был женат на английской принцессе. При Владимире Мономахе и по его инициативе была составлена начальная русская летопись "Повесть временных лет".
После кончины Мономаха киевское княжение перешло к его сыну Мстиславу I Великому (1125-1132), который еще некоторое время благодаря своей мудрости и решительности удерживал единство русских земель. Однако с его смертью Киевская Русь начала быстро распадаться на самостоятельные княжества и земли, повторив судьбу многих варварских империй древних государств. В результате Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка отдельных княжеств-государств. В истории Русского государства наступил период раздробленности и обособленности каждого из княжеств.

































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: