(Русская предфилософия. Идейная эволюция историософской доктрины П.Я. Чаадаева. Прошлое, настоящее и будущее российского общества как предмет философского анализа в полемике западников и славянофилов.
Метафизика всеединства В.С. Соловьева: учение об абсолюте и космология; софиология философа; идея цельной жизни; понимание Соловьевым человека, смысла его бытия, назначения истории.
Персоналистическая философия Н.А. Бердяева: новое религиозное сознание, этика творчества, проблемы объективации и свободы.
Идеи русского космизма: «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова, философская космология К.Э. Циолковского, учение о ноосфере В.И. Вернадского).
Вопросы к теме:
1. Расскажите об идейном значении таких произведений, событий, идей русской предфилософской мысли, как: крещение Руси, произведение митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати», историософская доктрина «Москва – третий Рим», спор «нестяжателей» и «иосифлян», религиозный раскол XVII века.
2. Как связаны у П.Я. Чаадаева идея «Царства Божия» и критическое отношение к прошлому и настоящему России?
|
|
3. Раскройте смысл славянофильской триады – «православие-самодержавие-народность».
4. В творчестве каких мыслителей и философских направлений развивались славянофильские идеи?
5. Назовите известных представителей и основные идеи «западничества».
6. Почему учение В.С. Соловьева называют «софиологией»?
7. Каковы основные идеи «нового религиозного сознания» (В.В. Розанов, Н.А. Бердяев)?
8. В чем суть идеи «объективации» у Н.А. Бердяева?
9. Можно ли назвать философию «общего дела» реалистичным проектом преобразования действительности?
10. Почему философское творчество К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского можно отнести к направлению «космизма»?
Литература:
- Акулинин В.Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.
- Алексеев П.В. Философы России XIX – XX столетий: Биографии, идеи, труды. М., 2002.
- Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. №1-2.
- Бердяев Н. Самопознание. М., 1990.
- Бердяев Н. Судьба России. М., 1990.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
- Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991.
- Геворкян А.Р. Историософские воззрения Н.Я. Данилевского // Философские науки. 2004. №6.
- Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. №12.
- Гиренок Ю.И. Русские космисты. М., 1990.
- Ермилов А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990.
- Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1999.
- Замалеев А.Ф. Учебник русской политологии. СПб., 2002
- Зеньковский В.Р. История русской философии. Л., 1991.
- К исследованию жизни и творчества Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1991. №2.
- Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. №8.
- Коган Л.А. Философия Н.Федорова // Вопросы философии. 1990. №11.
- Корнилов С.В. Русские философы: Справочник. М., 2001.
- Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.
- Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4-х ч. М., 2001.
- Розанов В.В. Сочинения. М., 1990.
- Семенова С. Николай Федоров: творчество жизни. М., 1990.
- Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
- Скородумов С.В. В.В. Розанов: философия жизни и существования. Ярославль. 2004.
- Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. М., 1991.
- Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.
- Циолковский К.Э. Утописты. Живая Вселенная // Вопросы философии. 1992.
- Чаадаев П.Я. Философические письма. М., 1989.
Тема 8. Онтология как учение о бытии
|
|
(Философское и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Проблема бытия в истории философской мысли. Основные формы бытия. Главные онтологические категории: бытие и ничто, единое и многое, качество и количество, содержание и форма, единичное и общее, возможность и действительность)
Вопросы к теме
1. Что обозначает категория бытия? В чем отличие онтологии от гносеологии?
2. Объясните понятие «субстанция».
3. Что думали о бытии такие древнегреческие мыслители как Парменид, Гераклит, Демокрит, Платон и Аристотель?
4. Каковы особенности понимания бытия в средневековой христианской философии?
5. Как понимали бытие философы Нового времени?
6. В чем заключается экзистенциалистское понимание проблемы бытия?
7. Какие основные формы бытия выделяют в диалектико-материалистической философии?
8. Расскажите о таких онтологических категориях как «бытие» и «ничто», «единое» и «многое».
9. Раскройте суть категорий «качество» и «количество», «содержание» и «форма».
10. Как решались проблемы «единичного и общего», «возможности и действительности» в истории философской мысли?
Литература
- Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма как философия существования. СПб., 1999.
- Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1993.
- Виндельбанд В. История новой философии. В 2 т. М., 2000.
- Вольнов В. Приглашение в философию. Античность: Учеб.пособие. СПб., 2001.
- Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. №7.
- Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000.
- Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986
- Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1994.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Койре А. Очерки истории философской мысли: о влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 1985.
- Кузнецов Г.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – первой половины XIX века. М., 1989.
- Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.
- Лосев А.В. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998.
- Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. М., 1990.
- Необходимость и случайность. Киев, 1988.
- Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. №6.
- Огородников В.П. Познание необходимости. М., 1985.
- Павленко А.Н. Бытие у своего порога. М., 1997.
- Рассел Б. История западной философии. М., 1993.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000.
- Соколов В.В. Европейская философия XV-XIII вв. М., 1984.
- Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
- Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000.
- Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.
- Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993. №4.
- Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1990. №10.
Тема 9. Материя, пространство, движение
(Материя как объективная реальность. Современные научные и философские представления о структуре и уровнях организации материи. Пространство и время, бесконечность временная и пространственная. Движение, его основные формы. Самодвижение и самоорганизация материи. Диалектика как учение о развитии)
|
|
Вопросы к теме
1. Расскажите об эволюции понимания материи в античной философии.
2. Есть ли различия в понимании материи в философии средневековья и нового времени?
3. В чем влияние революции в физике в конце XIX – начале XX в. на формирование нового философского определения материи?
4. Какие виды материи известны науке?
5. Что говорит современное естествознание о системной организации материи и её структуре?
6. В чем заключается принцип детерминизма?
7. Как связано движение материи с ее всеобщим взаимодействием и почему движение называют способом существования материи?
8. Приведите пример классификации форм и видов движения?
9. Что такое пространство?
10. Что такое время?
Литература
1. Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987. №11.
2. Антология античной философии. М., 2001.