(Социально-экономические и культурные предпосылки становления философии Нового времени. Роль научной революции XVII века в становлении философии Нового времени. Философское учение Ф. Бэкона. Рационализм в философии – Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза. Эмпиризм в философии – Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм. Философия Просвещения во Франции XVIII века: основные идеи великих французских просветителей: Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье)
Вопросы к теме
1. Почему философию Нового времени называют гносеоцентричной?
2. Можно ли назвать механику и математику факторами нового миропонимания?
3. На какой метод, считал Ф. Бэкон, должно опираться опытное познание природы?
4. В чем суть концепции «общественного договора» Т. Гоббса?
5. Разъясните какую роль в своем рационалистическом учении Р. Декарт отводит: радикальному сомнению, врожденным идеям, универсальному методу?
6. Почему учение Б. Спинозы о Боге и природе можно назвать пантеистическим?
7. В чем заключается принцип сенсуализма Д. Локка? В чем суть его учения о первичных и вторичных качествах?
|
|
8. Докажите, что в вопросе о субстанции Г.В. Лейбниц был плюралистом.
9. Есть ли существенное отличие скептицизма Р. Декарта от скептицизма Д. Юма?
10. Какова сущность просветительского движения в философии XVIII века?
Литература:
- Антология мировой философии: В 4-х т. Т.2. М., 1969.
- Ахутин А.В. Понятие природы и античности в новое время («фюзис» и «натура»). М., 1990.
- Бэкон Ф. Новый Органон: Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1978.
- Вейрцман И.Е. Ж.-Ж. Руссо. М., 1976.
- Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2-х т. Т.1. От Возрождения до Просвещения. М., 2000.
- Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.
- Гайденко П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. СПб., 2000.
- Декарт Р. Рассуждение о методе: Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1989.
- Дидро Д. Сочинения: В 2-х т. М., 1991.
- Зайченко Г.А. Джон Локк. М., 1988.
- История философии. Учебник. Под ред. В.П. Кохановского. Р.-на-Д., 1999.
- Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.
- Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.
- Лазарев В.В. Становление философского сознания нового времени. М., 1987.
- Лейбниц Г. Монадология: Соч. Т.1. М., 1982.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении: Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1986.
- Момджан Х.И. Французское просвещение XVIII в. М., 1983.
- Мотрошилова Н.В. Познание и общество. Из истории философии XVII – XVIII в.в. М., 1969.
- Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1973.
- Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1987.
- Погоняйло А.Г. Философия заводной игрушки, или апология механицизма. СПб., 1998.
- Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3: Новое время: (От Леонардо до Канта). СПб., 1996.
- Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1989.
- Соколов В.В. Спиноза. М., 1973.
- Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х т. М., 1957.
- Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.
- Юров С.В. Дж. Беркли и проблема солипсизма // Вопросы философии. 1997. №6.
|
|
Тема 5. Немецкая классическая философия
(Докритический и критический периоды в творчестве И. Канта. Учение о познании: чувственность, рассудок, разум. Понятие «вещи в себе». Антиномии разума. Этика долженствования. Категорический императив и понятие свободы.
Проблема тождества бытия и мышления в философии Г.Гегеля. Ступени развития абсолютной идеи: логика, философия природы, философия духа. Диалектический метод Гегеля: законы и категории диалектики. Философия истории Гегеля.
Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критический анализ идеализма и религии. Этика Фейербаха.)
Вопросы к теме:
1. Какие периоды выделяют в творчестве И. Канта?
2. Объясните, что обозначают понятия «вещь в себе» и «вещь для нас»?
3. Можно ли заключить, что пространство и время рассматриваются Кантом в качестве субъективных априорных форм чувственного опыта?
4. Каковы, по мнению Канта, роли рассудка и разума в познавательной деятельности?
5. Почему учение Канта о нравственности называют этикой долга?
6. Принимал ли Г. Гегель кантовское учение о «вещах в себе» и почему?
7. Какие три ступени проходит в своем развитии абсолютная идея?
8. Что вы можете рассказать о диалектическом методе Г.Гегеля?
9. В чем Гегель видел критерий исторического прогресса и «хитрость мирового разума»?
10. В чем сущность религии по мнению Л. Фейербаха?
Литература:
- Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1980.
- Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1995.
- Быховский Б.Э. Фейербах. М., 1967.
- Виндельбанд В. История новой философии. В 2 т. М., 2000.
- Гайденко П.П. Проблемы времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. 2003. №9.
- Гегель. Наука логики. М., 1970-1972.
- Гегель Г. Философия истории. СПб., 1993.
- Гегель. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1974-1975.
- Гулыга А.В. Гегель. М., 1970.
- Гулыга А.В. Кант. М., 1981.
- Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
- Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
- Кант И. Критика чистого разума / Соч. Т.1. Т.4. М., 1965.
- Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4. Ч.1. М., 1968.
- Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.
- Кузнецов Г.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – первой половины XIX века. М., 1989.
- Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984.
- Нерсесянц В.С. Гегель. М., 1979.
- Петякшева Н.И. Этика долга Иммануила Канта // Дидакт. 1996. №4.
- Рассел Б. История западной философии. СПб. 2001.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1995. Т.3.
- Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М., 1998.
- Фейербах Л. История философии: В 3 т. М., 1974.
- Философия Канта и современность. М., 1984.
- Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.