Воспитание и становление профессионального самосознания. Вуз как система формирования профессионального самосознания

Воспитание – осуществляется в основном через межличностное общение и ставит своей целью формирование и развитие ребенка как личности, развития его мировоззрения, морали, мотивации и т.д. Задачи воспитания определяются общественными и нравственными ценностями. Общая цель современного воспитания – сделать детей высоконравственными, духовно нравственными, внутренне свободными и ответственным.

Особенности воспитательного процесса: 1. Целенаправленность (цель педагога равна цели студента) – сотрудничество, взаимодействие. 2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ) 3. Длительность. 4. Непрерывность 5. Комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов) 6. Двусторонность. Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, кот-ми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами. Задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного;9) развитие экологического сознания. Методы - убеждение, упражнения, предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения, воспитывающие ситуации, стимулирование деят-ти и поведения.

В психологической науке важное место в процессе профессионального формирования личности будущего специалиста занимает формирование профессионального самосознания. В ходе этого процесса выделяется несколько компонентов: осознание профессиональной морали; формирование личной нравственности собственной трудовой деятельности; видение себя как субъекта профессиональной деятельности; оценивание трудовых отношений, то есть формирование отношения к самому себе как специалисту; формирование отношения к своим коллегам и своей деятельности. Таким образом, в процессе обучения студента в высшей школе происходит его постепенное формирование не только как личности, но и как будущего специалиста.

30. СТРОЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: осознание профессиональной морали и нравственности, себя как субъекта профессиональной деятельности. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции. Профессиональное мастерство и «Я - концепция».

Структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности. Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

Структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.

В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.

Выделяются функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции.    

Когнитивный компонент. Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить свое место в системе общественных отношений.

 Эмоциональный компонент. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя.

Мотивационно-целевой компонент. Содержание этого компонента реализуется через самоактуализацию. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека.

Операциональный компонент. Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенной форме или способу взаимоотношения со средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: