Обеспечение защиты субъективных публичных прав частных лиц

Субъективные публичные прав а – это категория, которая характеризует права частного лица в плоскости его отношений с органами публичного управления, действующими как власть. В теории административной юстиции сложились две основные концепции субъективных публичных прав: формальная и материальная. Согласно формальному подходу, субъективные публичные права – это такие интересы, которые защищаются административным иском в административных судах. Но этот подход не отвечает на главный вопрос, какие именно интересы и почему должны защищаться в административном суде. Согласно материальному подходу это - права, опосредующие юридическую взаимосвязь частных лиц и органов (должностных лиц) публичного управления, действующих как власть.

Проблема субъективных публичных прав в российском правоведении, в отличие от зарубежного, является дискуссионной. Она активно обсуждалась в России в нач. XX в. В настоящее время интерес к этой проблеме возрождается в связи со становлением института административной юстиции. Однако в действующем российском законодательстве понятие «субъективные публичные права» не используется, а применяется термин «права и свободы», общий для гражданских (частно-правовых) и публичных прав.

Для понимания сущности субъективного публичного права необходимо учитывать, что оно наличествует только в том случае, если:

а) правовая норма накладывает на публичную администрацию определенную юридическую обязанность, корреспондирующую этому праву;

б) эта норма имеет связующий (принудительный) для публичной администрации характер, она исключает применение ею свободного усмотрения (дискреционных полномочий);

в) частным лицам обеспечена этой нормой возможность потребовать от публичной администрации определенных действий в их интересах.

Исходя из этого, под субъективными публичными правами частных лиц следует понимать меру и вид их возможных действий ради достижения определенного социального блага, осуществление которых в отношениях с органами публичного управления, выступающими как власть, обеспечено нормативно закрепленной обязанностью этих органов в интересах правообладания совершить определенные действия или воздержаться от них.

Субъективные публичные права частных лиц можно подразделить на три основные группы:

а) права на свободу от власти, характеризующие статус свободы частных лиц. Это – права индивидуальной свободы, характеризирующие тем, что публичная власть признает за частными лицами определенную сферу отношений, которые не могут быть объектом притязаний самой публичной власти, ее органов и должностных лиц. Данные права, установленные законом, очерчивают сферу индивидуальной свободы частных лиц. В силу этого они могут притязать на отмену всех административных актов, нарушающих эти права или создающих препятствия их осуществлению. К их числу относятся права на свободу передвижения, на неприкосновенность личности, жилища, на свободу ассоциации и др.

б) права на участие во власти (право избирать и быть избранным, право поступления на государственную службу и др.).

в) права на содействие, помощь и положительные услуги со стороны власти (право на судебную защиту, право на материальное обеспечение по старости, болезни и др.).

Судебной защите подлежат не только субъективные публичные права частных лиц, но их законные интересы в сфере публичного управления. В этой связи следует уяснить различие между правами и законными интересами. Суть этих различий состоит в следующем:

а) субъективным публичным правам частных лиц корреспондируют обязанности органов (должностных лиц) публичного управления;

б) субъективные публичные права имеют место при реализации органами публичной власти «связанных полномочий», а законные интересы – при осуществлении публичной администрацией свободных полномочий.

Исходя их этого, законные интересы можно определить как юридически значимые притязания, не опосредованные субъективными правами с корреспондирующими им обязанностями, возможность реализации которых обеспечена правовой защитой и вытекает из общих и специальных принципов права и общего смысла публично-правовых норм.

Не устанавливая обязанность публичной администрации удовлетворять законный интерес частных лиц, закон дает им возможность добиться отмены административного акта, неправомерно ущемляющего этот интерес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: