double arrow

Дискуссия с разделением интеллектуальных функций

• Эта форма выработки принятия управленческих решений предусматривает разделение функций по генерации развитию, обсуждению, критике и конкретной разработке идей между различными группами участников.

• Группа «генераторов» проводит мозговой штурм, стараясь выдвинуть максимально количество идей по решению данной проблемы.

• Группа «эрудитов» развивает выдвинутые идеи в духе новейших достижений науки техники.

• Группа «экспертов» подвергает предложенные идеи критическому анализу, может отвергнуть некоторые идеи или вернуть их на доработку «эрудитам» и «генераторам».

• В задачу «рабочей группы» входит окончательная редакция выдвинутых предложений, выработка плана мероприятий по их реализации.

 

№30. Особенности организации и проведения «мозгового штурма» и метода «635», общее и отличия.

Метод «мозговой атаки» возник в 30-е гг. XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938г. А. Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм», как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль. Метод способствует развитию динамичности мыслительных процессов, абстрагирования от существующих ограничений и привычных взглядов на явления и процессы, формирует умение сосредоточиваться на какой-либо узкой и актуальной цели.

Сущность метода «мозговой атаки» состоит в коллективной творческой работе по обсуждению и разрешению какой-то сложной проблемы. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников - обязательный спутник творческой деятельности. От простой дискуссии метод отличается новизной проблемы и отсутствием готовых решений, большой самостоятельностью и творческой активностью его участников, обязательным комплексным подходом к решению проблемы. При этом проблема не должна иметь сложную структуру, т.е. не должна разлагаться на многочисленные мелкие проблемы и отдельные вопросы. При проведении «мозговой атаки» необходимо получить как можно больше идей и ни в коем случае не оценивать идеи и их авторов. Участники не должны прерывать друг друга, так как идея, высказанная одним, может навести на мысль другого.

Метод «мозговой атаки» может планироваться как фрагмент занятия или как занятие в целом (например, в рамках проведения семинара или практического занятия).

Методика проведения «мозговой атаки» включает в себя следующие этапы.

1.Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения; определение Условий коллективной работы; доведение до участников правил поиска решения проблемы и поведения в процессе «мозговой атаки»; формирование экспертной группы, в обязанности которой входит разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей; при наличии большого числа участников - создание нескольких рабочих групп по 3-7 человек.

2.Тренировочная интеллектуальная разминка, которая помогает привести обучаемых в рабочее психологическое состояние за счет активизации их знаний. Она носит кратковременный характер и включает в себя, как правило, выполнение упражнений на быстрый поиск ответов на поставленные вопросы или проведение «интеллектуальной разминки» (на семинарском, практическом занятии). При решении методом «мозговой атаки» производственных проблем в рамках повышения квалификации действующих специалистов разминка осуществляется в форме экспресс-опроса по вопросам «мозговой атаки».

3.Непосредственный «штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются некоторые правила коллективной работы. Генерирование идей начинается по указанию ведущего одновременно всеми обучаемыми (во всех рабочих группах). При создании рабочих групп к каждой из них прикрепляется эксперт из числа обучаемых, задача которого фиксировать на бумаге все выдвигаемые идеи.

4.Сообщение ведущего о результатах «мозговой атаки». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Выступление экспертов. Принятие коллективного решения о лучших идеях решения проблемы. Заключительное слово ведущего.

Варианты проведения занятий методом «мозговой атаки» зависят от творческого подхода ведущего и уровня подготовки участников занятия.

Для эффективного проведения «мозговой атаки» следует соблюдать ряд организационных условий:

-в оптимальном варианте учебная группа должна состоять примерно из 7-12 человек;

-члены группы должны находиться в постоянном контакте и не размещаться в соседних помещениях;

-социальный статус участников должен быть примерно равный;

-профессиональные и личностные качества участников должны быть достаточно высокими;

-в группе может быть лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме;

-работа должна проходить в комфортной и непринужденной обстановке;

-члены группы должны иметь желание кооперироваться и взаимодействовать;

-чтобы в группе царила гармония, целесообразно подбирать членов группы по возрасту, полу и типам личности;

-желательно, чтобы участники были расположены по кругу; знали друг друга по именам;

-желательно, чтобы руководителем группы избирали или назначали специалиста, хорошо разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих;

-наблюдатели, которые фиксируют идеи и высказывания участников, располагаются за столами вне группы. Они фиксируют все, что говорится, даже то, что, по их мнению, не имеет никакого значения.

При проведении занятий методом «мозговой атаки» ведущему и участникам необходимо соблюдать некоторые правила и условия коллективной дискуссионной работы:

- нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;

- краткость и ясность высказываемых мыслей участниками «мозговой атаки»;

- недопустимость критических замечаний по поводу высказываний др. участников «моз. атаки»;

- недопустимость повтора сказанного другими участниками «мозговой атаки»;

- нежелательность отвода предложений участников высказаться под предлогом, что все уже сказано;

- стимулирование любой самостоятельной мысли или суждения обучаемых;

- гласность в показе идей, получивших признание;

- возможность и желательность дальнейшего развития положений и мыслей, высказанных участниками ранее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: