double arrow

Метод мозгового штурма.


Это широко известный метод решения любых задач, в том числе коммуникативного характера. Штурмом руководит один человекмодератор, который следит, чтобы все участники соблюдали правила игры, а именно: вначале озвучивается задача, затем каждый высказывает свои идеи и мысли по этому поводу. На этой стадии строго запрещается критика. Позже начинается этап отбора более-менее конкретных и адекватных идей. Далее из них определяется одна или несколько самых удачных (в зависимости от требований задачи). Существует также подвид мозгового штурма (brainstorming) – метод 635.

Метод 635.

Метод 635 используется в основном как продолжение метода мозгового штурма с целью детального и углубленного разбора идей, которые уже отобрали.

В самом названии уже заложен смысл данного метода. Участников должно быть 6 человек, перед ними ставится задача придумать по 3 идеи, в дальнейшем эти идеи будут дополнены либо изменены 5 раз. Время - 30 минут.

Технология: участникам раздают анкеты (3 столбика и 6 строк = 18 ячеек), в первую строчку каждый записывает три идеи, через пару минут анкету нужно отдать соседу слева, а получить анкету от соседа справа и продолжать в таком же духе, но уже развивая и углубляя ранее записанные в анкете идеи.




Собирая команду участников важно побеспокоиться о разнообразии ее состава, проблема (тема штурма) сообщается заранее (за несколько дней) и что важно – запрещается коммуникация между участниками группы.

Основным преимуществом метода является его письменная форма проведения (это позволяет более четко формулировать идеи) и принцип углубления предыдущих идей (благодаря этому получаются на самом деле вкусные идеи, так как над каждой идеей поработает не один ч-к).

 

№31. Специфика организации и проведения интеллектуальной разминки и балинтовской сессии, как видов дискуссионных методов.

Метод «интеллек. разминки» применяется, как правило, на семинарских и практических занятиях для приведения обучаемых в активное состояние путем группового обсуждения базовых знаний. Предметом рассмотрения на «интеллектуальной разминке» выступают исходные категории и теоретические понятия, то иногда такую учебную разминку называют категориальной.

По времени «интел-ная разминка» занимает 20-25 мин, в ходе ее проведения задается 10-15 четко сформулированных вопросов; ответы на них должны быть однозначны. У ведущих ответ на вопрос должен содержать ссылку на используемый источник. На разминке недопустимы дискуссионные вопросы.

Вопросы на разминке по основанию целевой заданности могут быть классифицированы как вопросы: а) на проверку знаний; б) развитие творческого мышления; в) актуализацию практической значимости; г) быстроту познавательной реакции.



В зависимости от дидактического назначения, состава и сложности вопросы подразделяются на:

- простые вопросы по выявлению репродуктивных знаний (дать определение, расшифровать аббревиатуру и т.п.);

- усложненные вопросы, требующие проявления творческого мышления (объяснить схему; найти ошибку в схеме, рисунке; добавить пропущенный признак явления; и т.п.);

- вопросы на быстроту мышления, реакции (перечислить видных отечественных психологов; назвать основные категории теории деятельности и т.п.).

Вопросы обучаемым задаются в устной форме, а также с использованием графики на доске, наглядных пособий, фрагментов ролевых игр и других средств.

Организационно «интеллектуальная разминка», готовится заранее двумя обучаемыми. Непосредственно на занятии один из них руководит разминкой, а другой на доске ведет статистику.

Во вступительном слове ведущий называет тему и задачи разминки, порядок ее проведения. Обычно он создает из состава обучаемых две команды, равные по уровню подготовки. Команды компактно размещаются в разных сторонах учебной аудитории, при необходимости обучаемые могут перемещаться. Ведущим назначаются или самими командами избираются капитаны команд; в дальнейшем для капитанов можно провести отдельный конкурс. Ведущим также указывается порядок ответа на вопросы и их оценивания. Вопросы задаются командам по очереди; на подготовку ответа выделяется до 1 мин, в ходе которой команды совещаются, а затем один из участников разминки по указанию капитана дает свой вариант ответа. В случае неправильного или неточного ответа команда-соперник может предложить свой вариант. Как показывает опыт, практичнее всего двухбалльная система: полный ответ - 2 балла; неполный ответ - 1 балл; неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов.



В процессе «интеллек. разминки» ведущий следит за активностью обучаемых, регулирует ее. Он может провести конкурс на правильный ответ среди самых пассивных участников команд. Для развития познавательной реакции обучаемых ведущий может задать общий вопрос для обеих команд.

Ведущий-статист ведет на доске подсчет баллов, набираемых командами, с отражением фамилий обучаемых, правильно ответивших на вопросы.

В заключительной части разминки ведущий на основании статистики, отраженной на доске, определяет команду-победительницу, называет наиболее активных и пассивных обучаемых, выделяет сильные и слабые стороны в ответах, наиболее яркие и неординарные ответы. Команде-победительнице может быть вручен небольшой символический приз.







Сейчас читают про: