Вот его составляющие

1. Имя, присвоенное данной личности, сопровождает его от первых дней жизни и до последних. Имя и личность неразделимы.

2. Когда к человеку обращаются, не называя его по имени, — это "обезличенное" обращение. В этом случае говорящего интересует человек не как личность, а лишь как носитель определенных служебных функции. Когда же к человеку обращаются и при этом произносят его имя (а имя - символ личности), т.о., вольно или невольно, показывают внимание к его личности.

3. Каждый человек претендует на то, что он личность. Когда же эти претензии не удовлетворены, когда кто-то ущемляет нас как личность, мы это чувствуем.

4. Если человек получает подтверждение, что он личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения.

5. Чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые необязательно осознаются человеком.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает у нас положительные эмоции, то он невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

Беседуя с человеком, время от времени обращайтесь к нему по имени-отчеству. Необходимо использовать этот прием не от случая к случаю, а постоянно, располагая к себе собеседника заранее, а не тогда, когда вам от него что-то нужно.

Прием "зеркало отношения".

Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? Конечно, другу. А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей.

Каков психологический механизм этого притяжения?

1. Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются своим друзьям, а не врагам.

2. Если при общении с нами у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая приветливая улыбка, то, скорее всего это сигнал: "Я — ваш друг".

3. Друг в прямом смысле этого слова — это единомышленник в каких-то значимых для нас вопросах.

4. Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, в защищенности. Именно друг повышает эту защищенность, т.е. удовлетворяет одну из наших важнейших потребностей.

5. Положительные эмоции вызывают у человека чувство удовлетворения.

6. Человек всегда стремится к тому, кто (что) вызывает у него положительные эмоции.

7. Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

Эффект указанного механизма не зависит от того, желает или не желает ваш партнер иметь эти положительные эмоции. Важно то, кто будет использовать этот прием.

Умеете ли вы улыбаться тогда, когда это необходимо? Подобная необходимость возникает в том случае, когда у собеседника нужно вызвать положительные эмоции, расположить его к себе. Это необходимо для того, чтобы он принял вашу позицию, чтобы выполнял ваше распоряжение или просьбу не под давлением, а добровольно. И все это необходимо... всегда. В нашем контексте легкая улыбка — это и приветственная улыбка, и сочувственная, и ободряющая, и сопереживательная.

Комплименты.

Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях. Разумеется, каждому из нас приятно слышать комплименты в свой адрес. При этом мы осознаем, что сказанное — пусть и небольшое, но все же преувеличение.

Если человеку часто повторять: "Вы же умница " или "Вы же великолепно с этим справляетесь", хотя на самом деле это не совсем так, то через некоторое время он действительно поверит в свои способности и будет стремиться реализовать имеющийся потенциал.

В эффекте внушения происходит как бы заочное удовлетворение мечты, желания, потребности человека в совершенствовании какой-то своей черты. Фактически потребность при этом не будет полностью удовлетворяться, но реальным будет ощущение ее удовлетворения, появление на этой почве положительных эмоций.

Существуют правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые слова" в банальности (в лучшем случае). Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника.

Например, сравните: "Тебе очень идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая " (лесть). Лесть грубее комплимента и чаще может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести.

Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его. Недопустимо, если комплимент противоречит фактам.

Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него.

Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее.

Когда комплимент понравился, лицо человека озаряется улыбкой. Хорошее настроение вместе с улыбкой передается собеседнику. Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения.

Прием "терпеливый слушатель".

Все мы с детства помним привычные правила, что нельзя перебивать собеседника, необходимо дослушивать его до конца, быть внимательным к нему. Никто и не утверждает, что эти правила нужно игнорировать. "Но" начинается тогда, когда за соблюдение этих правил приходится "платить", причем единицей расчета является время. Вот тогда и проявляется истинное отношение к данным ценностям.

Для того чтобы терпеливо и внимательно выслушивать собеседника, нужно немалое время, ибо не каждый умеет сжато и четко излагать свои мысли. Кроме того, нам приходится выслушивать высказывания, которые не относятся к делу. Если вы все-таки выслушаете подчиненного, то он удовлетворит свои потребности, получит положительные эмоции, связав это помимо своей воли с вами. Поскольку источником этих положительных эмоций явились именно вы, то они и будут вам "возвращены" в виде небольшого усиления симпатии к вам, т.е. в виде возникшей или усиливающейся аттракции.

Прием "личная жизнь".

У каждого человека наряду со служебными интересами имеются и личные интересы, увлечения и личная жизнь. В эмпирических наблюдениях было замечено, что если с человеком повести разговор в русле его выраженного личного интереса, то это вызовет у него повышенную вербальную активность, сопровождаемую положительными эмоциями.

Время от времени беседуйте со своими подчиненными по вопросам, значимым для них в их личной жизни, проявляйте интерес к их чувствам и переживаниям. К примеру, одна из сотрудниц увлечена выращиванием кактусов и часто говорит о них. Всем это уже порядком наскучило. Наберитесь терпения, поговорите с ней о них хотя бы в течение нескольких минут. Кто в этой ситуации проиграл? Несколько минут потерянного времени на выслушивание ненужной информации — это на одной чаше весов, а на другой — ваш единомышленник-подчиненный.

 

№20. Методы психологического воздействия и их место в активном социально – психологическом обучении.

Традиционным для социальной психологии можно считать выделение следующих методов (способов) воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение и подражание. Все эти способы используются при применении методов активного обучения.

Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоц-ного состояния. Поскольку это эмоц-ное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления их эмоц-ного воздействия. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).

При активном обучении может актуализироваться компенсаторная функция в условиях организации занятия руководителем при пассивности поведения обучаемых.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.

Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательстве и логике, это преимущественно эмоц-но-волевое воздействие. При внушении достигается принятие информации, основанное на готовом выводе.

Внушение имеет одностороннюю направленность - это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. Внушение носит вербальный характер.

Больше всего внушению поддаются дети, чем взрослые; люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием. Экспериментальными исследованиями выявлено, что решающим условием эффективности внушения служит авторитет суггестора (ч-ка, осуществляющего внушение), поскольку он создает особый, доверительный фактор воздействия - доверие к источнику информации. Авторитетность суггестора выполняет функцию так называемой «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.

Как фактор внушения может рассматриваться предшествующая восприятию в общении заданная (или сложившаяся) социальная установка.

Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При убеждении выводы человеком, принимающим информацию, делаются самостоятельно. Убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. При подражании осуществляется не простое принятие внешних черт поведения др. человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

В результате подражания формируются групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».

Различают несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай. Их анализ позволяет выделить законы подражания, среди которых, н-р, следующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам); низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция - центру) и т.д.

Подражание у взрослых наблюдается в тех случаях, когда отсутствует возможность применить какой-либо иной способ овладения незнакомым действием. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементарным профессиональным действием.

В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст. Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным группой. В последнем случае проблема подражания тесно смыкается с проблемой конформности, иными словами, с проблемой давления группы на индивида.

При активном социально-психологическом обучении ведущим в той или иной мере применяются все методы психологического воздействия на обучаемых: заражение, внушение, убеждение, подражание. Эффективность их воздействия во многом определяется авторитетностью ведущего для обучаемых, уровнем его профессионально-психологической компетентности.

 

№21. Творчество и креативность, характеристика понятий.

Творчествопроцесс человеческой деят-ти, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество — деят-ть, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.

2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.

3. Озарение — появление интуитивного решения.

4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

По мнению Поля Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест П. Торренса. Этот тест позволяет оценить: вербальную креативность; образную креативность; отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Критерии креативности:

· беглость — количество идей, возникающих в единицу времени;

· оригинальность — способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

· гибкость. Важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.

· восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

· метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

· удовлетворенность — итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Е.Торренсу:

· Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

· Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

· Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

· Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

· Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

· Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

№22. Разновидность мышления, как способ проявления креативности [Д. Гилфорд].

Мышление тесным образом связано с творчеством, однако творческие и мыслительные процессы нельзя отождествлять. Мышление является одним из видов познания, творчество же в свою очередь возможно не только в сфере познания, но и, например, в движении, пении, искусстве и т.д.

Важный вклад в изучение вопросов творческого мышления сделал Дж. Гилфорд. Он выделил два вида мышления: конвергентное и дивергентное.

Конвергентное (схождение) необходимо для нахождения одного единственно верного ответа. При этом конкретных решений может быть несколько, но их количество все равно ограничено.

Дивергентное мышление Гилфорд определяет как «тип мышления, идущего в разных направлениях», благодаря этому мышлению возникают оригинальные и неожиданные решения.

Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности как общей творческой способности. Дж. Гилфорд выявил четыре основных особенности креативности:

1. оригинальность — способность продуцировать необычные идеи, образы, ассоциации, ответы. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;

2. семантическую гибкость — способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;

3. образную адаптивную гибкость — способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4. семантическую спонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

№23. Этапы творческого процесса.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка.

Подготовка. Этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д.

Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

- собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;

- осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Т.о., социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

№24. Программы развития творческого мышления [Е.П. Торранс, Э. Де Боно].

Завершенные программы развития творческого мышления были разработаны практически одновременно американскими исследователями Торрансом Е. П. и Э. Де Боно.

Ведущей идеей, положенной в основание методики Торранса, стала идея преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов мышления. Основным методическим средством разработанного им тренинга выступают задачи, анаграммы и психогимнастические упражнения. Признавая тренируемость такого элемента творческой способности как дивергентное мышление, Торранс сформулировал требования к приемам, позволяющим стимулировать неосознаваемые компоненты творческого процесса.

В частности, он называет следующие требования к приемам стимулирования процесса инкубации:

1.Они должны содействовать переходу из обычных состояний сознания в необычные, по крайней мере на короткие промежутки времени.

2.Они должны обладать возможностями возбуждать взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.

3.Они должны обеспечивать реалистичное столкновение с проблемой, погружение в нее, эмоциональную вовлеченность.

4.Они должны обеспечивать столкновение противоположных понятий, образов, идей.

Программа Э. Де Боно также направлена на развитие творческого мышления. Де Боно сформулировал принципы развития креативного мышления:

- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;

- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

- развитие способности видеть многофункциональность вещи;

- развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;

- развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния.

Де Боно предложил также группу приемов, применение которых создает оптимальные условия для вертикального мышления. Эти приемы позволяют преобразовать исходный образ проблемы в более детализированный, сделать более понятными ее истоки и прогнозируемые будущие состояния, структурировать имеющуюся информацию и устанавливать связи доступных элементов ситуации с опытом, которым располагает индивидуальный и коллективный субъект разрешения проблемы.

 

№25. Цель, задачи и принципы тренинга креативности.

Основная цель: осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:

1)осознания и преодоления барьеров проявления креативности;
2) осознания характеристик креативной среды;
3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.
Принципы развития креативного мышления:

- выделение необходимых и достаточных условий решения задачи;

- развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

- развитие способности видеть многофункциональность вещи;

- развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы;

- развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния.

Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

- детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;

- использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;

- воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

№26. Творчество как вариант сублимации конфликта.

Внутриличностные конфликты, конструктивно разрешаются именно в творческой деят-ти.

В заруб. исследованиях внутриличностный конфликт рассматривается исходя из понимания личности, которое сложилось в рамках определённого психологического направления: психоаналитического (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Эр. Фромм, К. Хорни, Эр. Эриксон), гуманистического (Абр. Маслоу), когнитивного (Л. Фестингер, Г. Айзенк), гештальтистского (К. Левин). В теории психосинтеза внутриличностный конфликт рассматривается как острое противоречие внутри личности, снижающие цельность ``Я'' (Р. Ассаджиоли). В большинстве теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категории противоречий, внутренней борьбы и понятия психологической защиты как способа преодоления конфликта.

Отечественная школа видит внутрилич. конфликткак столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А.Р. Лурия), ``результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности'' (В. Мерлин), столкновение двух внутренних побуждений, отражённых в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др. Внутриличностный конфликт может проявляться в различных сферах: когнитивной - как сомнение в собственных мотивах и принципах, осознание своего состояния как психологического тупика, снижение самооценки, противоречивость ``образа Я''; эмоциональной - как психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания, поведенческой - как снижение удовлетворённости деят-тью, негативный эмоц-ный фон общения, снижение качества и эффективности деят-ти; интегральные показатели внутриличностного конфликта - нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Внутриличностный конфликт может возникнуть вследствие влияния на личность окружающей среды, в т.ч. социальной, а также в результате сложившихся личностных и ситуативных условий. К личностным условиям можно отнести: сложный внутренний мир личности и актуализацию этой сложности; высокий уровень развития чувств и ценностей; сложно организованную и развитую когнитивную структуру, способности индивида к самоанализу и саморефлексии; сложную и развитую иерархию потребностей и мотивов.

Единая типология внутриличностных конфликтов была предложена А.И. Шипиловым на основе описания ценностно-мотивационной сферы личности. Ценности - это как принятые личностью, так и навязанные обществом нормы, выступающие как эталоны должного (``Я должен'', ``Мне надо''). Мотивы - это отражение стремлений личности различного уровня: потребности, интересы, желания, влечения и п.т. (``Я хочу''). Самооценка - самоценность личности для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств, места среди других людей (``Я могу'', ``Я не могу'').

Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).

Конструктивными являются конфликты, которые характеризуются максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на их развитие.

Конструктивные конфликты делают более сложной и напряженной психическую жизнь человека, способствуют её переходу на новые уровни функционирования. Позитивный внутрилич. конфликт является основой морального развития. В основе совершения морального поступка находится ``больная совесть'', которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям. Конструктивное разрешение внутриличностных противоречий способствует личностному самоосознанию. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними, поэтому разрешение конфликта закаляет характер, формирует решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствует становлению стабильной направленности личности. Конструктивный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что, в свою очередь, помогает самопознанию и самореализации личности.

Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выхода из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры. Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов могут быть связаны с прекращением развития личности, началом её деградации. Часто это может проявляться в снижении активности и эффективности деят-ти, появлении неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности. Внутриличностный конфликт может вызывать состояния сомнения, психической подавленности, тревожности, зависимости человека от обстоятельств или других людей; может произойти разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.

Отрицательные последствия внутриличностных конфликтов могут касаться не только состояния самой личности, но и её взаимодействия с др. людьми. Такими негативными последствиями могут быть: деструкция существующих межличностных отношений; неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлечённости, повышенная чувствительность к критике; пугающая информация - критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства; девиантное поведение и неадекватная реакция на поведение др.; неожиданные, нелогичные вопросы, ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство; жёсткий формализм - буквоедство, формальная вежливость, слежение за др.; поиск виноватых - обвинение др. во всех грехах или, напротив, самобичевание.

Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз. Для своевременного разрешения внутриличностного конфликта необходимо, прежде всего, создать правильный ``Я - образ'', т.к. только в этом случае личность будет чётко осознавать, какие ценности для неё являются главными, а какие - второстепенными. Но познание самого себя процесс длительный и нелёгкий: личность постоянно находится в процессе становления, она многогранна и многокачественна, поэтому здесь быстрый успех невозможен.

Современная наука выделяет целый ряд механизмов психологической защиты личности. Основными являются: отрицание, вытеснение, замещение, проекция, идентификация, регрессия, рационализация и др. Особый интерес представляет собой сублимация, которая отличается тем, что трансформирует психическую энергию индивида в другие, социально приемлемые виды деятельности, в частности, в разнообразные увлечения и творчество.

Для того чтобы преодолевать напряжение внутриличностного конфликта необходимо, прежде всего, своевременное изменение стратегии деятельности. Человек очень редко вовремя отдает себе отчет в изменении ситуации, продолжая вести себя так, как будто ничего не произошло, настаивая на том, что на самом деле уже не актуально. Ошибки имеют место не только в оценке фактов, но и в оценке своих убеждений, поэтому целесообразно периодически задавать себе вопросы о правильности и конструктивности своей позиции. В этом случае возможным становится переход на другой уровень восприятия ситуации, приближающий человека к позитивному разрешению конфликта.

Согласно теории Н. Пезешкиана, здоров не тот человек, у которого нет проблем, а тот, кто их осознаёт. Гармония между состоянием тела, уровнем деят-ти, полноценностью контактов и развитием воображения гарантирует сохранение здоровья. Физическая нагрузка способствует нормализации психического состояния, но иногда это может быть бегство в любую работу, которая дает ощущение успешности. Если физическая нагрузка, общение с др. не дают желаемого эффекта, и ч-к, погружаясь в мир фантазий, не получает облегчения, уходит в наркоманию или алкоголизм.

Острота внутриличностного конфликта может осложняться ситуацией неопределённости, порождённой недостатком информации. Самое сложное в этой ситуации - ждать, держать паузу. Разрешению этого противоречия способствует создание у себя установки - на время успокоиться, дождаться благоприятного времени. Если этого не сделать, то экстремальная ситуация приведёт к сужению поля сознания и ч-к станет принимать решение в условиях, провоцирующих совершение ошибок. Снизить напряженность в ситуации неопределённости помогает установка, что лучшее решение - ждать результата, предоставив событиям развиваться своим чередом.

Разрешению внутриличностных противоречий помогает умение в трудных случаях поощрять себя, представлять, как будет хорошо, когда неприятности закончатся. Это создает интервал спокойствия, даёт возможность обрести дополнительные силы. Роль промежуточного поощрения может выполнять радость от осуществления каждого этапа приближения к цели. Большую поддержку в трудный момент оказывает юмор, который позволяет сменить точку зрения на ситуацию и видеть её не столь в мрачном виде.

В случае внутриличностного конфликта, связанного со снижением самооценки, полезно обратиться к прошлым достижениям и победам и там обрести уверенность в себе.

Продуктивному разрешению внутриличностного конфликта способствует умение правильно и конструктивно общаться не только с собой, но и с другими. В процессе общения и взаимодействия с др. людьми ч-к может попасть в принудительную ситуацию: нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. Можно ли избежать протеста против принудительности определённых ситуаций? Ответ на этот вопрос зависит от личностных особенностей каждого человека, но при этом нужно помнить, что, принимая решение о вступлении в конфликт, будет ли он способствовать развитию личности или разрешение конфликта разрушит основные ценности человека.

Сумеет ли человек продуктивно разрешить кризисную ситуацию и выйти из неё победителем, зависит от многих факторов. Прежде всего, от энергетического потенциала и организационных особенностей личности, определяющих направление выхода из конфликта. Понятие психологической силы и психологического напряжения ввёл П. Жане. Он отмечал, что в норме организация психики маскирует энергетический потенциал, работающий на поддержание этой организации, но в экстремальных условиях он становится явным. Тогда энергетическая сторона мотивационного процесса видна тем более отчётливо, чем сильнее проявление свойств темперамента и акцентуации характера, поскольку с этим связано направление выхода из конфликта. Именно акцентуация характера определяет избирательную чувствительность в отношении определённого рода психогенных воздействий. Если от силы психики зависит, проявится ли интуиция, то от акцентуации - в чем именно она проявится и как. Вероятнее всего, кризисный процесс будет скатываться к слабым сторонам психики, к местам максимальной чувствительности. Поэтому на нестабильность и изменчивость окружающего мира первыми особенно остро реагируют лица с наличием доминирующего интереса или вообще повышенно чувствительные и тревожные люди, среди которых много творчески одарённых.

Исходный, врождённый энергетический запас может пополняться вследствие влияния успеха, осознания масштаба цели, её личной и общественной значимости. Когда человек абсолютно сконцентрирован на значимой для него проблеме, привержен задаче, долгу, призванию и полностью поглощён любимой работой, это исключает центрированность на своих конфликтах. Наоборот, возникающие внутриличностные противоречия могут усиливать актуальный запас сил человека, подталкивая его к актуализации и успешности. Если запас исходной энергии определяет масштаб формулируемой задачи, то может быть значимо и обратное влияние. При ощущении успеха в продвижении к решению имеет место суммирование исходного импульса и поддержки от достигнутого успеха. В результате ощущение силы возрастает, а возникающий катарсис способен не просто разрешить возникшие внутриличностные противоречия, но и подтолкнуть к творческому озарению.

В данном контексте необходимо рассмотреть вопрос о том, в чём,где и как проявляется творчество. ``Творчество - универсальная функция человека, которая ведёт ко всем формам самовыражения'' (А. Маслоу). ``Человек может проявлять творчество в своих общественных отношениях, в своем умении общаться с другими людьми, в способности экспериментировать в любой области знания'' (Дж. Андерсон). Возможность проявления творчества существует повсюду. Мера его проявления может быть абсолютной: человек либо творческий, либо нет. Но при этом нельзя отрицать, что для того, чтобы развивать творческие способности, нужно допустить возможность разной меры выраженности творчества. В данном случае уместно упомянуть о ``креативности '' как пути к творческой деят-ти, способности ч-ка отказываться от стереотипных способов мышления.

Самореализация в творчестве - самый оптимальный способ разрешения внутренних духовных противоречий, мучающих человека. Самореализация в творчестве - одно из самых больших удовольствий, доступных человеку. Ч-к может получать удовольствие от любви и секса, от власти и наркотиков и др., но удовольствие от творчества, как правило, не формирует зависимости, не сопровождается самоистреблением, дано на длительное, практически не ограниченное время, социально приемлемо и одобряемо.

Погружение в творческую деят-ть - сливаясь с предметом своего творчества, ч-к объединяет себя с миром. При этом нет утраты ни внешнего мира, ни своего ``Я'', но этот путь проходит через формирование и удовлетворение высших потребностей.

В связи с этим актуальным является рассмотрение особенностей сублимации творческой деят-ти как способа разрешения конфликта людей с разными типами темперамента, т.к. именно темпераментом модифицируется эффективность творческой деят-ти. Следует учитывать особенности людей с разными темпераментами, чтобы правильно сублимировать разрешение внутриличностного конфликта. Прежде всего, это касается таких качеств как способность понимать предложенное задание, прогнозировать возможное будущее, умение переносить неопределённость, продуцировать идеи, преодолевать трудности, возникающие на пути к решению, а также желание и умение работать в творческом коллективе.

№27. Процедура проведения групповой дискуссии.

Групповая дискуссия - метод, применяемый в тренингах, дающий возможность участникам попрактиковаться в убеждении группы в своем мнении и позволяющий в ходе последующего анализа наглядно продемонстрировать закономерности групповых процессов. Групповая дискуссия применяется для отработки навыков проведения делового совещания, в командообразовании, при построении корпоративной культуры, при обучении ораторскому мастерству и законам риторики, отработке навыков продаж. Групповая дискуссия может применяться для выявления лидера группы.

Применение групповой дискуссии типично для исследовательской практике. Речь идет о сборе объективных и обобщающих индивидуальных данных. Большое место занимает понимание такого положений вещей, которое существует за пределами ситуации исследовательского контакта с респондентами и не зависимо от них; целью является получение наиболее достоверной информации о той реальности, которая находится вне контакта исследователя и респондента.

Применение групповых дискуссий включает:

- сбор индивидуальных мнений, установок, точек зрения, суждений, классификаций с учетом определенного климата, который благоприятствует “вымыванию” таких данных и который создается исследователями вследствие применения определенных сценариев дискуссий и методик;

- сбор индивидуальных знаний и обмен жизненным опытом о существующем положении вещей, о событиях, процессах, респондентах, которые, взаимно возбуждая друг друга высказыванием собственных мнений, способствуют тем самым живому течению дискуссии.

“Искусственными правилами” организации и проведения групповых дискуссий считаются:

Размер группы: оптимальное число участников от 8 до 12 человек. При меньшем числе одному может не хватать многообразия взаимных “толчков”, высказываемых мнений, другому - отдельных личностей в ситуациях, когда он мог бы воздержаться от собственного мнения и отступить на задний план. Слишком большое число участников в свою очередь получает слишком много ”анонимности собственного веса” в процессе дискуссии.

Социальный состав: Нужно обращать внимание на то, чтобы группы дискуссий не являлись гетерогенными (однородными). Неоднородность групп - желательный признак участников группы потому, что происходит обобщение и насыщение различным спектром мнений слоев населения. Для группы очень важно, чтобы участники говорили на “одном языке” и относительно темы дискуссии обладали аналогичным практическим опытом.

Репрезентативность: Не смотря на относительную однородность группы исследователь должен стремиться к тому, чтобы участники в целом могли считаться репрезентативным отображением генеральной совокупности.

Последовательность действий руководителя дискуссии: Перед началом непосредственной дискуссии исследователь часто предъявляет “основной раздражитель” (н-р, фильм, письмо, газетную вырезку, краткие опросные листы) для того, чтобы участники дискуссии высказывались при первом удобном случае. Во время начавшегося обмена мнениями руководитель должен вести себя дружески - нейтрально и довольно формально управлять особенно первой фазой процесса дискуссии. Лишь на второй фазе, когда новые т.з. больше не возникают спонтанно, он может внести стандартизированные аргументы, побуждающие участников к дальнейшей дискуссии и т.о. сформулировать обсуждение на определенном тематическом аспекте.

 

№28. Виды групповой дискуссии.

Существуют некоторые вариации групповых дискуссий, которые используются для преодоления сложностей, препятствующих использованию «стандартных» фокус – групп: мини-группы (4-6 респондентов); расширенные группы (продолжительностью 4 часа и больше); повторные группы (две сессии с одними и теми же респондентами, разделенные промежутком времени); сензитивные панели; группы с включением элемента «обратная связь».

Мини-группы. Использование групп, состоящих из 4-6 респондентов очень эффективно, когда:

· требуется четко сфокусированная информация (н-р, реакция на несколько вариантов печатной рекламы, или реакция на графические изменения в упаковке);

· предмет исследования интимен или носит персональный характер;

· требуется большой объем информации относительно каждого индивида (понимание динамики выбора места проведения отдыха, процесса покупки и выбора машины);

· заведомо известно, что проведение обычной групповой дискуссии спровоцирует демонстративное поведение респондентов (что случается не только среди детей и подростков, но и среди взрослых людей).

В целом, такие группы позволяют добиться более детального обсуждения. Мини-группы не используются, когда есть необходимость вызвать как можно больший спектр реакций на предъявляемый стимул.

Расширенные группы характеризуются не только большей продолжительностью, но и тем, что:

· на них используются стимулирующие техники, которые способствуют сплочению группы, поэтому шансов, что группа окажется непродуктивной значительно меньше;

· более эффективно используются время - емкие проективные техники (ролевые игры, психография, коллажи);

· пред респондентами или парами респондентов, или несколькими «командами» респондентов могут быть поставлены вопросы, «задачи» т.о., чтобы получить непосредственный доступ к области чувств и аттитюдов.

Использование расширенных групп рекомендовано, когда требуется:

· глубинное исследование комплексных психологических аспектов, связанных с продуктом или брендом;

· получение новых инсайтов относительно хорошо исследованного бренда;

· изучение продукта массового потребления при том, что стандартные подходы не породили никакой новой информации;

· использование большого количества стимульного материала – конкурирующие продукты, текущая реклама исследуемого бренда и конкурирующих брендов, новые рекламные концепции, новые дизайны упаковок;

· исследование персональных аспектов – развод, смерть и т.п.

Повторные группы. Этот подход имеет то же преимущество, что и расширенные группы, а именно – сплоченность группы. Повторные группы особенно полезны, когда:

· исследование связано с разработкой нового продукта. В таком случае первая сессия бывает посвящена обсуждению аспектов потребления и отношения к исследуемой категории продуктов. Новый продукт обсуждается кратко и респонденты берут его домой для пробного использования. Последующая сессия посвящается обсуждению продукта и поиску идей для концепций позиционирования;

· в исследовании создаются специальные экспериментальные условия (владельцы кредитных карточек не должны ими пользоваться в течение недели, или домохозяйкам предлагается в течение недели не чистить туалет и т.д.)

Сензитивные панели. Группа респондентов отбирается в соответствии с демографическими критериями или особенностями потребления и в течение некоторого периода времени этих респондентов собирают каждые 1-2 недели на групповую дискуссию. Перед началом проведения серии групповых дискуссии эти респонденты проходят своего рода тренинг – их «проводят» через серию проективных и стимулирующих техник. Т.о., когда на групповой дискуссии возникает задача, уже непосредственно связанная с предметом обсуждения, то уровень взаимопонимания, доверия таков, что группа может работать над заданием без «разогрева».

Сензитивные панели в наибольшей степени подходят для решения комплексных исследовательских проблем. Когда относительно проблемы у всех вовлеченных в ее решение возникает ощущение «Ну, и куда теперь?» - сензитивная панель – это то, что нужно.

Сензитивные панели используются в поисковых исследованиях, а также в исследованиях, связанных с разработкой продукта/бренда и не используются в исследованиях, связанных с оценкой чего бы то ни было.

Сензитивные панели изживают себя примерно после пятой/шестой сессии. К этому времени респондентов начинают больше интересовать др. участники групп, чем предмет исследования.

№29. Свободная дискуссия и дискуссия с разделением интеллектуальных функций.

Свободные дискуссии получили свое название в соответствии с минимальной степенью регламентации действий участников. Здесь каждый выступает от собственного имени, выражает свою точку зрения, консолидируется или вступает в конфронтацию и противоборство с др. участниками в зависимости от сходства - различия заявленных позиций. Ведущий лишь задает общее направление обсуждения и побуждает участников к открытому, откровенному диалогу. Обмен мнениями предполагает достаточно высокую эмоц-ную вовлеченность участников, а споры здесь приобретают особенно жаркий характер, ведь людям свойственно верить в свою правоту и настороженно, если не сказать неприязненно, относиться к людям, чьи взгляды не совпадают с их собственными.

Успех свободной дискуссии во многом определяются выбором темы, которая должны быть актуально для данной аудитории, полезна с т.з. личностного, профессионального роста участников, их нравственного самосовершенствования. Н-р, тема жилищного кредитования может быть интересна для молодых семей и вряд ли вызовет отклик у школьников или лиц пенсионного возраста. Формулировка темы может быть краткой и образной (``Пагубные страсти'', ``Женщина и карьера'' и т.п.) или изначально задавать проблемную форму, что достигается облечение темы дискуссии в форму вопроса (Что нам дает ЕГЭ?) или обозначением крайних позиций (``Гитлер за и против'', ``Быть или не быть молодой семье?'' и др.).

Каждый участник свободной дискуссии берет слово тогда, когда его позиция достаточно продумана, осознана и прочувствована, а мотив выступления побуждает поделиться своими мыслями с окружающими. Совпадение этих двух моментов дает зрелое выступление. Но не редки случаи, когда участники свободной дискуссии чувствуют себя зажато и нуждаются в помощи ведущего. Др. распространенный случай, это снижение качества выступления в силу чрезмерной эмоциональности оратора. Здесь уместно использовать приемы парафраза, когда ведущий подправляет выступление кого-либо из участников, снижая степень его эмоциональности, но не забывая основную идею или пафос, вставляя слова и речевые обороты, прозвучавшие в нем.

Еще один отличительный момент этой формы дискуссионной работы - отсутствие строгой регламентации времени работы, количества выступающих и общего количества подходов отдельных участников, то есть человек может брать слово столько раз, сколько ему хочется. Однако нельзя допускать, чтобы свободная дискуссия перерастала в ``бенефис'' кого-либо из участников или перепалку двух - трех наиболее активных и заинтересованных лиц. Оптимальная продолжительность работы здесь составляет 45-90 минут, но не следует растягивать ее более чем на два часа.

В завершении свободной дискуссии ведущий благодарит все участников за активную работу, говорит о том, удалось ли обсудить все интересующие вопросы, дает оценку наиболее содержательным выступлениям.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow