double arrow

Государственный строй США в XX веке. Конституционный прецедент и новые поправки к конституции.

16 поправка 3 февраля 1913 года — Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, безотносительно к переписи или исчислениям населения.

17 поправка 8 апреля 1913 года — при открытой вакансии в представительстве того или иного штата в Сенате исполнительная власть штата назначает выборы в целях замещения этих вакансий. При этом Законодательное собрание штата может уполномочить его исполнительную власть на производство временных назначений до тех пор, пока вакансии не будут замещены народом путем выборов.

18 поправка 29 января 1919 года — запрещается производство, продажа, перевозка и ввоз опьяняющих напитков для потребления — вводится «сухой» закон.

19 поправка 18 августа 1920 года — избирательное право не должно ограничиваться или отрицаться в связи с полом.

20 поправка 23 января 1933 года — конгресс сбирается не реже 1 раза/год. Сессия начинается в полдень 3 января; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет.

21 поправка 5 декабря 1933 года — отменяет «сухой» закон.

22 поправка 27февраля 1951 года (принята после того как Рузвельт в нарушение традиции избирался четыре раза) — ни одно лицо не должно быть избрано на пост Президента более двух раз; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет

23 поправка 29 марта 1961 года — округ, являющийся местопребыванием правительств США, назначает выборщиков Президента и Вице-президента в числе, равном общему числу сенаторов и представителей в Конгрессе, на которое округ имел бы право, будь он штатом (но не меньше, чем самый малонаселенный штат).

24 поправка 23 января 1964 года — право голосовать не может быть ограничено или отрицаться по причине неуплаты любого налога.

25 поправка 23 февраля 1967 года — в случае отстранения Президента с поста, его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом. Когда пост Вице-президента становится вакантным, президент назначает Вице-президента, вступающего в должность после утверждения его большинством голосов обеих палат Конгресса.

26 поправка 1 июля 1971 года — граждане США, достигшие 18 лет, не должны лишаться или ограничиваться в избирательном праве в связи с возрастом.

Конституция оставалась в общем неизменной, но все более очевидной становилась зависимость правительства от банков и крупных промышленных компаний.

Неофициальными, но самыми авторитетными советниками правительства становятся Торговая палата Соединенных Штатов и Национальная ассоциация промышленников.

Помимо того, каждая отдельная корпорация банкиров и промышленников, каждая крупная компания стремятся оказывать свое собственное влияние на конгресс. Делается это через так называемую лобби, специальных агентов — «толкачей». В точном переводе «лобби» значит прихожая, в данном случае прихожая конгресса, где толпятся агенты корпораций. По тому значению, которое приобрела лобби, ее называют «третьей палатой» конгресса. Считается, что лоббисты как бы консультируют конгрессменов, но все знают, что они не избегают и более эффективных средств в осуществлении своих интересов.

Все более обнаруживалось стремление Вашингтона вмешиваться в дела, которые до того времени считались компетенцией штатов. Финансовые субсидии — стали выдавать начиная с 1916 года — предоставляя субсидии, правительство выговаривает себе право контролировать их расходование и тем самым контролирует действия местных властей вообще.

 

В 1913 г. была принята XVII поправка к Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утверждено XIX поправкой (1920 г.). хотя женщины получили доступ к избирательным урнам в некоторых штатах еще в 70-х гг. XIX в. (первым такую практику ввел Вайоминг). Во многих штатах и на федеральном уровне на выборах сохранены цензы оседлости и образования. Только в 1964 г. XXIV поправка запретила взимать плату за участие в выборах (избирательный налог) или не допускать к выборам за неуплату налогов (на федеральных выборах). В 1971 г. активный возрастной ценз на федеральных выборах был снижен до 18 лет как для мужчин, так и для женщин (XXVI поправка).

В конце 50-х гг. XX в. в США был принят ряд федеральных законов, быстро получивших название «реакционных».

Закон Хоббса 1946 г. квалифицировал требование профсоюза об увеличении зарплаты как уголовное преступление. Закон Тафта-Хартли 1947 г. «О регулировании трудовых отношений» запрещал политические стачки (всякая забастовка, выходящая за рамки чисто экономических требований, признавалась уголовным преступлением). Профсоюзам было предписано за 60 дней извещать предпринимателей о готовящейся забастовке, а федеральное правительство имело право отлагать ее на 80-дневный срок. Введенное законом Вагнера 1935 г. правило «закрытого цеха» (члены профсоюза имеют преимущественное право при поступлении на работу) было отменено. Было запрещено препятствовать найму штрейкбрехеров и проводить пикеты во время забастовки. Профсоюзы были обязаны сообщать о своей финансовой деятельности, а также для профсоюзов был введен запрет на отчисления сумм на политические цели. Помимо этого в Управление по трудовым отношениям профсоюзы подавали список должностных лиц, которые должны были принести присягу о несочувствии коммунистам. Управление по трудовым отношениям занималось арбитражным рассмотрением споров между профсоюзами и предпринимателями.

Закон Лэндрама-Гриффина 1959 г. «Об отчетности и раскрытии фактов в отношениях между трудящимися и предпринимателями» предписывал профсоюзам представлять в Министерство труда финансовую отчетность, копии своих решений, список должностных лиц. Закон установил правила выборов должностных лиц профсоюза. Министр труда мог возбуждать против профсоюза, который нарушил эти правила, гражданские иски. Членам коммунистической партии запрещалось занимать должности в профсоюзах.

В 1947 г. был издан приказ № 9835 «О проверке лояльности государственных служащих», согласно которому соответствующие чиновники имеют право увольнять со службы любое лицо, если «существуют разумные основания для убеждения, что оно является нелояльным в отношении правительства Соединенных Штатов».

Кроме того, в течение 1957-1965гг. была принята целая серия законов «о гражданских и избирательных правах», направленных на защиту правового положения негритянкого и цветного населения США, преодоления дискриминации по цвету кожи.Анализируя изменения в гос механизие США можно выделить ряд основных тенденций их изменений:

1.Диффузия(рассредоточение) источников формирования гос политики. Появляются различные «группы давления», так называемые лобби, стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью принятия тех или иных решений.

2.Усиление исполнит власти, централизации ее в руках президента.

3.Усиление гос вмешательства в экономич жизнь страны.Становление этой тенденции в значительной мере связано с проведением политики «нового курса»президента Ф.Рузвельта и созданием антикризисного механизма.

Так как правовая система США строится на принципах, принятых в англосаксонских странах, то основой ее является судебный прецедент. Прецедентом называют решение, принятое определенным судом при рассмотрении конкретного дела, получающее силу источника права. Судебный прецедент в такой системе права позволяет устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. У судебных прецедентов есть своя иерархия. Согласно ей решения, принятые судом высшей инстанции являются обязательными для нижестоящих судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: