Ряд авторов предлагают следующий алгоритм статистического исследования

I. Формирование цели и задач исследования.

II. Организация исследования.

III. Сбор информации.

IV. Обработка информации.

V. Анализ результатов исследования.

VI. Внедрение результатов исследования в практику и оценка эффективности внедрения.

Первый этап - составление программы и плана исследования - представляет собой наиболее важный раздел работы и осуществляется в соответствии с единой целью данного исследования. Программа в первую очередь включает цель и задачи исследования, а план предусматривает его основные организационные вопросы. Программа исследования состоит из трех главных компонентов 1) программы сбора материала; 2) программы его разработки (табличной сводки); 3) программы анализа.

В процессе составления программы сбора материала исследователь должен определить основные единицы наблюдения, перечень учитываемых признаков, характер первичной документации. Программа разработки материала предполагает составление макетов таблиц, необходимых для сведения данных их группировки и математической обработки. Различают три основных вида таблиц: простые, групповые и комбинационные (сложные).

Простые таблицы дают представление о перечне каких-либо явлений по одному признаку. В данных таблицах градации изучаемого признака располагаются по горизонтали (в строках), а его характеристика дается по вертикали (в столбцах). В нижней строке таблицы всегда приводится итоговое значение признака.

В групповых таблицах представляются данные с группировкой их по двум признакам. При этом один из них располагается в горизонтальной части таблицы, а другой - в вертикальной. В столбцах может быть представлено несколько признаков. Однако их анализ осуществляется только путем попарного сочетания с признаком, расположенным в строках. В данных таблицах итоговые значения признаков приводятся как по столбцам так и по строкам.

В комбинационных таблицах могут быть представлены данные с сочетанием трех и более взаимосвязанных признаков. Один из признаков, как и в предыдущем случае, располагается по строкам, а остальные распределяются по столбцам в комбинированном виде. Например, признак “возраст” может быть представлен в сочетании с признаком “пол”. При этом в каждой возрастной группе приводятся данные для мужчин и женщин. Итоговые значения признаков приводятся и в строках, и в столбцах.

При разработке плана необходимо определить объект исследования, методы его формирования и последующего анализа. Объект исследования должен быть четко ограничен во времени (период наблюдения), пространстве (территория наблюдения) и объеме (количество единиц наблюдения - n).

Методы формирования объекта исследования базируются на различных способах наблюдения: по полноте охвата (сплошные и выборочные), по времени наблюдения (единовременные и текущие), по способу получения информации (непосредственные, анамнестические, выкопировка данных).

Сплошное наблюдение предполагает регистрацию всех случаев, составляющих генеральную совокупность. Примером сплошного наблюдения может быть изучение рождаемости, смертности, инфекционной заболеваемости, когда в процессе исследования учитываются все случаи перечисленных явлений.

Выборочное наблюдение заключается в том, что в данном случае из генеральной совокупности отбирают лишь ее часть (выборочную совоку-пность).

Третий этапстатистического исследования - разработка данных складывается из нескольких последовательных операций:

1. Контроль

2. Кодирование

3. Сортировка

4. Составление сводки

5. Вычисление статистических показателей

6. Графическое изображение результатов расчетов

Все три рассмотренных этапа статистического исследования являются лишь подготовкой к проведению главного и заключительного раздела работы - анализа, выводов, предложений и внедрения результатов в практику.

В процессе статистического исследования обязательно следует прогнозировать, учитывать и, как следствие избегать его ошибок, которые могут иметь методический и логический характер.

Методические ошибки, как правило, связаны с неправильным выбором объекта исследования, использованием неправильных группировок, неправильным использованием и интерпретацией статистических показателей. Кроме того, к ним может привести излишняя детализация группировок, особенно при небольшом числе наблюдений, что обусловливает малую достоверность данных и не позволяет выявить основные закономерности, присущие изучаемому явлению.

Логические ошибки заключаются либо в формальном отношении к оценке цифровых данных без глубокого качественного анализа сущности изучаемого явления, либо в “чрезмерной математизации” исследования, которая заключается в необоснованном использовании различных статистических критериев и, как следствие, отражается на логической стороне анализа, приводя к искажению сущности результатов исследования.

 

  1. Относительные величины: определение, виды, методы расчета, графическое изображение.

 

Относительные величины (статистические коэффициенты) широко используются в официальной статистике для оценки медико-демографической и санитарно-эпидемиологической ситуации, оценки деятельности медицинских учреждений и т. п.

Относительной статистической величиной в наиболее общем виде называется отношение двух чисел, выражающих меру каких-либо явлений. Смысл получения относительных величин – нахождение общей меры, приведение к общему знаменателю.

Различают четыре вида относительных величин: экстенсивные, интенсивные, соотношения и наглядности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: