ЦРБ – основное учреждение второго этапа сельского здравоохранения является центральная районная больница, которая осуществляет основные виды специализированной квалифицированной медицинской помощи и одновременно выполняет функции органа управления. ЦРБ служит центром оперативного руководства всеми учреждениями здравоохранения на территории района, отвечает за организацию, постановку и качество медицинской помощи населению, осуществляет организационно-методическую работу.
В различных регионах страны действуют ЦРБ разной мощности, которая зависит от численности населения, обеспеченности больничными учреждениями и других факторов. Оптимальная мощность ЦРБ не менее 250 коек.
Состав ЦРБ:
· Стационар с отделениями по основным специальностям;
· Поликлиника с лечебно-диагностическими кабинетами и лабораторией;
· Отделение скорой и неотложной медицинской помощи;
· Патологоанатомическое отделение;
· Организационно-методический кабинет;
· Структурные вспомогательные подразделения (аптека, кухня, медицинский архив и др.).
|
|
Профиль и количество специализированных отделений в составе ЦРБ зависят от её мощности, однако оптимальное число их должно быть не менее пяти:
1) терапевтическое;
2) хирургическое с травматологией;
3) педиатрическое;
4) инфекционное;
5) акушерско-гинекологическое (если в районе нет родильного дома).
Задачи ЦРБ:
Обеспечение населения района и районного центра квалифицированной специализированной стационарной и поликлинической медицинской помощью;
Организация скорой медицинской помощи;
Оперативное и организационно-методическое руководство всеми учреждениями здравоохранения района, контроль за их деятельностью;
Планирование, финансирование и организация материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения район;
Разработка и осуществление мероприятий, направленных на повышение качества медицинского обслуживания населения, снижение заболеваемости, младенческой и общей смертности, укрепление здоровья;
Разработка и осуществление мер по расстановке, рациональному использованию, повышению квалификации и воспитанию медицинских кадров учреждений здравоохранения.
С целью приближения специализированной медицинской помощи к месту жительства на базе ЦРБ из числа штатных врачей и медсестёр могут создаваться выездные бригады врачебно-амбулаторной помощи.
40. Третий этап оказания медицинской помощи населению сельской местности. Краевая (областная) больница: структура, основные задачи. Отделение плановой и экстренной консультативной помощи
|
|
ТРЕТИЙ ЭТАП
ОБЛАСТНЫЕ (КРАЕВЫЕ, ОКРУЖНЫЕ, РЕСПУБЛИКАНСКИЕ) УЧРЕЖДЕНИЯ.
Краевая (областная, окружная, республиканская) больница – крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, призванное оказывать высококвалифицированную специализированную помощь не только сельским жителям, но и всем жителям субъекта РФ. Руководит здравоохранением государственный орган управления здравоохранением администрации (правительства) субъекта РФ в соответствии с законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Задачи краевой (областной) больницы:
Оказание высококвалифицированной специализированной консультативно-диагностической и лечебной помощи населению административной территории в амбулаторных и стационарных условиях с применением высокоэффективных медицинских технологий;
Оказание консультативной и организационно-методической помощи специалистам других ЛПУ административной территории;
Организация и оказание квалифицированной экстренной и планово-консультативной медицинской помощи с использованием средств санитарной авиации и наземного транспорта;
Осуществление экспертизы качества лечебно-диагностического процесса в медицинских учреждениях административной территории;
Осуществление иных экспертных функций на договорной основе с органами управления здравоохранением и медицинскими учреждениями административной территории, лицензионно-аккредитационными комиссиями, фондами медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и др.;
Разработка и выполнение по договорам с органами управления здравоохранением мер по реализации целевых программ развития медицинской помощи;
Внедрение в практику ЛПУ административной территории современных медицинских технологий, экономических методов управления и принципов медицинского страхования;
Участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации медицинских работников.
Структура краевой (областной) больницы:
- организационно-методический отдел;
- консультативную поликлинику;
диагностический отдел
стационар с приёмным отделением;
отдел клинико-экспертной и организационно-экономической работы;
отдел экспертной и планово-консультативной помощи;
патологоанатомическое отделение (бюро – при отсутствии самостоятельного республиканского (краевого, окружного) бюро);
прочие структурные подразделения, необходимые для нормального функционирования больницы (пищеблок, бухгалтерию, медицинский архив, библиотеку, гараж и др.);
пансионат для пациентов;
общежитие для медицинских работников.
Отделение экстренной и планово-консультативной помощи.
Особенностью областной больницы является наличие в ее составе отделения экстренной и планово-консультативной помощи, которое, используя средства санитарной авиации или другой транспорт, оказывает экстренную и консультативную помощь с выездом в отдаленный населенный пункт или места дислокации (работы) сельских жителей.
Функции отделения:
транспортировка больных в медицинские учреждения;
направление специалистов по вызовам из районов и поддерживание связи с бригадами, направленными для оказания медицинской помощи;
в неотложных случаях организация доставки больных в сопровождении медицинского персонала в специализированные учреждения за пределы области;
срочная доставка различных медицинских препаратов и средств, необходимых для спасения жизни больных;
Это отделение, как правило, имеет парк автомобилей (часть — с высокой проходимостью) для выездов в сельскую местность. Авиазадания выполняются на основании договоров с местными авиакомпаниями, что требует значительных финансовых затрат. В штате отделения работают, помимо заведующего, врачи по оказанию экстренной медицинской помощи, фельдшера, медсестры. К работе отделения могут привлекаться все специалисты областной больницы и других учреждений. Отделение экстренной и планово-консультативной помощи, как правило, является базовым медицинским подразделением регионального центра медицины катастроф. В этом случае практическую работу по выполнению санитарных заданий осуществляют бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности — БСМПП.
|
|
41. Диспансерный метод в работе женской консультации. Обеспечение преемственности лечебных учреждений, работающих в системе охраны материнства и детства. Особенности учетной документации женской консультации. Наблюдение беременных является главной задачей женской консультации. От качества амбулаторного наблюдения во многом зависит исход беременности и родов. Ранний охват беременных врачебным наблюдением. Женщина должна быть взята на учет при сроке беременности до 12 недель. Это позволит своевременно диагностировать экстрагенитальную патологию и решить вопрос о целесообразности дальнейшего сохранения беременности, рациональном трудоустройстве, установить степень риска и при необходимости обеспечить оздоровление беременной. Установлено, что при наблюдении женщин в ранние сроки беременности и посещении ими врача 7-12 раз уровень перинатальной смертности в 2-2,5 раза ниже, чем у всех беременных в целом, и в 5-6 раз ниже, чем при посещении врача в сроке беременности после 28 недель. Таким образом, санитарно-просветительная работа в сочетании с квалифицированным врачебным наблюдением - основной резерв для увеличения числа женщин, обращающихся к врачам в ранние сроки беременности. Взятие на учет. При взятии беременной на учет независимо от срока беременности врач женской консультации обязан: ознакомиться с амбулаторной картой (или выпиской из нее) женщины из поликлинической сети для выявления. Своевременное (в течение 12-14 дней) обследование. Эффективность раннего взятия беременной на учет будет полностью нивелирована, если в минимальные сроки не обследовать беременную по полной программе. В результате обследования определяют возможность вынашивания беременности и степень риска, а также вырабатывают план ведения беременности. Дородовый и послеродовой патронаж. Дородовый патронаж осуществляет участковая акушерка в обязательном порядке дважды: при взятии на учет и перед родами и, кроме того, проводится по мере необходимости (для вызова беременной к врачу, контроля назначенного режима и т.п.). Послеродовой патронаж. В течение первых 3 суток после выписки из родильного дома женщину посещают работники женской консультации - врач (после патологических родов) или акушерка (после нормальных родов). Для обеспечения своевременного послеродового патронажа женская консультация должна иметь постоянную связь с родильными стационарами. Своевременная госпитализация женщины в течение беременности и до родов. При возникновении показаний экстренная или плановая госпитализация беременной является главной задачей врача женской консультации. Своевременная госпитализация позволяет снизить перинатальную смертность в 8 раз по сравнению с группой женщин, подлежащих стационарному лечению, но своевременно не госпитализированных. Наблюдение беременных должны осуществлять в следующие сроки: в первую половину беременности - 1 раз в месяц; с 20 до 28 недель - 2 раза в месяц; с 28 до 40 недель - 1 раз в неделю (10-12 раз за время беременности). При выявлении соматической или акушерской патологии частота посещений возрастает. При неявке женщины к врачу в течение 2 дней после очередного срока необходимо провести патронаж и добиться регулярного посещения консультации.
|
|
Женская консультация соблюдает принцип приемственности медицинской помощи. Поддерживает связь с детской поликлиникой, роддомом. Занимаясь в «Школе материнства» женщина проходит 3 занятия акушера-гинеколога и 2 педиатра и 1 юрисконсульта при его наличии. Данные о течении беременности передаются в детскую поликлинику.
В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины и особенностях течения беременности врач женской консультации выдает на руки беременной при сроке беременности 30 недель «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы». В свою очередь роддом передает информацию о течении родов и послеродового периода в женскую консультацию.
Проведение консультаций, консилиумов, клинических, клинико - патологоанатомических конференций происходит согласно плану, составленному заведующей женской консультации. Конференции, проводимые совместно с персоналом роддома, гинекологического отделения городской больницы, и врачей других женских консультаций, планируются главным акушер-гинекологом города совместно с заведующими вышеуказанных подразделений, а так же начмедом НЦГБ.