Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в чрезвычайной ситуации и неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пораженным и с их лечением.
Под медицинской эвакуацией в ЧС понимается совокупность мероприятий по доставке пораженных на этапы медицинской эвакуации в целях своевременного и полного оказания им медицинской помощи и лечения.
Маршрут, по которому осуществляется транспортировка пораженных из зоны ЧС (очага поражения), получил название «путь медицинской эвакуации».
Совокупность путей эвакуации, развёрнутых на них этапов медицинской эвакуации и работающих санитарно-транспортных средств составляет эвакуационное направление.
Целями медицинской эвакуации являются:
- быстрейшая доставка пораженных на этапы медицинской эвакуации для оказания необходимой медицинской помощи и лечения;
- освобождение этапов медицинской эвакуации от пораженных и обеспечение их перемещения, или возможностей приема других пораженных в ЧС.
Для эвакуации используются различные транспортные средства: автомобильные, авиационные, железнодорожные, водные.
Ответственность за эвакуацию возлагается на соответствующих должностных лиц, осуществляющих общее руководство лечебно-эвакуационным обеспечением населения в ЧС.
Не совсем обоснованно включать в понятие «медицинская эвакуация» мероприятий по выносу (вывозу) пораженных из очага поражения к местам их сбора в зоне ЧС.
В отличие от медицинской эвакуации вынос (вывоз) проводится без определения приоритетной очередности, часто вывоз не обеспечивает щадящих условий (используется транспорт общего назначения), отсутствует документальное оформление и предъэвакуационная подготовка.
Медицинская эвакуация пораженных в условияхЧС создаёт материальную предпосылку объединения рассредоточенных на местности и во времени лечебно-профилактических мероприятий в одно целое (замыкает многофазовое оказание медицинской помощи).
Эвакуацию с медицинской точки зрения нельзя считать положительным явлением, но это неизбежное мероприятие. Эвакуация не должна быть самоцелью («эвакуация прежде всего»), она может быть лишь средством, способствующим достижению наилучших результатов в оказании медицинской помощи раненым и пораженным.
Успешное осуществление медицинской эвакуации достигается заблаговременным выделением достаточного количества санитарных и других транспортных средств, приспособленных для перевозки пораженных, их своевременным и эффективным использованием; четкой организацией медицинской сортировки, ведения медицинской документации (первичные медицинские карточки, истории болезни, эвакуационные конверты, эвакуационные ведомости и др.); созданием постоянного резерва санитарных транспортных средств, необходимых для решения внезапно возникающих задач по эвакуации пораженных; непрерывным и устойчивым управлением подразделениями и частями, осуществляющими медицинскую эвакуацию.
Таблица 1. Медико-техническая характеристика автомобильных транспортных средств
Тип автомобиля | Эвакуационная емкость | Максимальная скорость км/ч | Запас хода, км | |
на носилках + сидя | только сидя | |||
Автомобиль санитарный УАЗ-452А (39621) | 4 + 1 | |||
Автомобиль санитарный АС-66 | 9 + 6 | |||
Cанитарный автомобиль (АСА) на базе КАМАЗ-4310 | 18 + 4 | -- |
Таблица 2. Медико-техническая характеристика автобусов.
Тип автобуса | Эвакуационная емкость | Обору- дование | Максимальная скорость км/ч | Запас хода | |||
Комбинированный вариант | Основной вариант | ||||||
На носилках | сидя | На носилках | Сидя | ||||
ЛАЗ-965 М (4202, 42021) | ТСО-2 УСО-1 | ||||||
ЛиАЗ-677 (5256) | ТСО-3 УСО-1,5 | ||||||
ПАЗ-672 (3201, 3205) | ТСО-2 УСО-1 | ||||||
КАВЗ-685 (3270) | ТСО-1 УСО-0,5 |
Таблица 3. Основные медико-технические характеристики грузовых автомобилей с УСП-Г.
Марка автомобиля | Эвакуационная емкость на носилках + сидя | Максимальная скорость км/ч | Расход топлива, л/100 км | Вместимость топливных баков, л |
ГАЗ-66 | 6+4 | |||
ЗИЛ-133М | 16+4 | |||
ЗИЛ-130 | 8+8 | |||
ЗИЛ-131 | 8+4 | |||
ЗИЛ-ММЗ- 585Л | 6+0 | |||
Урал-4320 | 8+6 | |||
Урал-375Н | 8+6 | |||
КрАЗ-255Б | 8+6 | |||
КрАЗ-257Б1 | 16+4 | |||
МАЗ-500А | 8+8 | |||
КамАЗ-5320 | 16+4 | |||
КамАЗ-4310 | 16+4 |
Таблица 6. Эвакуационная вместимость санитарно-транспортных (СТС, морские средства) и санитарно-эвакуационных средств (СЭС, речные средства).
Название судна | Эвакуационная емкость | |
Всего | В том числе носилочные | |
СТС Валериан Куйбышев | 504 (572 в теплое время) | |
Владимир Ильич Космонавт Гагарин Родина | 505 (511 в теплое время) | |
СЭС Москва-1 Заря Метеор | ||
Таблица 7. Эвакуационная характеристика вертолетов.
Тип вертолета | Эвакуационная вместимость (варианты погрузки) | |||
носилочный | комбинированный | только сидя | ||
на носилках | сидя | |||
Ми-4 | ||||
Ми-6 | ||||
Ми-8 | ||||
Ми-26 | - | - |
Таблица 8. Эвакуационная характеристика самолетов.
Тип самолета | Эвакуационная вместимость | |
на носилках + сидя | только сидя | |
ТУ-124 | 39+11 | |
ТУ-134 ТС | 45+7 | |
ИЛ-18 | 62+22 | |
АН-2 | 6+1 | |
АН-12 | 60+12 | |
АН-14 | ||
АН-24 | 24+3 | |
ИЛ-76 | 72+35 | - |
АН-22 | 112+94 | |
АН-26 | 24+2 | |
ЯК-40 | 18+1 | |
ТУ-154 | 206+6 | |
АН-28 | 6+5 | - |
ЯК-42 | 60+3 | |
АН-72 |