Медицинская эвакуация. Определение понятия и цели. Современные санитарно-транспортные средства

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в чрезвычайной ситуации и неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пораженным и с их лечением.

Под медицинской эвакуацией в ЧС понимается совокупность мероприятий по доставке пораженных на этапы медицинской эвакуации в целях своевременного и полного оказания им медицинской помощи и лечения.

Маршрут, по которому осуществляется транспортировка пораженных из зоны ЧС (очага поражения), получил название «путь медицинской эвакуации».

Совокупность путей эвакуации, развёрнутых на них этапов медицинской эвакуации и работающих санитарно-транспортных средств составляет эвакуационное направление.

Целями медицинской эвакуации являются:

- быстрейшая доставка пораженных на этапы медицинской эвакуации для оказания необходимой медицинской помощи и лечения;

- освобождение этапов медицинской эвакуации от пораженных и обеспечение их перемещения, или возможностей приема других пораженных в ЧС.

Для эвакуации используются различные транспортные средства: автомобильные, авиационные, железнодорожные, водные.

Ответственность за эвакуацию возлагается на соответствующих должностных лиц, осуществляющих общее руководство лечебно-эвакуационным обеспечением населения в ЧС.

Не совсем обоснованно включать в понятие «медицинская эвакуация» мероприятий по выносу (вывозу) пораженных из очага поражения к местам их сбора в зоне ЧС.

В отличие от медицинской эвакуации вынос (вывоз) проводится без определения приоритетной очередности, часто вывоз не обеспечивает щадящих условий (используется транспорт общего назначения), отсутствует документальное оформление и предъэвакуационная подготовка.

Медицинская эвакуация пораженных в условияхЧС создаёт материальную предпосылку объединения рассредоточенных на местности и во времени лечебно-профилактических мероприятий в одно целое (замыкает многофазовое оказание медицинской помощи).

Эвакуацию с медицинской точки зрения нельзя считать положительным явлением, но это неизбежное мероприятие. Эвакуация не должна быть самоцелью («эвакуация прежде всего»), она может быть лишь средством, способствующим достижению наилучших результатов в оказании медицинской помощи раненым и пораженным.

Успешное осуществление медицинской эвакуации достигается заблаговременным выделением достаточного количества санитарных и других транспортных средств, приспособленных для перевозки пораженных, их своевременным и эффективным использованием; четкой организацией медицинской сортировки, ведения медицинской документации (первичные медицинские карточки, истории болезни, эвакуационные конверты, эвакуационные ведомости и др.); созданием постоянного резерва санитарных транспортных средств, необходимых для решения внезапно возникающих задач по эвакуации пораженных; непрерывным и устойчивым управлением подразделениями и частями, осуществляющими медицинскую эвакуацию.

Таблица 1. Медико-техническая характеристика автомобильных транспортных средств

Тип автомобиля Эвакуационная емкость Максимальная скорость км/ч Запас хода, км
на носилках + сидя только сидя
Автомобиль санитарный УАЗ-452А (39621)   4 + 1      
Автомобиль санитарный АС-66   9 + 6      
Cанитарный автомобиль (АСА) на базе КАМАЗ-4310   18 + 4   --    

Таблица 2. Медико-техническая характеристика автобусов.

Тип автобуса Эвакуационная емкость Обору- дование Максимальная скорость км/ч Запас хода
Комбинированный вариант Основной вариант
На носилках сидя На носилках Сидя
ЛАЗ-965 М (4202, 42021)         ТСО-2 УСО-1    
ЛиАЗ-677 (5256)         ТСО-3 УСО-1,5    
ПАЗ-672 (3201, 3205)           ТСО-2 УСО-1    
КАВЗ-685 (3270)         ТСО-1 УСО-0,5    

Таблица 3. Основные медико-технические характеристики грузовых автомобилей с УСП-Г.

Марка автомобиля Эвакуационная емкость на носилках + сидя Максимальная скорость км/ч Расход топлива, л/100 км Вместимость топливных баков, л
ГАЗ-66 6+4      
ЗИЛ-133М 16+4      
ЗИЛ-130 8+8      
ЗИЛ-131 8+4      
ЗИЛ-ММЗ- 585Л 6+0      
Урал-4320 8+6      
Урал-375Н 8+6      
КрАЗ-255Б 8+6      
КрАЗ-257Б1 16+4      
МАЗ-500А 8+8      
КамАЗ-5320 16+4      
КамАЗ-4310 16+4      

Таблица 6. Эвакуационная вместимость санитарно-транспортных (СТС, морские средства) и санитарно-эвакуационных средств (СЭС, речные средства).

Название судна Эвакуационная емкость
Всего В том числе носилочные
СТС Валериан Куйбышев   504 (572 в теплое время)  
Владимир Ильич Космонавт Гагарин Родина 505 (511 в теплое время)  
   
   
СЭС Москва-1 Заря Метеор    
   
   

Таблица 7. Эвакуационная характеристика вертолетов.

  Тип вертолета Эвакуационная вместимость (варианты погрузки)
носилочный комбинированный только сидя
на носилках сидя
Ми-4        
Ми-6        
Ми-8        
Ми-26   - -  

Таблица 8. Эвакуационная характеристика самолетов.

  Тип самолета Эвакуационная вместимость
на носилках + сидя только сидя
ТУ-124 39+11  
ТУ-134 ТС 45+7  
ИЛ-18 62+22  
АН-2 6+1  
АН-12 60+12  
АН-14    
АН-24 24+3  
ИЛ-76 72+35 -
АН-22 112+94  
АН-26 24+2  
ЯК-40 18+1  
ТУ-154 206+6  
АН-28 6+5 -
ЯК-42 60+3  
АН-72    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow