Периодизация эпохи гонений; характер гонений в каждый из трех периодов

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ:

37 г. Обращение ап. Павла.        

 44 г. Гонение при Ироде.         

 51 г. Апостольский собор в Иерусалиме.

62 г. Гонение на христиан в Иудее

 64 г. 1-е общее гонение при Нероне.

67 г. Мученичество Петра и Павла.

70 г. Разрушение Иерусалима Титом. 

 96 г. 2-е гонение при Домициане.  

106 г. 3-е гонение при Траяне.

166 г. 4-е гонение при Марке Аврелии. 

 202 г. 5-е гонение при Севере.

235 г. 6-е гонение при Максимине.

250 г. 7-е гонение при Деции.

257 г. 8-е гонение при Валериане.

261 г. эдикты о веротерпимости при Галлиене.

275 г. 9-е гонение при Аврелиане. 

303 г. 10-е великое гонение Диоклетиана.

 313 г. Видение Константином креста на небе.   

313 г. Миланский эдикт о веротерпимости.

Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на следующие периоды:

1) Правительство римское в течение всего первого века не обращает особенного внимания на распространение христианства, и если христиане подвергаются гонениям, то вследствие личных побуждений со стороны императоров, а не в видах правительственных, тем более нет четкого разделения на христиан и иудеев. «Христианство под сенью иудаизма».

· Христианство как иудейская секта.

· Гонения случайные, не за веру. Нерон свалил на христиан пожар в Риме.

· 110 год – Пилиний младщий приехал в Вифинию. Пожаловался императору, что там кошмар, жертв не приносят, языческие храмы пустуют, ужас. В итоге христиан специально не искали, но тех, на кого доносили, допрашивали и принуждали к принесению языческих жертв.

· В первый из этих периодов гонения были при императорах Нероне и Домициане.

· Нерон обвинил христиан в поджоге Рима, произведенном по его собственному желанию. Годы 64-68 были страшные для христиан: их распинали на крестах, зашивали в звериные шкуры и в таком виде отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. Именно тогда пострадали апостолы Петр и Павел. Гонения только в пределе Рима.                

·  Домициан был государь подозрительный и жадный до денег. Злоба его в особенности преследовала богатых людей, имения которых поступали в его казну. Он предал смерти своего близкого родственника Флавия Клемента за исповедание святой веры, а жену его Домитиллу сослал на отдаленный пустынный остров. Раз Домициан услышал, что в Палестине живут родственники Господа Иисуса Христа, которые ожидают Его пришествия. Их вытребовали в Рим. Это были внуки апостола Иуды, брата Господня. Подозрительный царь тогда только успокоился, когда удостоверился в их бедности и узнал, что они ожидают не земного, а небесного царства.

2) В начале второго века воздвигаются на христиан гонения в видах правительственных, но гонения эти долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера государей. «Гонения в рамках римского уголовного процесса»

· Имп. Траян – выделение христиан из массы евреев-иудеев. Гонения как на безбожников (не признавали римских богов). Считалось, что христиане не отрекаются, значит если отрёкся – не христианин, можно отпустить.

· Формулировка правового подхода. Правительственная реакция на доносы. Однако анонимные доносы не принимались (в рамках римского права), ложных обвинителей наказывали и тд.

· Этот период длился до 244 года.

· Иногда власти активно вмешивались в жизнь христианской общины, но это было тогда, когда в городе начинались беспорядки "по вине христиан"

· Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера.

· Император Траян (98-117) строго воспретил существование тайных обществ, имеющих свои собственные законы, кроме общих государственных. Многие из областных правителей поспешили направить этот закон против христиан и стали их преследовать. Но один из них, именно проконсул Малой Азии Плиний Младший (племянник знаменитого естествоиспытателя), ужаснулся множества обвиняемых в христианстве и обратился к императору за разъяснением, как с ними поступать. Траян решил так: разыскивать христиан не должно, но если кто будет обвинен судебною властию в принадлежностях к христианству, того казнить. (На это один из апологетов христианских (Тертулиан) справедливо возразил: "Если ты казнишь христи*ан как виновных, то почему же не разыскиваешь их? Если же не разыскиваешь как невинных, зачем же казнишь?")                                                                          

· Император Марк Аврелий (161-180) ненавидел христиан за их, по его мнению, суеверное учение. Доселе римское правительство не разыскивало христиан: теперь оно стало их разыскивать, введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить у них отречение от веры. Такими мерами правительства было вызвано буйство черного народа против исповедников святой веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время; бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах городов. К ослаблению этого страшного гонения послужило необыкновенное событие с громоносным легионом. В 174 году император воевал с разными варварами (квады, сарматы, маркоманны). В Паннонии (ныне Венгрия) он был заведен врагами в совершенно безводное место. Войско его погибло от палящего зноя и недостатка воды. Тогда, по молитве христиан, бывших в его войске, вдруг разразилась гроза и привела в смятение врагов, а затем пролился дождь и утолил жажду римских воинов. С этого времени император под страхом смертной казни воспретил преследовать христиан и тому легиону, по молитве которого совершилось чудо, дал название громоносного.

·   Император Септимий Север (193-211) в первые десять лет своего правления не только не преследовал христиан, но даже оказывал им благосклонность за то, что один христианин, по имени Прокул, через помазание елеем исцелил его от болезни. Затем стал изменяться в мыслях о них и начал их смешивать с мятежными евреями. В таком убеждении он воспретил под страхом смертной казни переход из язычества как в иудейство, так и в христианство. Враги веры воспользовались и прежними, и этим новым указами и стали преследовать христиан. Гонения, наконец, приняли такой ожесточенный характер, что некоторые христиане видели в нем признак пришествия антихриста.

3) С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется как враждебная империи секта, с целью совершенного искоренения ее. «Централизованные гонения»

· Император Декий. Общенациональный языческий молебен богам и гению императора. Издание эдикта, что все должны участвовать. Открыл новую эру административных гонений. Вне рамок римского закона.

· При Валериане (253-260) все предстоятели арестовываются и принуждаются к отречению. То есть власти уже видят структуру христианской церкви.

· Мученики – пресвитер Фаст и с ним 11 человек, 7 эфесских отроков, Киприан Карфагенский и другие.

· Ну и после 40 летнего затишья Диоклетиан с 299 года пытается установить единую религию.

· В третий из указанных периодов особенно ожесточенные гонения против христиан были от императоров Декия и Диоклетиана.                                              

· Император Декий (249-251) был характера грубого и жестокого. Его убедили, что целостность государства неразрывно связана с сохранением язычества, и Декий решил уничтожить христианство. Постановлено было, чтобы в определенный день все христиане известной области явились к принесению языческой жертвы. Кто не являлся, того разыскивали: если находили, то мучили медленной казнью, вынуждая отречься от Христа; если кто бежал, того лишали имения и гражданских прав. К счастью, это страшное гонение было непродолжительно.        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: