Ну и ещё кусок про гностицизм в целом

Общ: видимый мир (космос), в котором проявляются духовное и материальное начала, произошел из смешения духовного мира с материальным, или плиромы с хаосом; Слившийся с материей эон, как дух царства света старается в области материи установить стройное течение жизни, – он делается творцом (демиургом) видимого мира, в котором соединяет вместе элементы духовные и материальные отсюда лежит начало зла в мире, – именно, в противоположном и враждебном отношении элементов материальных с духовными; мировая жизнь проходит в постоянной борьбе духовного и материального начала, т. е. добра и зла; причем дух стремится освободиться от уз материи, а материя – удержать его; посланный в мир эон сообщил людям гносис, т. е. открыл им, что они духовного божественного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Христос сообщал людям двоякое учение: избранным преподавал духовное учение, которое и имеют гностики, как люди по преимуществу духовные, а чувственное всем вообще людям, которое заключено в книгах Священного Писания и которое содержит вся христианская Церковь. Средства к освобождению от зла, сообщенные Христом и сохраняемые гностиками, это – возвышение духа над материей при руководстве гносиса, борьба с ней и, наконец, действительная победа духа при посредстве аскетизма. Последним актом мировой жизни, по представлению всех гностиков, должно быть восстановление всего, т. е. восстановление первобытного дуализма; причем духовный элемент сольется со своим источником, а материя обратится опять в состояние хаотическое, из которого была вызвана.

 

Доникейское богословие. Субординационизм и его представители.

Субординационизм – учение о том, что Сын и Святой Дух – суть служебные орудия Отца, хотя и личные, но все-таки подчиненные и неравночестные Ему. Это влияние греческой философии, потому что неоплатоническая триада утверждает: единое, ум, который ниже единого, и душа, которая еще ниже, чем ум. Субординационизм преодолен полностью великими Каппадокийцами.

(лат. sub – под, ordinatio – приведение в порядок) – учение о соотношении лиц святой Троицы, существовавшее во II– III вв., в период формирования основ церковного (христианского) учения. Последователи С. утверждали, что Логос и Дух Святой происходят от Бога-Отца и получают свое существование благодаря сообщению им Его божественной сущности, а потому определенным образом и подчинены Ему. В то же время Логос и Дух Святой в этом учении еще не выступают подлинными лицами (ипостасями) Бога, это «божественные силы», с помощью к-рых Бог-Отец разумно управляет миром и историей спасения людей. С. был выражением неразработанности в теологии первых веков учения о Троице. Новое представление о едином в трех лицах Боге – Боге-Отце, Боге-Сыне и Духе Святом – оформилось в виде догмата на Никейском (325) и Константинопольском (381) соборах.

Ранними представителями этого течения являются Иустин Философ

и его ученик Татиан: согласно их учению, Сын-Логос не существовал предвечно, а был порождён или рождён Богом-Отцом, порождение Логоса Богом-Отцом связывалось у них с сотворением мира: Бог-Отец, порождая Сына, сотворяет через Него всё сущее.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: