Гностицизм. Истоки, основы учения

По конспекту, признаками гностицизма являются

· Платоновская философия

· Черты иудаизма

· Немного восточно-персидской религии (Зороастризм)

· Христианство

4D гностицизм  - Д уализм, Д емиургизм, Д окетизм и Д ифференциация людей.

· Д уализм – черта зороастризма, в мире 2 божественных начала, равных по силе – Доброе и Злое

· Д емиургизм - по учению неоплатоников, 3 ступень эманации – Демиург (ремесленник), который творит видимый мир

· Д окетизм - (от др.-греч. δοκέω [dokeō] — «кажусь») — одно из старейших еретических христианских учений, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и его воплощение как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога и утверждавшее иллюзорность его существования.

· Д ифференциация – если люди, которые имеют тайное Знание, они избранные, они спасутся. Остальные – нет.

По тому, что было тут, исправляю как могу.

Гностицизм - это соединение греческой философии, восточного мистицизма, иудейства и христианского учения.

1) дуализм: основными началами бытия и жизни Верховное Существо, или Высочайший Дух (самостоятельное, независимое начало света и добра, источник духовной жизни, который производит из себя через истечение (эманация) множество духовных, вечных существ, которые составляют всю полноту бытия, почему совокупность их и называется плиромой.) с другой – Материей (самостоятельное независимое начало чувственной материальной жизни и зла).

Основоположники Гностицизма

1 ) Василид, родом из Сирии, основавший свое еретическое общество в Александрии около 125 г. (василидиане существовали, главным образом, на западе до 4 в).

2 ) Валентин, родом иудей из Александрии, принявший христианство. Три раза его отлучали от Церкви. Секту основал на о. Кипр, где умер около 160 г. Последователи его назывались валентинианами и существовали в 4 в. и даже позднее.

Направления гностицизма (читать не обязательно)

Александрийские:

От Платоновской системы материя как не сущее, мертвый хаос, безжизненное, недеятельное начало; Один из эонов, далеко отстоящий от своего источника, вследствие своей слабости оторвался от плиромы и упал в материю, или, (по Валентину), частица последнего светлого эона, вследствие полноты света в плироме, истекала в материю;

духовные элементы, или добро, берут перевес над материальными, или злом, так как материя вследствие своей безжизненности противодействует духу только как масса;   демиург  старается помогать добру в борьбе со злом, для чего избирает себе один народ (иудейский), которому сообщает в Моисеевом законе хорошие правила и полезные учреждения; иудейская религия приготавливает путь освобождения добра от зла; Верховное Существо, чтобы дать торжество духу над материей посылает в мир своего верховного эона, который при крещении соединился с человеком Иисусом, и при страданиях оставил его; страдал человек (эон покинул) Иисус;

Сирийские:

От учения религии Зороастра об Аримане появилась идея - "материя как живое и деятельное начало зла"; один из крайних эонов, постоянно находившийся в борьбе с материей или царством сатаны, наконец, был поглощен ею; материя, или зло – так как она есть живая, деятельная сила – берет перевес над духом, или добром; демиург – так как он, будучи покорен царством зла, действует под влиянием его – невольно помогает больше злу, так что все действия его – и в иудействе, и в язычестве – направлены к удержанию духа в узах материи; посылает эона (Посылает, видимо, Верховное Существо, а не демиург. Т.е. Верховное существо посылает эона, чтобы разрушить царство плохого Демиурга), который принял только вид человека, не будучи им, на самом деле (докетизм), в мир, чтобы разрушить злое царство демиурга; Божественный эон только казался страждущим;

Итак, необходимо больше аскетизма для освобождения, так как употреблять в пищу мясо, вино и пр., и, особенно, вступать в брак это есть служение сатане; Однако в некоторых сектах аскетизм сменился нравственной распущенностью, что также вело к поруганию и уничтожению материи (нравственный закон как ограничение свободного духа, переходящей формой, которая не должна стеснять человека, достигшего высшего гносиса - антиномисты);

Два сирийских представителя гностицизма (а те были Александрийские)

1) Тациан, родом из Ассирии, ученик св. Иустина Философа, после смерти которого, возвратившись на Восток, уклонился в ересь (он проповедовал особенно строгий аскетизм, запрещая употребление вина даже в евхаристии.

2) Маркион, сын синопского епископа (за гностицизм, по преданию, сам отец отлучил его от Церкви. Маркиониты широко распространились в разных странах и держались до 4 в. Первый создал КАНОН ВЗ, пусть и неправильный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: