Политическаясистемахарактеризуетсякаксистемасоциальныхвзаимодействий, направленныхнацеледостижение, интеграциюиадаптациювнутриобществапосредствомпримененияболееилименеелегитимногопринуждения.
ДляанализаполитическойГабриэльАлмондввелследующиеаксиомы: 1) любаяполитическаясистемаимеетсвоюсобственнуюструктуру; 2) любаяполитическаясистемавыполняетодниитежефункции; 3) любаяполитическаясистемамногофункциональна; 4) всеполитическиесистемысмешанывкультурномсмысле.
Г. Алмондразграничилфункцииполитическойсистемы, которыеонавыполняетна"входе" ина"выходе". "Входные" функцииосуществляютразличныенеправительственныеассоциации: группыинтереса, политическиепартии, независимыесредствамассовойинформации. Так, многообразныетребованиявыражаютсягруппамиинтереса, аккумулируютсяпартиями, которыезавершаютработупоприданиюэтимтребованиямполитическойформы. "Выходные" функциивыполняютсягосударственнымиструктурами. Этифункциивосновномпрерогативаоргановгосударственнойвластииуправления, которыепринимаютавторитетно–властныерешения, пригодныедляокончательнойподачина"выход".
|
|
На“входе”политическаясистемавыполняетфункциюполитическойсоциализацииирекрутирования. Политическаясоциализация–этопроцессосвоенияличностьюполитикикакособойсферыжизнедеятельности. Политическоерекрутированиеозначаетфункциюзаполненияролейвполитическойсистеме. Подбордолжностныхлицнаосновеихкомпетенцииилинаосновевыборов –примеррекрутированияпообщимкритериям. Подборизпредставителейодногослоя, номенклатуры –примерограничивающихкритериев. Артикулированиеинтересов –процесс, посредствомкотороговыражаютсятребования. Непосредственнореализуютэтуфункциюгруппыинтереса. Функцияагрегированиеинтересов предполагаетсбор, накоплениетребований, подведениеихподболееобщие, чемте, которыесуществовалинастадиипервоначальногоартикулирования. Агрегированиеинтересовоформляетсявполитическиезаявления, программы, законодательныепредложения, предвыборныеплатформы. Функцияполитическойкоммуникацииобеспечиваетсвязьмеждуэлементамиполитическойсистемы, атакжемеждуполитическойсистемойисредой.
На"выходе" политическаясистемавыполняетфункции:1)Нормотворчества;2)Примененияправилинорм;3)Контролязаприменениемправилинорм.
Элементыполитическойсистемы
Вполитическуюсистемувходятследующиеинституты:1)Государствоиегоорганы;2)Политическиепартии;3)Общественно-политическиедвижения;4)Группыдавления, илигруппыинтересов.
Группыдавления, илигруппыинтересов—профсоюзы, организациипромышленников, крупныемонополии(особеннотранснациональные), церковь, средствамассовойинформацииидругиеинституты—организации, которыенеимеютцельюприйтиквласти. Ихцель—оказатьтакоедавлениенавласть, чтобыонаудовлетворилаихконкретныйинтерес—например, снизиланалоги.
|
|
Политическиережимы
Политическийрежим–этоупорядоченноевзаимодействиекомпонентовполитическойсистемы, атакжесовокупностьметодовосуществлениявластиидостиженияполитическихцелей
Критерииклассификацииполитическихрежимов
Понятиеполитическогорежимараскрываетдинамическиехарактеристикиполитическойсистемы. Чтобыпонятьсущностьтогоилииногополитическогорежима, необходимоохарактеризоватьегонаоснованииследующихпозиций.1)Характергосударственнойвластиистепеньееконтролянадобществом;2)Механизмыформированиявласти;3)Характервзаимоотношениймеждуобществомивластью;4)Рольизначениенегосударственныхинеполитическихорганизацийиструктур;5)Характерсуществующихвобществезапретов;6)Рольидеологиивжизниобщества;7)характерполитическоголидерства;8)соотношениеправисвободграждан;9)положениесредствмассовойинформации;10)рольполитическихпартий;
ОсобенностиполитическойсистемыРеспубликиБеларусь
Политическаясистемареспубликиимеетрядотличительныхпризнаков: 1)Определенныйперевесвраспределениивластныхполномочийвсторонуисполнительныхоргановгосударственнойвласти; 2)Недостаточнаяразвитостьиадаптированностьсистемыместногосамоуправлениякновымусловиямсоциально-экономическогоразвития; 3)Отсутствиеавторитетныхполитическихпартийидвиженийобщенациональногомасштаба; 4)Слабостьконструктивногокомпонентавдеятельностиполитическойоппозиции; 5)Фрагментарностьполитическойкультурывусловияхрадикальногоизменениясистемыценностей.
ОсобоеместовполитическойсистемезанимаютполитическиепартииБеларуси, которыенеспособныигратьсущественнуюрольвполитическойжизнистраны. ВыходизэтогоположениязаключаетсявувеличениичислапредставителейпартийвПарламенте, финансовойпомощиимсостороныгосударства.
Государство
Государствоестьосновнойинститутполитическойсистемыобщества, осуществляющийуправлениеобществом, охрануегополитическойисоциальнойструктурынаосновеправаспомощьюспециальногомеханизма(аппарата).
Общиепризнакигосударства
Несмотрянавсемногообразиевидовиформгосударственныхобразований, возникавшихранееисуществующихвнастоящеевремя, можновыделитьобщиепризнаки, которыевтойилиинойстепенихарактерныдлялюбогогосударства. Наиболееполноиаргументированно, нанашвзгляд, этипризнакибылиизложеныВ. П. Пугачевым.
Кчислутакихпризнаковотносятсяследующие:
• публичнаявласть, отделеннаяотобществаинесовпадающаяссоциальнойорганизацией; наличиеособогослоялюдей, осуществляющихполитическоеуправлениеобществом;
• определеннаятерритория(политическоепространство), очерчиваемаяграницами, накоторуюраспространяютсязаконыиполномочиягосударства;
• суверенитет—верховнаявластьнадвсемипроживающиминаопределеннойтерриториигражданами, ихинститутамииорганизациями;
• монополияналегальноеприменениесилы. Толькогосударствоимеет«законные»основаниядлятого, чтобыограничиватьправаисвободыгражданидажелишатьихжизни. Дляэтихцелейоноимеетспециальныесиловыеструктуры: армию, полицию, суды, тюрьмыит. п.;
• правонавзиманиеналоговисборовснаселения, которыенеобходимыдлясодержаниягосударственныхоргановиматериальногообеспечениягосударственнойполитики: оборонной, экономической, социальнойит. д.;
• обязательностьчленствавгосударстве. Человекполучаетгражданствосмоментарождения. Вотличиеотчленствавпартииилидругихорганизаций, гражданствоявляетсянеобходимыматрибутомлюбогочеловека;
|
|
• претензиянапредставительствовсегообществакакединогоцелогоиназащитуобщихинтересовицелей. Вреальностиженикакоегосударствоилиинаяорганизацияневсостояниивполноймереотражатьинтересывсехсоциальныхгрупп, классовиотдельныхгражданобщества.
Составляющиеэлементыгосударства
Государство- этополитическаяобщность, составляющимиэлементамикоторойявляютсятерритория, населениеивласть.
Функциигосударства
Функцииделятсянавнутренниеивнешние.
Внутренниефункции:
• Охранительная.
• Экономическая.
• Социальная.
• Культурно-воспитательная.
• Природоохранительная.
Внешниефункции:
• Защитагосударстваотвооруженныхнападенийдругихгосударств.
• Поддержаниемеждународныхполитическихотношений(дипломатическаядеятельность), экономическихикультурныхсвязей.
• Борьбасмеждународнойпреступностью.
• УчастиевмеждународнойохранеокружающейСреды.
Реализацияфункцийосуществляетсяразличнымигосударственнымиорганизациями. Ихколичество, задачи, компетенция, взаимоотношенияисвязимеждунимиопределяютсяфункциямигосударства.
Национальноегосударство—формаистадияразвитиягосударства, восновукоторойположеныпринципынациональногосуверенитета, национальногогражданствасединымязыком, культурой, политической, правовойифискальнойсистемой. Позиционируетсякакгосударствооднойгосударствообразующейнации, остальныенародыимеютстатуснациональныхменьшинствинередкопораженывправах(неимеютвозможностииспользоватьнаофициальномуровнесвойязык, отсутствуетсвоясистемаобразованияит.д.).