Разделениевластей—этотеоретическаядоктринаиреальнаяпрактикаразделениявластимеждунесколькимиполитическимиинститутами. Сутьразделениязаключаетсявограничении(предотвращении) абсолютизмавластимонарха, президента, парламентаидругихполитическихинститутов.Попыткиразделениявластейилиограничениявластисуверенапредпринималисьещевантичныхгосударствах. ВСредниевекавомногихевропейскихстранахвластьбылаподеленамеждугосударствомицерковью.
ВполитическойтеориипринципразделениявластейбылвпервыеобоснованвработахДж. ЛоккаОнсчитал, чтонародявляетсявысшейвластьюиспомощьюобщественногодоговораучреждаетгосударствоипередаетвластьправителям, которыеделятвластьназаконодательнуюиисполнительную.ДальнейшееразвитиетеорияразделениявластейполучилавтрудахШ. МонтескьеПоегомнению, законавластьдолжнабытьразделенаназаконодательную, исполнительнуюисудебную.
ПринципразделениявластейбылреализованприобразованииСШАизакрепленвКонституциистраны1787 г. Сутьэтогопринципазаключаетсявтом, чтополитическаявластьделитсяназаконодательную, исполнительнуюисудебную. Каждаяизветвейвластиявляетсяотносительнонезависимойивыполняетсвоюспецифическуюфункцию. Однакоэтонепростоераспределениефункциймеждуразличнымизвеньямигосударственногоаппарата, асозданиетрехотносительнонезависимыхсфервластвованиясосвоимиособымиструктурами.
|
|
Принципразделениявластейнаиболеехарактерендлядемократическойреспубликанскойформыправления:
• законодательнуювластьвреспубликеосуществляетпарламент, избираемыйгражданаминаопределенныйсрок;
• исполнительнуювласть—правительство, котороеформируетлибопрезидент(впрезидентскойреспублике), либопарламент(впарламентскойреспублике);
• судебнуювласть—органысудебнойсистемы. Вфункциисудебнойвластивходитнетолькоосуществлениеправосудия, ноиконтрользасоблюдениемзаконовисполнительнойизаконодательнойветвямивласти, атакжезащитаправграждан.
Длятогочтобыоднаветвьвластинепосягаланепрерогативыдругой, пределыкомпетенциикаждойизветвейдетальнорасписаныизакрепленызаконодательно, напримервконституции. Такимобразом, создаетсясистемасдержекипротивовесов, котораянепозволяетниоднойизветвейвластиузурпироватьвсюполнотувластивстране.
Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти и местная власть в Республике Беларусь.
Пофункциональномуназначениювластьподразделяетсяназаконодательную, исполнительнуюисудебную.
Законодательнаявласть–этовысшийпредставительныйоргангосударства(парламентодно- илидвухпалатный), которыйизбираетсявсемигражданамистранынаопределенныйсрок. Парламентрешаетважнейшиевопросывнутреннейивнешнейполитики, принимаетзаконы, избираетвысшихдолжностныхлицгосударстваит.п. Кзаконодательнойвластиотносятсяиместныепредставительныеучреждения.
Исполнительнаявласть–этооднаизветвейгосвласти, котораяруководиттекущейжизньюгосударстваиобществаиобеспечиваетисполнениезакона.
Исполнительнаявластьподразделяетсяна2 вида:
1) центральная–навсютерриторию
2) местная
|
|
Судебнаявласть– однаизветвейгосвласти, котораяразрешаетвозникающиевгосударствеконфликтыиспоры, восстанавливаетнарушенныеправаинаказываетправонарушителей. СудебнаявластьвРБпринадлежитсудам.
ИнститутпрезидентствавсистемеоргановгосударственнойвластииуправленияРеспубликиБеларусь
РеспубликаБеларусьявляетсяунитарным, демократическим, социальным, правовымгосударством. Главойгосударства, гарантомКонституцииРеспубликиБеларусь, прависвободчеловекаигражданвыступаетПрезидент.
ВБеларусиинститутпрезидентствабылвведенв1994 году, когданаиболееостросталаощущатьсяобъективнаянеобходимостьвегоучреждении.
Крометого, выйтиизэкономическогокризисавстранеможнобылотолькопосредствомбыстрогореагирования, принятияиреализациирациональныхрешений, чтомоглаобеспечитьсильнаяпрезидентскаявласть.
ИнститутпрезидентствавРеспубликеБеларусьбылвведенв1994 годуодновременноспринятиемновойКонституции, согласнокоторойПрезидентРеспубликиБеларусьявлялсяглавойгосударстваиисполнительнойвласти.
Всеэтопривелоккризисумеханизмагосударственногоуправления, обусловилонеобходимостьвнесенияизмененийидополненийвКонституциюРеспубликиБеларусь.
РеспубликаБеларусьявляетсяунитарным, демократическим, социальным, правовымгосударством. Главойгосударства, гарантомКонституцииРеспубликиБеларусь, прависвободчеловекаигражданвыступаетПрезидент. ВБеларусиинститутпрезидентствабылвведенв1994 году, когданаиболееостросталаощущатьсяобъективнаянеобходимостьвегоучреждении. Президентсамостоятелен–онизбираетсянародом. Онневключенниводнуизветвейвластииненесетпереднимиполитическойответственности. Президентоказываетсущественноевлияниенаформированиеидеятельностьвсехгосударственныхструктур. ОнвправеотменятьпостановленияираспоряженияПравительства