Принципы разделения власти

Разделениевластей—этотеоретическаядоктринаиреальнаяпрактикаразделениявластимеждунесколькимиполитическимиинститутами. Сутьразделениязаключаетсявограничении(предотвращении) абсолютизмавластимонарха, президента, парламентаидругихполитическихинститутов.Попыткиразделениявластейилиограничениявластисуверенапредпринималисьещевантичныхгосударствах. ВСредниевекавомногихевропейскихстранахвластьбылаподеленамеждугосударствомицерковью.

ВполитическойтеориипринципразделениявластейбылвпервыеобоснованвработахДж. ЛоккаОнсчитал, чтонародявляетсявысшейвластьюиспомощьюобщественногодоговораучреждаетгосударствоипередаетвластьправителям, которыеделятвластьназаконодательнуюиисполнительную.ДальнейшееразвитиетеорияразделениявластейполучилавтрудахШ. МонтескьеПоегомнению, законавластьдолжнабытьразделенаназаконодательную, исполнительнуюисудебную.

ПринципразделениявластейбылреализованприобразованииСШАизакрепленвКонституциистраны1787 г. Сутьэтогопринципазаключаетсявтом, чтополитическаявластьделитсяназаконодательную, исполнительнуюисудебную. Каждаяизветвейвластиявляетсяотносительнонезависимойивыполняетсвоюспецифическуюфункцию. Однакоэтонепростоераспределениефункциймеждуразличнымизвеньямигосударственногоаппарата, асозданиетрехотносительнонезависимыхсфервластвованиясосвоимиособымиструктурами.

Принципразделениявластейнаиболеехарактерендлядемократическойреспубликанскойформыправления:

• законодательнуювластьвреспубликеосуществляетпарламент, избираемыйгражданаминаопределенныйсрок;

• исполнительнуювласть—правительство, котороеформируетлибопрезидент(впрезидентскойреспублике), либопарламент(впарламентскойреспублике);

• судебнуювласть—органысудебнойсистемы. Вфункциисудебнойвластивходитнетолькоосуществлениеправосудия, ноиконтрользасоблюдениемзаконовисполнительнойизаконодательнойветвямивласти, атакжезащитаправграждан.

Длятогочтобыоднаветвьвластинепосягаланепрерогативыдругой, пределыкомпетенциикаждойизветвейдетальнорасписаныизакрепленызаконодательно, напримервконституции. Такимобразом, создаетсясистемасдержекипротивовесов, котораянепозволяетниоднойизветвейвластиузурпироватьвсюполнотувластивстране.

 

Законодательная, исполнительная, судебная ветви власти и местная власть в Республике Беларусь.

Пофункциональномуназначениювластьподразделяетсяназаконодательную, исполнительнуюисудебную.

Законодательнаявласть–этовысшийпредставительныйоргангосударства(парламентодно- илидвухпалатный), которыйизбираетсявсемигражданамистранынаопределенныйсрок. Парламентрешаетважнейшиевопросывнутреннейивнешнейполитики, принимаетзаконы, избираетвысшихдолжностныхлицгосударстваит.п. Кзаконодательнойвластиотносятсяиместныепредставительныеучреждения.
Исполнительнаявласть–этооднаизветвейгосвласти, котораяруководиттекущейжизньюгосударстваиобществаиобеспечиваетисполнениезакона.
Исполнительнаявластьподразделяетсяна2 вида:
1) центральная–навсютерриторию
2) местная

Судебнаявласть– однаизветвейгосвласти, котораяразрешаетвозникающиевгосударствеконфликтыиспоры, восстанавливаетнарушенныеправаинаказываетправонарушителей. СудебнаявластьвРБпринадлежитсудам.
ИнститутпрезидентствавсистемеоргановгосударственнойвластииуправленияРеспубликиБеларусь

РеспубликаБеларусьявляетсяунитарным, демократическим, социальным, правовымгосударством. Главойгосударства, гарантомКонституцииРеспубликиБеларусь, прависвободчеловекаигражданвыступаетПрезидент.

ВБеларусиинститутпрезидентствабылвведенв1994 году, когданаиболееостросталаощущатьсяобъективнаянеобходимостьвегоучреждении.

Крометого, выйтиизэкономическогокризисавстранеможнобылотолькопосредствомбыстрогореагирования, принятияиреализациирациональныхрешений, чтомоглаобеспечитьсильнаяпрезидентскаявласть.

ИнститутпрезидентствавРеспубликеБеларусьбылвведенв1994 годуодновременноспринятиемновойКонституции, согласнокоторойПрезидентРеспубликиБеларусьявлялсяглавойгосударстваиисполнительнойвласти.

Всеэтопривелоккризисумеханизмагосударственногоуправления, обусловилонеобходимостьвнесенияизмененийидополненийвКонституциюРеспубликиБеларусь.

РеспубликаБеларусьявляетсяунитарным, демократическим, социальным, правовымгосударством. Главойгосударства, гарантомКонституцииРеспубликиБеларусь, прависвободчеловекаигражданвыступаетПрезидент. ВБеларусиинститутпрезидентствабылвведенв1994 году, когданаиболееостросталаощущатьсяобъективнаянеобходимостьвегоучреждении. Президентсамостоятелен–онизбираетсянародом. Онневключенниводнуизветвейвластииненесетпереднимиполитическойответственности. Президентоказываетсущественноевлияниенаформированиеидеятельностьвсехгосударственныхструктур. ОнвправеотменятьпостановленияираспоряженияПравительства

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: