Правовоегосударство —этотакаяформаорганизацииидеятельностигосударственнойвласти, котораястроитсянаверховенствеправавовсехсферахжизниобщества. ВозникновениеконцепцииправовогогосударстваотноситсякпериодуXYII –первойполовиныXIX века. ОгромныйвкладвразработкуконцепцииправовогогосударствавнеслимыслителиНовоговремениГ. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, В. Гумбольт, И. Кантидр. Основнойпринципправовогогосударствасостоитвтом, чтогосударственнаявластьвнемограниченаправом.
Признакиправовогогосударства:
▪ главенствоправаизаконавовсехсферахжизниобщества;
▪ равенствовсехпередзаконом;
▪ разделениевластейнатриветви; ЭтотпринципбылвпервыесформулированвклассическомтрудеШ. Монтескье«Одухезаконов». Принципразделениявластейпредполагаетраспределениефункцийгосударственногоуправлениямеждутремяветвямивласти: исполнительной, законодательнойисудебной.
▪ признаниеправисвободчеловекавысшейценностью
Эффективноефункционированиеправовогогосударствапредполагаетналичиеунегоравноправногопартнера, какимвыступаетгражданскоеобщество. Гражданскоеобществоиправовоегосударство–этотесновзаимосвязанныеявления, которыедругбездругавреальнойжизнинесуществуют.
|
|
Гражданскоеобщество —этообществосразвитымиэкономическими, культурными, правовымииполитическимиотношениями, независимоеотгосударства, новзаимодействующеесним.
Политические партии
Партии представляют собой объединенные организационно и идеологически общности людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или общественных групп и ставящие целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.
Партии выполняют идеологическую, политическую и организаторскую функции.
Идеологическая состоит в выяснении, обосновании и выражении интересов людей.
Политическая функция предполагает практическую борьбу за власть.
Организаторская заключается в реализации партийных программных установок и решений.
Партии обладают правовым статусом. В одних странах они провозгласили сами себя, в других обязаны представить компетентным органам только определенные документы. В третьих предусмотрена обязательная регистрация. Партиям предоставляется право выдвигать своих кандидатов в органы власти, пропагандировать свои идеи и цели, получать доступ к государственным СМИ, распространять собственные издания, право на самороспуск, слияние, создание молодежных и других организаций. Представленные в парламенте партии могут создавать парламентские фракции. Классифицируются: в зависимости от социально-классовой сущности (марксистская традиция), идеологической направленности (либеральная), по положению в политической системе общества, организационным принципам и др.
|
|
Существуют парламентские и непарламентские (авангардные) партии. Первые ограничивают свою деятельность участием в выборных кампаниях, работой в представительных органах власти. Вторые используют и все другие формы политической работы.
Подразделяются на левые, правые и центристские. Те, что выступают за прогрессивные общественно-политические изменения, считаются левыми, те, что защищают устоявшиеся порядки, – правыми, те, что имеют черты и тех и других, – центристскими.
В соответствии с характером теоретических доктрин и отношения к существующему общественно-политическому строю различают революционные, реформистские, консервативные и реакционные партии.
Партийная система – это совокупность партий, взаимодействующих с другими партиями и общественными объединениями, государственными институтами и в той или иной мере участвующих в осуществлении политико-властных отношений.
В Беларуси в середине 1990-х гг. действовало 34 зарегистрированные политические партии. Но все они серьезной социальной базы не имели. Многие из них к моменту перерегистрации в 1999 г. не достигали необходимой для этого численности в одну тысячу человек. Сейчас в качестве партий функционирует 18 объединений. При этом в политическом спектре четко определились левый и правый фланги, но отсутствует сколько-нибудь значимая партия центристского толка. Для обеспечения стабильности в обществе, эффективности его развития желательна такая партийная система, где доминировали бы две или три партии.
15. ВЫБОРЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Однимизпоказателейиусловийреальнойдемократииявляютсявыборывразличногородацентральныеиместныепредставительныеучреждения. Этиучреждениясоздаютсяправоспособнымигражданамипосредствомголосованиязакандидатов, выдвигаемыхвсоответствиисустановленнымизакономправилами. Входевыборовразныегруппынаселенияимеютлегальныевозможностивыступатьссобственнымитребованиямииборотьсязасвоицели.
Вполитическойсистемеобществавыборывыполняютцелыйрядзначимыхсоциально- политических функций. Срединихполитологитрадиционновыделяютследующие.
Во-первых, выборыпредставляютсобойполитическийинститут, которыйпозволяетотдельнымгражданамисоциальнымгруппамсформулироватьсвоитребования, отвечающиеихреальнымлибомнимыминтересам, авходепредвыборнойкампанииобеспечитьподдержкудействиямтехполитическихлидеров, позицииивзглядыкоторыхсоответствуютихзапросам.
Во-вторых, выборывыступаютоднимизмеханизмовразрешенияполитическихконфликтов.
В-третьих, выборыпредстаютнадежнымсредствомлегитимацииполитическогорежима, таккакспособствуютвовлечению, организациинаселениявизбирательныеобъединения, отдельныеполитическиепартииииныеобщественно-политическиеорганизации, выступаютвкачестведемократическойосновыпризнанияиподдержкиизбранныхлидеровивластныхинститутов, померетого, какформируютсяидействуютразногородаканалыкоммуникацииивзаимодействиясизбирателями.
Кфункциямвыборовтакжеследуетотнести политическую социализацию населения, посколькуреализацияизбирательныхправграждан, созданиепредвыборныхорганизаций, широкоеприменениеСМИдляагитацииипропаганды, атакжепартийныхпрограммиплатформспособствуюткакполитическомупросвещениюширокихмасс, такисоздаютусловиядляактивногововлечениягражданиихобъединенийвполитическийпроцесс.
Эффективность выборов зависитотцелогорядафакторов, втомчислеэкономическогопорядкаввидеразвитыхинститутоврыночнойэкономики, многоукладногохозяйстваиконкуренции, действующейврамкахправовогополя. Выборыдлясобственника, которомуестьчтотерятьизащищатьправовымспособом- обязательноеусловиевыраженияизащитысобственныхинтересов. Важнаярольздесьпринадлежитдостаточноразвитойполитическойигражданскойкультуре, укорененнымдемократическиминститутамитрадициям.
|
|
Внастоящеевремяконституциибольшинствастранпровозглашаютвсеобщееизбирательноеправо.
Вдемократическихгосударствахизбирательноеправоявляетсясегодня"формальноравным". Этоозначает: 1) каждомуизбирателюдаетсяравноеколичествоголосов, 2) всегражданеучаствуютввыборахнаравныхоснованиях-избирательныеокругапочисленностидолжныбытьодинаковыми.