Социальное правовое государство и гражданское общество.Становление и развитие гражданского общества в Республике Беларусь

Правовоегосударство —этотакаяформаорганизацииидеятельностигосударственнойвласти, котораястроитсянаверховенствеправавовсехсферахжизниобщества. ВозникновениеконцепцииправовогогосударстваотноситсякпериодуXYII –первойполовиныXIX века. ОгромныйвкладвразработкуконцепцииправовогогосударствавнеслимыслителиНовоговремениГ. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, В. Гумбольт, И. Кантидр. Основнойпринципправовогогосударствасостоитвтом, чтогосударственнаявластьвнемограниченаправом.

 

Признакиправовогогосударства:

▪ главенствоправаизаконавовсехсферахжизниобщества;

▪ равенствовсехпередзаконом;

▪ разделениевластейнатриветви; ЭтотпринципбылвпервыесформулированвклассическомтрудеШ. Монтескье«Одухезаконов». Принципразделениявластейпредполагаетраспределениефункцийгосударственногоуправлениямеждутремяветвямивласти: исполнительной, законодательнойисудебной.

▪ признаниеправисвободчеловекавысшейценностью

Эффективноефункционированиеправовогогосударствапредполагаетналичиеунегоравноправногопартнера, какимвыступаетгражданскоеобщество. Гражданскоеобществоиправовоегосударство–этотесновзаимосвязанныеявления, которыедругбездругавреальнойжизнинесуществуют.

Гражданскоеобщество —этообществосразвитымиэкономическими, культурными, правовымииполитическимиотношениями, независимоеотгосударства, новзаимодействующеесним.

 

Политические партии

Партии представляют собой объединенные организационно и идеологически общности людей, выражающие интересы классов, социальных слоев или общественных групп и ставящие целью их реализацию путем завоевания власти или участия в ее осуществлении.

Партии выполняют идеологическую, политическую и организаторскую функции.

Идеологическая состоит в выяснении, обосновании и выражении интересов людей.

Политическая функция предполагает практическую борьбу за власть.

Организаторская заключается в реализации партийных программных установок и решений.

Партии обладают правовым статусом. В одних странах они провозгласили сами себя, в других обязаны представить компетентным органам только определенные документы. В третьих предусмотрена обязательная регистрация. Партиям предоставляется право выдвигать своих кандидатов в органы власти, пропагандировать свои идеи и цели, получать доступ к государственным СМИ, распространять собственные издания, право на самороспуск, слияние, создание молодежных и других организаций. Представленные в парламенте партии могут создавать парламентские фракции. Классифицируются: в зависимости от социально-классовой сущности (марксистская традиция), идеологической направленности (либеральная), по положению в политической системе общества, организационным принципам и др.

Существуют парламентские и непарламентские (авангардные) партии. Первые ограничивают свою деятельность участием в выборных кампаниях, работой в представительных органах власти. Вторые используют и все другие формы политической работы.

Подразделяются на левые, правые и центристские. Те, что выступают за прогрессивные общественно-политические изменения, считаются левыми, те, что защищают устоявшиеся порядки, – правыми, те, что имеют черты и тех и других, – центристскими.

В соответствии с характером теоретических доктрин и отношения к существующему общественно-политическому строю различают революционные, реформистские, консервативные и реакционные партии.

Партийная система – это совокупность партий, взаимодействующих с другими партиями и общественными объединениями, государственными институтами и в той или иной мере участвующих в осуществлении политико-властных отношений.

В Беларуси в середине 1990-х гг. действовало 34 зарегистрированные политические партии. Но все они серьезной социальной базы не имели. Многие из них к моменту перерегистрации в 1999 г. не достигали необходимой для этого численности в одну тысячу человек. Сейчас в качестве партий функционирует 18 объединений. При этом в политическом спектре четко определились левый и правый фланги, но отсутствует сколько-нибудь значимая партия центристского толка. Для обеспечения стабильности в обществе, эффективности его развития желательна такая партийная система, где доминировали бы две или три партии.

 

15. ВЫБОРЫ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Однимизпоказателейиусловийреальнойдемократииявляютсявыборывразличногородацентральныеиместныепредставительныеучреждения. Этиучреждениясоздаютсяправоспособнымигражданамипосредствомголосованиязакандидатов, выдвигаемыхвсоответствиисустановленнымизакономправилами. Входевыборовразныегруппынаселенияимеютлегальныевозможностивыступатьссобственнымитребованиямииборотьсязасвоицели.

Вполитическойсистемеобществавыборывыполняютцелыйрядзначимыхсоциально- политических функций. Срединихполитологитрадиционновыделяютследующие.

Во-первых, выборыпредставляютсобойполитическийинститут, которыйпозволяетотдельнымгражданамисоциальнымгруппамсформулироватьсвоитребования, отвечающиеихреальнымлибомнимыминтересам, авходепредвыборнойкампанииобеспечитьподдержкудействиямтехполитическихлидеров, позицииивзглядыкоторыхсоответствуютихзапросам.

Во-вторых, выборывыступаютоднимизмеханизмовразрешенияполитическихконфликтов.

В-третьих, выборыпредстаютнадежнымсредствомлегитимацииполитическогорежима, таккакспособствуютвовлечению, организациинаселениявизбирательныеобъединения, отдельныеполитическиепартииииныеобщественно-политическиеорганизации, выступаютвкачестведемократическойосновыпризнанияиподдержкиизбранныхлидеровивластныхинститутов, померетого, какформируютсяидействуютразногородаканалыкоммуникацииивзаимодействиясизбирателями.

Кфункциямвыборовтакжеследуетотнести политическую социализацию населения, посколькуреализацияизбирательныхправграждан, созданиепредвыборныхорганизаций, широкоеприменениеСМИдляагитацииипропаганды, атакжепартийныхпрограммиплатформспособствуюткакполитическомупросвещениюширокихмасс, такисоздаютусловиядляактивногововлечениягражданиихобъединенийвполитическийпроцесс.

Эффективность выборов зависитотцелогорядафакторов, втомчислеэкономическогопорядкаввидеразвитыхинститутоврыночнойэкономики, многоукладногохозяйстваиконкуренции, действующейврамкахправовогополя. Выборыдлясобственника, которомуестьчтотерятьизащищатьправовымспособом- обязательноеусловиевыраженияизащитысобственныхинтересов. Важнаярольздесьпринадлежитдостаточноразвитойполитическойигражданскойкультуре, укорененнымдемократическиминститутамитрадициям.

Внастоящеевремяконституциибольшинствастранпровозглашаютвсеобщееизбирательноеправо.

Вдемократическихгосударствахизбирательноеправоявляетсясегодня"формальноравным". Этоозначает: 1) каждомуизбирателюдаетсяравноеколичествоголосов, 2) всегражданеучаствуютввыборахнаравныхоснованиях-избирательныеокругапочисленностидолжныбытьодинаковыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: