Внимание: понятие, виды, свойства, основные характеристики

 

Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Виды внимания:1) Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

2) Произвольное внимание возникает вследствие соз­нательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

3) Послепроизвольное внимание — возникает вслед за про­извольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам

Объем внимания — количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость внимания способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика. Развитие памяти.

Памятью - называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.

При изучении памяти выделяют процессы памяти

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. абывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Виды памяти, их характеристика.

Виды памяти.

По виду анализатора:

- зрительная - осязательная

- слуховая - обонятельная

- вкусовая

По характеру запоминаемого материала:

- образная ( память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).

-словесно-логическая ( память на мысли, слова, понятия.)

- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).

- эмоциональная ( память на чувства)

По целеустремленности:

- непроизвольная (Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий).

- произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить).

По длительности:

- мгновенная (сенсорная). Хранение не более 1,5 сек.

-кратковременная от 30 сек. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.

-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).

- оперативная (В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.

Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.

Процесс мышления. Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через преобразование имеющихся представлений или преобразование действительности.

Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности(т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств). Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатоммышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.

Формы логического мышления:

· Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.

· Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.

· Определение понятий - система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: