Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:1) Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта.
2) Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.
3) Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.
Свойства внимания:• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.
• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.
• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам
|
|
• Объем внимания — количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.
От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность.
Понятие о памяти. Процессы памяти, их характеристика. Развитие памяти.
Памятью - называется познавательный процесс, в коде которого происходит запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидуумом его опыта, ранее приобретенных знаний.
При изучении памяти выделяют процессы памяти
Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Узнавание и воспроизведение – процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта. Узнавание и воспроизведение могут быть произвольными и непроизвольными. абывание - процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.
Виды памяти, их характеристика.
Виды памяти.
По виду анализатора:
- зрительная - осязательная
- слуховая - обонятельная
|
|
- вкусовая
По характеру запоминаемого материала:
- образная ( память на представления, зрительные образы, звуки, запахи, вкусы).
-словесно-логическая ( память на мысли, слова, понятия.)
- двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений и их систем).
- эмоциональная ( память на чувства)
По целеустремленности:
- непроизвольная (Непроизвольное запоминание осуществляется без специальных волевых усилий).
- произвольная (запоминание и воспроизведение, направленные на достижение сознательно поставленной цели что-либо запомнить или припомнить).
По длительности:
- мгновенная (сенсорная). Хранение не более 1,5 сек.
-кратковременная от 30 сек. Объем кратковременной памяти равен 7 2 единиц.
-долговременная (не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
- оперативная (В оперативной памяти функционирует информация поступающая как из кратковременной, так и их долговременной памяти. При умножении чисел в оперативной памяти сохраняются числа которые мы перемножаем (кратковременная память) и таблица умножения долговременная память). Пока мы действуем, этот материал остается в ведении оперативной памяти.
Мышление: понятие, формы мышления, их характеристика.
Процесс мышления. Это высший познавательные процесс, в результате которого происходит порождение нового знания, новых идей, мыслей, выводов, через преобразование имеющихся представлений или преобразование действительности.
Процесс мышления – это процесс опосредованного познания действительности(т.к. прямое познание осуществляется через органы чувств). Процесс мышления всегда целенаправлен и логически построен. Итогом данного процесса является некоторая мысль, идея выраженная в словах. Специфическим результатоммышления может выступать понятие. Процесс мышления тесно связан с речью. Речь для мышления является носителем мысли. Мышление для речи – как средство общения.
Формы логического мышления:
· Суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль или идею.
· Умозаключение – это серия логически связанных высказываний из которых выводиться новое знание. Осуществляется тремя способами: дедукция, индукция, аналогия.
· Определение понятий - система суждений о некотором классе предметов или явлений (молоко, хлеб, конфеты объединяем в продукты питания).