Деятельность - специфический вид человеческой активности, который направлен творческое преобразование действительности, условий своего проживания, а так же самого себя.
Отличия деятельности человека от активности животного:
·Животные только потребляют. Человек и потребляет, и создает продукты или услуги.
·Для человека предметы материальной и духовной культуры используются в качестве инструментов удовлетворения потребностей и средств собственного развития, и эти предметы имеют для него значение. Для животных эти предметы - не имеют значения.
·Активность человека обусловлена культурно-историческим развитием. Активность животного обусловлена эволюцией.
·Для человека деятельность является средством личностного развития. Для животных - лишь способ адаптации и выживания.
·Деятельность человека формируется и развивается через обучение и воспитание. Активность животного задана генопитическииразвиваетьсяпомере естественного анатомического созревания организма.
Структура деятельности:
·Мотив - то, что побуждает к действию.
·Цель - результат, на который настраивается человек.
·Предмет – то с чем непосредственно имеет дело человек, он может быть и не материальным - «знание».
·Средства - помогают осуществлению деятельности с помощью действий и операций.
- Действие - определенный этап, который имеет свою цель, и действие всегда является самостоятельной единицей.
- Операция - это способ выполнения действия в реальных условиях.
Виды деятельности:
·Игровая деятельность - отдохнуть, снять напряжение
·Учебная - получение знаний, умений и навыков, происходит как в специально организованных условиях (школа, детский сад, кружок), так и спонтанно- показал друг, родитель.
·Трудовая - преобразовывать условия своего проживания, создать предметы или услуги для других.
·Общение - самый первый вид деятельности в жизни любого человека (челочек сначалообщаеться с близкими, на языке жестов, лепета, гуления…), ставит целью обмен информацией; рассматривается как способ воздействия и влияние на других людей, установление взаимоотношений и взаимопонимания.
В зависимости от возраста, одна из 4-х деятельностей является ведущей или основной в определенный возрастной пероид.
Психология речевой деятельности: характеристика, функции, виды.
Речь -вид деятельн. человека связанный с использованием естественного языка (родного на котором говорим) для решения различных ситуаций, для решения различных целей и задач.
Речь – полифункциональная, т.к. выполняет след.функции:Является средством общения;Является средством мышления;Является носителем сознания;Является средством управления поведением людей и собственным
В основе речи лежит язык, который представляет собой одну из знаковых систем (естествен.язык)
Связующим звеном между зыком и Речью является – Значение слова. Язык состоит из «понятий», в которых в обобщенном виде представлены самые разнообразные сведения.
Речь имеет паралингвистические признаки:
*Интонация*Громкость *Темп*Телесные движения:-жесты- мимика- пантомимика
Виды речи:
Внутренняя – речь мысль, внутренний диалог.- Организует мышление- Регулирует психику и поведение
Внешняя – т.е. устная форма речи.
Виды речи по кол-ву участвующих:
Диалог - участвуют несколько говорящих, двухсторонний обмен информацией.
Монолог – участвует только один человек.
Виды речи по форме:
- письменная (выступает как способ запоминания информации)
- устная (т.е. это внешняя)
Представление о воле. Этапы волевого действия. Волевые качества личности и их развитие.
Сущность воли заключается в том, что она является потребностью в преодолении препятствий. Удовольствие от преодоления препятствий, помех – наиболее яркий показатель воли.
Волевой акт начинается с побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознаетсяцель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание.. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Поэтому желание – это и целенаправленное стремление.
Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Воля на высших своих ступенях – это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулироватьповедение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.
Свобода как возможность поиска и выбора является свойством воли, ее природой, без свободы нельзя говорить о регулировании поведения. Поскольку развитие регуляторных процессов проходит большой путь и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст взрослые на разных этапах должны по-разному контролировать поведение ученика, переходя от достаточно жесткого контроля к контролю смягченному и эпизодическому, побуждающему ребенка к самоконтролю. Без самоконтроля, умения управлять собой невозможно развитие воли. Родители и учителя, передавая функции контроля самому ребенку, делают это на основе доверия к нему. Благодаря этому они создают благоприятные условия для развития его волевой саморегуляции. Важным моментом является и эмоциональная поддержка волевых усилий ученика при решении им трудных учебных задач, стремление к тому, чтобы он получал удовлетворение от сделанного.