Развитие отечественной психологии

Возникновение научной психологии

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. -года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной пси­хологической лаборатории. Психология стала экспери­ментальной наукой.

В. Вундт, Э. Титченер (1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это слож­ное явление на отдельные элементы - ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому назва­ние структурализма

. Представителей другого направления - функционализ­ма - интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими предста­вителями этого направления были Ф. Гальтон (1822-1911),

считали, что роль сознания - в приспособле­нии человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов - понять функцию сознания, то, как оно по­могает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много вни­мания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он счи­тал, что они имеют большое значение для развития. В сво-ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь слагается из конкретных привычек - практических, эмо­циональных, умственных. А потому главные усилия учите­ля должны быть направлены на то, чтобы выработать у ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются для действия, материалом же, из которого действия со­стоят, служат привычки1.

5. Основные направления западной психологии.

Бихевиоризм. Название этого направления происходит от английского слова behavior - поведение. Его разраба­тывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874-1949), Дж. Уотсон (1878-1958) и др. На развитие бихеви­оризма громадное влияние оказало учение русских уче­ных И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.Ученые-бихевиористы считали, что сознание челове­ка, его мысли, чувства, переживания - слишком субъек­тивны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изу­чать можно лишь то, что можно точно наблюдать в пове­дении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении.Основная схема поведения была описана бихевиорис-тами в символах «S-R: стимул - реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакци­ей - любое ответное действие.

Психоанализ. Основателем этого направления стал ав­стрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856-1939). Для лечения заболеваний такого типа 3. Фрейд и его коллеги использовали разные методы, например гипноз. Однако наиболее эффективным оказался изобретенный 3. Фрейдом метод свободных ассоциаций. При использо­вании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову, не ду­мая о том, насколько это глупо, мелко или неприлично, как он может выглядеть в глазах врача. Поскольку причина невротических симптомов скрыта в сфере бессознательно­го, и сам пациент даже не подозревает, что именно вы­теснено, то врач должен уметь распознавать в словах па­циента эти скрытые симптомы и помочь отреагировать вытесненные переживания. При этом вытесненный мате­риал осознается с трудом. Такое осознание может сопро­вождаться резким сопротивлением со стороны пациента.Именно этот метод и получил название психоанализа.

Гештальтпсихология. Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967), В. Ке-лер (1887-1967). Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структу­ра). Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (геш-тальтов).

Генетическая психология Ж. Пиаже. Швейцарский пси­холог Ж. Пиаже (1896-1960) разработал теорию развития интеллекта. Его интересовало, как ребенок учится позна­вать и понимать окружающий мир, как в этом процессе формируется его мышление.

Когнитивная психология. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным станов­лением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управле­ния и передачи информации. Когнитивная психология рас­сматривает зависимость поведения человека от имеющих­ся у него познавательных схем (когнитивных карт), кото­рые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это на­правление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера.

Гуманистическая психология. Гуманистическая психоло­гия возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, твор­ческие силы каждого человека, в то, что он способен со­знательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь

развитие отечественной психологии.

Развитие отечественной психологии, так же как и ми­ровой, первоначально осуществлялось в русле двух основ­ных направлений - философско-религиозного и естествен­но-научного. Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-эксперименталь­ного исследования человеческой психики. Его представи­тели - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сече­нов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предме­та психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного моз­га в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности. После Октябрьской революции отечественная психология продолжала бурно развиваться. Возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется уп­равление наукой с помощью административных методов. Запрещаются все направления так называемой идеали­стической психологии, т.е. психологии как науки о душе. Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы со­ветской психологии выдвигается марксизм.Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не про­сто как необходимое, но как центральное звено при ис­следовании любых психологических явлений.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-историчес­кий характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек стро­ит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплов (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-пси­хологических различий, или дифференциальная психо­логия

Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения фор­мируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это на­правление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуще­ствляться в русле особой комплексной дисциплины - че-ловекознания, объединяющего весь комплекс наук о че­ловеке, в его единстве с историей человечества и развити­ем Вселенной.

Отрасли психологии

структуру большинства современных наук можно пред­ставить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, рас­крывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений - отдель­ные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п.

Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел пси­хологии изучает и описывает наиболее общие психологи­ческие закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. Об-щая психология - фундамент всех остальных ее отраслей. Сегодня этих отраслей очень много. Мы не будем перечис­лять их все. Укажем лишь некоторые.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми. Исследуются различия как между конкретными индивидами, так и меж­ду определенными группами (например, между мужчина­ми и женщинами, представителями разных профессий, раз­ных социальных, национальных, этнических групп)

Медицинская психология изучает психологические за­кономерности, связанные с возникновением и течением болезни, исследует влияние заболеваний на психику че­ловека, психических факторов на физическое, соматичес­кое состояние человека. Известно, например, что многие болезни (инфаркт, язва, астма) нередко вызываются чис­то психологическими причинами.

Нейропсихология исследует влияние изменений струк­туры и функционирования мозга, его повреждений, воз­растного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека. Нейропсихология имеет большое зна­чение для работы с детьми, поскольку позволяет выявить и устранить причины многих трудностей в обучении и по­ведении.

Социальная психология занимается психологическими особенностями, поведением и деятельностью людей, ко­торые связаны с их принадлежностью к определенным со­циальным группам (дружеской, учебной, профессиональ­ной, национальной, расовой и др.). Отдельно изучаются детские группы.

Психодиагностика - отрасль психологии, разрабатыва­ющая методы и средства выявления и измерения психо­логических особенностей человека, изучающая возмож­ности применения этих средств на практике. Психодиаг­ностика позволяет выявить и измерить выраженность у человека определенных индивидуально-психологических характеристик: уровень развития интеллекта, способнос­ти, свойства личности, интересы. Благодаря психодиаг­ностике можно выявить скрытые от непосредственного наблюдения причины поведения, поступков, успешнос­ти и неуспешности в деятельности, в том числе учебной, в общении.

Возрастная психология, или психология развития, ис­следует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза. Онтогенез - процесс индивиду­ального развития организма от рождения до смерти.

Педагогическая психология включает в себя психологию обучения и психологию воспитания. Она изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, познавательные возможности человека, разви­тие его способностей и интересов, выявляет психологи­ческие закономерности обучения и воспитания, проявле­ние в них индивидуально-психологических особенностейчеловека

Среди отраслей психологии особое место занимает па­рапсихология, исследующая психические явления, не под­дающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Поэтому в название этой отрасли психологии вхо­дит греческое слово «пара», означающее - в стороне, ря­дом. Это прежде всего восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: