Консультационные психологические методы - это прежде всего различные формы бесед, способы ведения разговора психолога с консультируемым. Консультации могут касаться как профессиональных, личностных проблем самого консультируемого, так и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Например, родители нередко обращаются к психологу по поводу трудностей, испытываемых их детьми.
Развивающие психологические методы - приемы работы психолога, направленные на формирование способностей, возможностей, интересов в соответствии с представлениями о некоторой «правильной» модели развития. В разных направлениях психологии, естественно, по-разному понимается «правильное» развитие
Психокоррекционные методы - это средства и способы работы психолога, направленные на исправление недостатков в развитии тех или иных психологических характеристик человека.
Развивающие и психокоррекционные методы, направленные на изменение личностных особенностей человека, характеристик его общения, нередко обозначаются как методы психотерапии, точнее, немедицинской психотерапии.
|
|
Понятие психотерапия (от греч. psyche-душа и therapea -лечение) - первоначально применялось для обозначения метода лечения больных людей через воздействие на его самосознание, представления, эмоции, суждения, взгляды
Методы психотерапии. Большинство конкретных психологических методов могут применяться во всех перечисленных направлениях работы. Строгих различий между ними не существует. Так, беседа составляет основу и консультационной, и развивающей, и психотерапевтической работы. Поэтому ограничимся кратким описанием некоторых, наиболее распространенных методов.
Беседа как способ оказания психологической помощи направлена на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов, осознания их психологических причин и нахождения способа их решения.
Метод конкретных ситуаций - обучение человека способам выхода из сложных для него ситуаций, а также решению нестандартных, нетипичных задач, умению принимать решения в напряженных условиях (например, при дефиците времени, информации и т.п.).
Мозговой штурм, или мозговая атака, - метод группового решения творческих проблем, осуществляемый по особым правилам. Этот метод позволяет снять барьеры, мешающие творческому решению проблемы, и таким образом добиться полной реализации творческих способностей человека. Барьерами обычно являются привычные, стереотипные способы решения проблемы, излишняя критичность к собственным и чужим идеям, боязнь неудачи, страх оказаться смешным и т.п. Для снятия этих барьеров мозговой штурм проводится в несколько этапов. Сначала все участники свободно излагают свои идеи по решению проблемы. Их задача - высказать как можно больше идей, не задумываясь о том, истинные они или ложные, соответствуют имеющимся фактам или нет. Какая-либо критика этих идей запрещена полностью. Затем идеи комбинируются, видоизменяются, после чего происходит процесс их отбора и оценки.
|
|
Формирующие методы. Примером является приведенный выше формирующий эксперимент, который может быть использован и для психокоррекции, и для развития внимания у младших школьников.
Психологические игры и упражнения - метод групповой работы, в котором моделируются какие-либо ситуации -производственные, управленческие, межличностные и т.п.
Групповая дискуссия, как явствует из самого названия, -обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников, или индивидуального прошлого опыта кого-либо из участников.
Развивающие и психокоррекционные программы - системы психологических занятий, направленных на формирование каких-либо интеллектуальных или личностных особенностей. Такие программы получили широкое распространение в практической психологии образования.
Тренинги (от англ. train - обучать, воспитывать, тренировать) - формы групповой работы, направленные наразвитие навыков общения, саморегуляции, профессиональных умений и т.п
Групповая психотерапия, или групповая психокоррекция, -форма психологической работы, использующая закономерности межличностного взаимодействия в группах для осуществления личностных изменений, оказания психологической помощи или в лечебных целях. Содержание работы групп определяется теоретическими взглядами психолога (гештальттерапия, групповой психоанализ, психодрамы, транзактный анализ и др.), а также преобладающими видами занятий. Существует множество видов групповой психотерапии. Группы встреч ориентированы на развитие отношений между людьми, основанных на открытости, искренности; в группах арттерапии участники выражают себя через рисование, лепку, в группах хореотерапии, или танцевальной терапии. В телесно-ориентированной терапии участники группы учатся осознавать свои телесные ощущения, понимать, как потребности и чувства проявляются в различных телесных состояниях, а также овладевают оптимальными способами преодоления неблагополучия, разрешения конфликтов и т.п
Особо следует сказать о методах суггестивной психотерапии и психокоррекции (от лат. suggestio - внушение). В основе этих методов - использование слова для внушения и самовнушения. В психологии внушение - такая форма межличностного взаимодействия, при которых человек пассивно, без критической оценки усваивает мысли, образы, идеи, высказываемые психологом. Наиболее известная форма внушения гипноз (от греч. hypnos - сон) - искусственно вызываемое временное состояние сознания, характеризующееся сужением объема внимания и сосредоточенности на состоянии внушения, осуществляемого гипно-тизером. Самовнушение - это внушение, адресованное самому себе.
Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к центру) - такое состояние сосредоточения, которое позволяет человеку выйти за пределы собственной психики, посмотреть на себя со стороны