Нервная система включает центральную и периферическую. Центральную нервную систему образуют головной мозг и находящийся в позвоночнике спинной мозг. Она является важнейшим органом психической деятельности. Периферическая нервная система представляет собой сеть нервных проводников, передающих команды мозга всем точкам тела,органам чувств, мышцам и сухожилиям. Основной элемент нервной системы - нервная клетка (нейрон).
Нервная система имеет множество функций. Она способствует поддержанию постоянства внутренней среды организма, взаимодействию всех его органов и систем, позволяя ему действовать как единое целое. Ее важнейшей функцией является также обеспечение деятельности психики и поведения живого существа.
11. Рефлекторная деятельность мозга
Рефлекторная деятельность - это деятельность, посредством которой у организма, обладающего нервной системой, реализуется связь его с условиями жизни, все переменные отношения его с внешним миром. Условно - рефлекторная деятельность в качестве сигнальной направлена, по Павлову, на то, чтобы отыскивать в беспрестанно изменяющейся среде основные, необходимые для животного условия существования, служащие безусловными раздражителями.
|
|
Организм воспринимает эти воздействия и дает на них ответную реакцию. Этот процесс называется рефлексом.
Приведем пример простейшего рефлекса. Человек, нечаянно прикоснувшись рукой к горячему предмету, мгновенно отдернет ее. Раздражение передалось от нервных окончаний в руке по центростремительным нервам в спинной (а также и в головной) мозг, и оттуда по центробежным нервным путям был дан импульс в соответствующие мышцы, которые и отдернули руку.
Идею рефлекса, выдвинутую еще 300 лет назад французским ученым Декартом, развил крупнейший русский физиолог И. М. Сеченов. В книге «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов показал, что все поведение человека представляет собой сложную систему рефлекторных актов. Материалистическое учение Сеченова открыло возможности для дальнейшего развития рефлекторной теории в трудах И. П. Павлова. Он назвал рефлексы приведенного выше типа безусловными, так как они обязательно, непроизвольно (безусловно) возникают, если нaopгaнизм действует внешний или внутрений раздражитель. Эти рефлексы называются врожденными.
К ним относятся инстинкты, например пищевой (едва появившись на свет, ребенок, почувствовав голод, уже производит сосательные движения), болевой, оборонительный (на человека замахнулись рукой, он невольно делает оборонительное движение), половой и многие другие.
Но, кроме безусловных рефлексов, существуют рефлексы, возникающие только при определенных условиях. Их Павлов назвал условными.
|
|
Возникновении психики на определенном этапе органической материи
В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.
Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической, материи. Возникнув из неорганической материи, живая материя имеет в отличие от неживой свои особые свойства. Важнейшим из этих свойств является раздражимость, т. е. способность реагировать на внешние раздражения, приходить под влиянием воздействия среды в состояние деятельности. Живая материя — это материя раздражимая.
Дальнейший этап в развитии материи связан с возникновением у более высоких форм живой материи нового свойства — чувствительности, т. е. способности иметь ощущения, отражающие свойства предметов, воздействующих на организм.
Ощущения и составляют начальную форму психики.
Психика животных
Психика животных — внутренний субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п., и включающий такие элементы психического опыта, как ощущения, образы, представления и эмоции.
Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость.
Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы. Такая нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта нервная система представляет собой отдельные нервные клетки с отростками, переплетающимися между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной системе наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.
Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы – ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее, чем все остальные, и реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
Нервная система, характерная для насекомых, представляет собой дальнейшее развитие и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные и зрительные ощущения.
У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы – центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга.
Развитие центральной нервной системы уразличных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида, особенностями среды обитания.
Для птиц решающее значение имеет зрение, и зрительная область коры получила у них наибольшее развитие. У обезьян и человека ведущую роль играют зрительные ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно лучше, чем, например, обонятельная. С появлением центральной нервной системы появляется и новая форма психического отражения – перцептивная стадия развития психики. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителей и их синтезирование в образ предмета. Благодаря этому создается предметное отражение.
14. Сознание человека как высшая форма отражения объективной деятельности