Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждени
«Кемеровский областной медицинский колледж»
Прокопьевский филиал
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Для специальностей 31.02.01 Лечебное дело 34.02.01 «Сестринское дело
I курс I семестр
Прокопьевск, 2017
Содержание
Пояснительная записка 3
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения
некоторых звуков и буквосочетаний. 4
Тема 2. Глагол. 9
|
|
Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение. 11
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги. 14
Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни. 16
Тема 6. Клиническая терминология. Терминоэлементы. 17
Тема 7. II склонение существительных. Названия болезней и лекарственных
препаратов. 18
Тема 8. Терминоэлементы. Частотные отрезки в названиях лекарственных
препаратов. 21
Тема 9. Имя прилагательное I, I I склонений. Согласованное определение. 23
Тема 10. Названия групп лекарственных препаратов. Названия химических
соединений. 25
Тема 11. III склонение имен существительных. 29
Тема 12. Названия патологических процессов. 33
Тема 13. Название солей и образование клинических терминов. 35
Тема 14. Прилагательные III склонения. Причастия. 38
Согласованное определение.
Тема 15. IVсклонение имен существительных. 40
|
|
Тема 16. V склонение имен существительных. 43
Тема 17. Важнейшие рецептурные сокращения. 45
Список литературы 48
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь составлена с учетом требований программы по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для студентов специальностей: 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело.
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине. Данное пособие поможет студентам в изучении медицинской, анатомической и фармацевтической терминологии, в освоении грамматики латинского языка, фонетики и словообразовании. Тетрадь позволит развить мотивацию будующей профессиональной деятельности.
Материал рабочей тетради составлен по основным темам изучаемого курса. Студенты должны будут выполнить задания, упражнения, заполнить таблицы, ответить на вопросы.
Для составления заданий использована обширная литература по дисциплине.
Рабочая тетрадь также может быть использована при самостоятельном изучении отдельных тем в случае пропуска занятий, либо всвязи с длительным перерывом в обучении, так как она составлена в соответствии с рабочей программой по дисциплине.
Тема 1. Фонетика. Латинский алфавит. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний
Задание 1. Назовите буквы латинского алфавита
Печатные буквы | Название | Русское произношение | Примечание |
A, a | а | ||
B, b | бэ | ||
C, c | цэ | ||
D, d | дэ | ||
E, e | э | ||
F, f | эф | ||
G, g | гэ | ||
H, h | га | ||
I, i | и | ||
J, j | йот | ||
K, k | ка | ||
L, l | эль | ||
M, m | эм | ||
N, n | эн | ||
O, o | о | ||
P, p | пэ | ||
Q, q | ку | ||
R, r | эр | ||
S, s | эс | ||
T, t | тэ | ||
U, u | у | ||
V, v | вэ | ||
X, x | икс | ||
Y, y | ипсилон | ||
Z, z | зэта |
Задание 2. Ответить на вопросы:
Назовите гласные буквы латинского алфавита_________________________
_________________________________________________________________
Что такое дифтог? Какие дифтонги вы знаете? _________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами можно выразить звук «э»? ___________________________
_________________________________________________________________
Какие буквы при произношении дают звук «и»? ________________________
_________________________________________________________________
Что такое диграф? Назовите их_________________________
Какие сочетания букв передают звук «кв»? ____________________________
_________________________________________________________________
Какими буквами и в каких случаях передается звук «з»? ________________
_________________________________________________________________
По каким признакам можно определить греческое произношение слова? __
_________________________________________________________________
Перечислите основные правила постановки ударения? __________________
_________________________________________________________________
Задание 3. Пользуясь алфавитом, напишите по-латински слова:
Аурум__________________________________
Аурис__________________________________
Инфузум________________________________
Одор___________________________________
Улькус__________________________________
Утэрус________________________________
Эго___________________________________
Эпистола______________________________
Задание 4. Напишите русскими буквами:
ae - э
aegrotus____________________________________
gangraena__________________________________
oe - э
oedema_____________________________________
Foeniculum__________________________________
au - ау
auris_______________________________________
|
|
Raunatinum__________________________________
eu - эу, эй
Eucommia__________________________________
euphoria___________________________________
euthanasia._________________________________
ae - аэ, oe - оэ
аer_______________________________________
Aloe______________________________________
Задание 5. Напишите русскими буквами латинские слова.
Caecum (слепая кишка)__________________________________________
Cadaver (труп)__________________________________________________
Сellula (клетка) ________________________________________________
Cervicalis (шейный)______________________________________________
Cibus (п и щ а) _________________________________________________
Cicatrix (рубец, шрам) ___________________________________________
Clavicula (ключица)______________________________________________
Coelia (брюшная полость)________________________________________
Costa (ребро)____________________________________________________
Cutis (кожа)_____________________________________________________
Cyanosis (синюшность)___________________________________________
Lac (молоко) ___________________________________________________
Occiput (затылок) _______________________________________________
Задание 6. Прочитайте и объясните произношение буквы с:
Cellula, cerebrum, cervicalis, cibus, facies, cyanosis, caecum, cadaver,
costa, cutis, clavicula, occiput, lac, cavum, cartilago, accessorius, sulcus.
Задание 7. Заполните таблицу, вставив следующие слова:
scapula, crista, concha, cystis, cellula, Сucurbita, collega, coerulеus, Сuprum, carbo.
Читается как «ц» | Читается как «к» |
Задание 8. Прочитайте и напишите русскими буквами:
Аqua______________________________________________________
quinque___________________________________________________
quantum satis_______________________________________________
Quercus____________________________________________________
liquor _____________________________________________________
sulcus _____________________________________________________
os sacrum___________________________________________________________
dorsum_____________________________________________________
incisura vesica______________________________________________
fossa______________________________________________________
processus__________________________________________________
Задание 9. Заполните таблицу: infusum, scapula, testis, incisura, tonsilla, musculus, numerus, bursa, magnesia, Rosa.
Читается как «с» | Читается как «з» |
|
|
Задание 10. Напишите русскими буквами, прочитайте вслух и заполните таблицу:
Lingua, sanguis, unguis, unguentum, angulus, lingula, angulus, sublingualis, fungus, Sanguisorba.
Читается как «нгв» | Читается как «нгу» |
Задание 11. Запишите термины, разделите на слоги, обозначьте долготу и краткость предпоследнего слога и определите ударение.
Glandula suprarenalis (надпочечная железа)__________________________________
medulla spinalis (спинной мозг)____________________________________________
columna vertebralis (позвоночный столб)____________________________________
vertebra cervicalis (шейный позвонок)_______________________________________
solutio Iodi spirituosa (спиртовый раствор йода)_______________________________
lamella ophthalmica (глазная пленка)________________________________________
fissura orbitalis superior (верхняя глазничная щель)____________________________
meatus acusticus internus (внутренний слуховой проход)________________________
vestibulum oris (преддверие рта)____________________________________________
tuberculum anterius et posterius (передний и задний бугорок)____________________
amputation digiti (ампутация пальца)________________________________________
hepatitis acuta (острый гепатит)____________________________________________
trigonum caroticim (сонный треугольник)____________________________________
calculus dentalis (зубной камень)__________________________________________
Задание 12. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
De systemate nervoso
Systema nervosum in tres partes dividitur, quae sunt: systema nervosum centrale, systema nervosum periphericum et systema nervosum vegetativum. Systema nervosum centrale est encephalon et medulla spinalis. Systema nervosum periphericum ex truncis nervosis seu nervis et corpusculis nervosis terminalibus constat. Systema nervosum vegetativum partem centralem et periferiicam habet.
Тема 2. Глагол
Задание 1. Заполните таблицу, подчеркните основу глагола и определите спряжение.
Неопределенная форма глагола | Спряжение | Неопределенная форма глагола | Спряжение |
Dare | Filtrare | ||
Recipere | Solvere | ||
Audire | Conspergere | ||
Miscere | Servare | ||
Sterilisare | Infundere | ||
Repetere | Praeparare | ||
Signare | Sanare | ||
Habere | Discere | ||
Legere | Vertere | ||
Scire | Agglutinare | ||
Tegere | Vivere | ||
Laborare | Agitare | ||
Finire | Sentire | ||
Docere | Coquere | ||
Dividere | Videre | ||
Auscultare | Extendere | ||
Palpare | Colare | ||
Addere | Terere |
Задание 2. Заполните таблицу
Спряжение | Infinitivus | Основа | Imperativus singularis | Imperativus pluralis |
Signare | ||||
Auscultare | ||||
Curare | ||||
Sterilisare | ||||
Olere | ||||
Habere | ||||
Movere | ||||
Miscere | ||||
Solvere | ||||
Coquere | ||||
Vivere | ||||
Discere | ||||
Audire | ||||
Sentire | ||||
Finire | ||||
Nolire |
Задание 3. Переведите с латинского языка на русский:
Date_________________________________________________________
Misceatur ____________________________________________________