Coquere______________________________________________________
Sterilisentur! ___________________________________________________
Praepara et da _________________________________________________
Filtrate _______________________________________________________
Recipe _______________________________________________________
Diluite________________________________________________________
Solve_________________________________________________________
Задание 4. Переведите с русского на латинский, определив сначала по
неопределенной форме основу и спряжение глагола и заполните таблицу.
Русский вариант | Неопределенная форма; спряжение, основа | Латинский вариант |
смешайте | Miscere II | Miscete |
раствори | ||
переверни | ||
налей | ||
пусть будет профильтровано | ||
обсыпь | ||
намочите | ||
учитесь | ||
дышите | ||
обозначьте | ||
отвечай | ||
пусть будут охлаждены | ||
свари | ||
пусть будут приготовлены | ||
покладите | ||
окрась |
Задание 5. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
De corde
|
|
Cor est organon cetrale systematis sanguinei. Cor in sinistra parte pectoris locum obtinet. Substantia cordis muscularis est. Cor sanguinis motui inservit. Vasa sanguinea in venas et arterias dividuntur. Arteriae sanguinem a corde ad partes corporis vehunt. Venae autem sanguinem a partibus corporis ad cor reducunt. Sanguinem arteriosum et venosum distinguimus. Sanguis venosum per venas cavas superiorem et inferiorem in atrium dextrum cordis infinditur. Calor sanguis varius est, sanguis arteriosus rubro colore, sanguis venosus fusco colore est.
Тема 3. Имя существительное. I склонение. Несогласованное определение
Задание 1. Образуйте несогласованное определение и напишите по латыни:
Настойка ландыша_________________________________________________
алтейная вода_____________________________________________________
камфорный раствор________________________________________________
таблетка бромкамфоры_____________________________________________
сахарный сироп___________________________________________________
Задание 2. Переведите с русского на латинский, обращая внимание на падеж и число существительных.
Налей воду___________________________________________________________
выдай настойку_______________________________________________________
возьми таблетки______________________________________________________
трава крапивы________________________________________________________
таблетка валерианы____________________________________________________
перелом ребра________________________________________________________
разрыв аорты_________________________________________________________
березовые почки_______________________________________________________
приготовь пилюльную массу____________________________________________
возьми каплю мятной воды_____________________________________________
Задание 3. Зная окончания родительного падежа единственного числа, определите склонение каждого существительного:
Clavicula, ae f _________________________________________________________
Morbus, i m __________________________________________________________
Musculus, i m _________________________________________________________
|
|
Glandula, ae f ___________________________________________________________
Solutio, onis f ___________________________________________________________
Genu, us n _____________________________________________________________
Spiritus, us m __________________________________________________________
Homo, inis m ___________________________________________________________
Facies, ei f _____________________________________________________________
Caries, ei f ______________________________________________________________
Задание 4. Зная склонение, допишите окончание родительного падежа единственного числа:
Nominativus Genetivus Склонение
septum sept........ 2-e
zygoma zygomat....... 3-e
clavicula clavicul........ 1-e
femur femor............ 3-e
manus man............... 4-e
os oss............... 3-e
massa mass.......... 1-e
genus gen............. 4-e
tuber tuber........... 3-e
superacies superaci....... 5-e
dens dent.............. 3-e
Задание 5. Проверьте себя! Определите склонение существительных:
Словарная форма Склонение Словарная форма Склонение
Meatus, us m Margo, inis m
substantia, ae f palatum, i n
caput, itis n mandibula, ae f
facies, ei f hiatus, us m
systema, atis pes, pedis, m
crus, cruris n ganglion, i n
Задание 6. Обозначьте знаком «+» согласованные определения, а знаком «-» несогласованные, перевести на русский язык:
vertebra secunda__________________________________________________
musculus rectus __________________________________________________
tonsilla palati ____________________________________________________
cavum nasi ______________________________________________________
truncus lymphaticus_______________________________________________
aqua Menthae ____________________________________________________
fractura costae ___________________________________________________
Задание 7. Прочитайте и переведите латинские пословицы и афоризмы.
«Pigritia est mater vitiorum»
«Finis coronat opus»
«Homo est mundi pars»
Задание 8. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
De cute
Cutis integumentum commune corporis humani format et organismum defendit. In cute duo strata considerantur: epidermis et corium. Epidermis est stratum superfaciale, corium autem est stratum profundum et solidum. Epidermis ex ectodermate, corium ex mesodermate formatur.
Тема 4. Краткие сведения о рецепте. Латинские предлоги
Ф О Р М А Б Л А Н К А № 107 / у
(утверждена Приказом Минздрава России)
от 23 августа 1999 г. № 3328)
Минздрав РФ Код учреждения по ОКУД
Наименование (штамп) Код учреждения по ОКПО
учреждения Мед. документация. Форма №107/у
Утверждена Минздравом России в 1977 г.
Р Е Ц Е П Т
(Взрослый, детский,- ненужное зачеркнуть)
«______» _____________________200____г.
(дата выписки рецепта)
Ф. И. О. больного ____________________________________________
Возраст____________________________________________________
Ф. И. О. врача________________________________________________
Руб. Коп. Rp.:
Подпись и личная печать врача М.П.
Рецепт действителен в течение 10 дней, 2 месяцев
|
|
(ненужное зачеркнуть)
Задание 1. Переведите рецепты на латинский язык:
Возьми: Травы ландыша 10,0
Выдай. Обозначь.
Возьми: Березовых почек 30,0
Пусть будет выдано.
Пусть будет обозначено.
Возьми: Таблетки «Амидопирин» числом 20
Выдай. Обозначь.
Задание 2. Выпишите рецепты, обращая внимание на грамматическую зависимость в рецептурной строке и падежные окончания существительных:
Возьми: Таблетки нитроглицерина (Nitroglycerinum) по 0, 0005 г
числом 40.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки белладонны (Belladonna) 10 мл.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Таблетки дихлотиазида (Dichlothiazidum) по 0, 1 числом 20.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки пустырника (Leonurus) 25 мл.
Выдай. Обозначь
Возьми: Таблетки «Пенталгин» числом 10
Выдай. Обозначь.
Задание 3. Прочитайте латинские афоризмы.
«Homo est mundi pars»
«Medicus amicus et servus insanorum»
«Scientia est potentia»
Задание 4. Прочитайте текст, обращая внимание на произношение
Divisio pelvis
Pelvis est cavum, quod inter columnam vertebrarum et membra inferiora locatur. Pelvis dividitur in pelvim majorem et minorem, vel superiorem et inferiorem. Pelvis major et pelvis minor linea innominata sejunguntur. Pelvis major ultimus vertebris lumbalibus ossibus ilium et integumentis cutaneis abdominis limitatur. Pelvis minor osse sacro, ossibus coccygeis, ligamentis et musculis terminatur.
Тема 5. Состав слова. Клиническая терминология. Греческие корни
Задание 1. Сконструировать клинические термины и написать их по латыни, используя правила образования клинических терминов
Медицинский термин | Латинское написание |
1. инструментальный осмотр бронхов | |
2. отсутствие дыхания | |
3. пониженное давление | |
4. нарушение мочеиспускания | |
5. наука о заболеваниях общего характера | |
6. лечение заболеваний бронхов | |
7. измерение давления | |
8. инструментальный осмотр пищевода | |
9. отсутствие мочеиспускание | |
10. нарушение давления | |
11. наука о зоболеваниях мочевой системы | |
12. рентген черепа | |
13. отсутствие давления | |
14. рентген аорты | |
15. повышенное давление | |
16. рентген мочевой системы |
|
|
Задание 2. Выписать рецепты:
Возьми: Настойки мяты 10 капель
Воды очищенной 50 мл.
Выдай. Обозначь.
Возьми: Настойки ландыша,
Настойки валерианы по 10 мл.
Настойки красавки 5 мл.
Смешать! Выдать!
Обозначить!
Возьми: Таблетки анальгина по 0,5 числом 10.
Выдай. Обозначь.