Риторика в период раннего Средневековья в Византии (Ливаний, Фемистий, Имерий, Юлиан)

Либаний (Ливаний)знаменитый софист и учитель красноречия, типичный представитель «второй софистики», убежденный язычник и противник христианства. Родился в 314 г. в Антиохии, умер в 393 г. там же. Происходил из богатой и знатной семьи, получил хорошее образование в родном городе. В 15 лет увлекся риторикой, которая стала его подлинной страстью. В 334 г. Либаний пострадал от удара молнии, после чего всю жизнь мучился внезапными и тяжелыми головными болями и обмороками. В 336 г. он отправился в Афины для совершенствования своего риторского искусства. Там выдвинулся и в 25-летнем возрасте был назначен членом коллегии, ведавшей преподаванием в афинских высших школах. При этом к философии Либаний не испытывал никакого интереса. Вскоре он открыл собственную школу в Константинополе, но в 342 г. по не вполне понятной причине был выслан из восточной столицы Римской империи. Затем Либаний очутился в Никомедии, где его по его лекциям учился живший там будущий император Юлиан Отступник (360-363). Юлиан получал текст лекций язычника Либания через посредников, поскольку ему в то время пытались дать христианское воспитание. В 349 г. Либаний одержал победу на конкурсе панегириков в честь императоров Констанция и Константа, посетивших в то время Никомедию. В результате Либаний был приглашен в столицу на место придворного ритора с оплатой из императорской казны. В Константинополе он завел знакомство с представителями литературного мира империи, занимался преподавательской работой и получил широкую известность, однако его языческие взгляды вызывали неприязнь многих царедворцев и коллег-риторов. Среди его учеников были будущие отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Низианзин, Григорий Нисский, известный богослов того времени Аполлинарий Лаодикейский. В 354 г. Либаний уехал в свой родной город Антиохию, где был назначен официальным софистом города. В правление императора Юлиана Отступника Либаний с восторгом поддерживал его политику языческой реставрации в империи. Юлиану он посвятил целый ряд своих речей. После смерти Юлиана в персидском походе при императоре Иовиане (363-364) наступила антиязыческая реакция и бывшие сторонники Юлиана подверглись гонениям. Либания несколько раз пытались обвинить в участии в заговорах, но он сумел оправдаться. С 365 по 378 гг. Либаний полностью прекратил всякую переписку, почти не выступал с речами, опасаясь дальнейших обвинений. Однако вступивший на престол в 378 г. новый император Феодосий I, закрепивший торжество христианства в империи, с симпатией относился к Либанию и почитал его талант. В 383 или 384 г. император возвел Либания в должность почетного префекта претория, приравнявшую его к высшим сановникам империи. На время правления Феодосия I пришлось абсолютное большинство речей Либания, в которых он выступал с критикой антиохийских куриалов и представителей государственной администрации. Либаний возобновил переписку, ряд его речей был посвящен антиохийскому восстанию 387 г., одному из крупнейших мятежей в империи в конце IV в. Последняя из сохранившихся речей Либания относится к 392 г., через год он умер. Почти все его литературное наследство сохранилось, в том числе подробная автобиография и биография, написанная его учеником Евнапием, обширная переписка (1605 писем) и 64 речи. Его справедливо причисляют к последним выдающимся риторам языческой античности. В его трудах дается широкая картина жизни позднеантичного города на Востоке Римской империи.

ФЕМИСТИЙ (Θεμίστιος) (ок. 317, Пафлагония – 388, Константинополь) – античный философ и ритор, комментатор Аристотеля, впоследствии – государственный деятель, советник императоров Констанция II и Феодосия I; в 384 – префект Константинополя. Между 345 и 355 основал в Константинополе философскую школу, но вскоре оставил преподавание ради политической карьеры. Сохранились три греческих комментария Фемистия: на «Физику», «О душе» и «Вторую Аналитику»; еще два (на «О Небе» и XII кн. «Метафизики») дошли в еврейском переводе с арабского. Сохранилось также 34 речи Фемистия. Не сохранились комментарии на «Категории», «Первую Аналитику», «О возникновении и уничтожении» и «Никомахову этику», а также некие толкования (ἐξηγητικοὶ πόνοι) текстов Платона, о которых упоминает Фотий (Bibl. cod. 74, 52a l9–20 Bekker).

Хотя Фемистий жил в эпоху доминирования неоплатонизма, его сохранившиеся сочинения не несут отпечатка неоплатонических идей, что весьма условно позволяет считать его «последним перипатетиком» (то есть последователем Аристотеля) античности (Вербеке, Прехтер, Блюменталь). Фемистий замечателен как разработчик жанра парафраза: поскольку вся собственно комментаторская работа, по его мнению, успешно завершена, задачей ученых теперь должно стать составление менее объемистых учебных парафраз (переложений) (см. In An. Post. 1, 2–12). Парафразы Фемистия представляют собой разъясняющие рубрикации текста на главы с близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля (возможно, они были предназначены для устного чтения как циклы лекций, ср. In De An. 39, 23). Иногда Фемистий отказывается от узких рамок парафраза для того, чтобы обсудить некоторые дискутируемые в традиции проблемы. В своем наиболее известном комментарии на «О душе» он предлагает собственную интерпретацию аристотелевской ноологии. В частности, он отказывается от предложенного Александром Афродисийским отождествления актуального, или деятельного, ума-нуса (νοῦς ποιητικός) из 3-й книги «О душе» с перводвигателем «Физики» и богом «Метафизики» на том основании, что бессмертный деятельный ум, по Аристотелю, находится «в душе» (In De An. 102.30–103.19). Он выстраивает иерархию из трех умов (актуального, потенциального и пассивного), от которых принципиально отграничен вечно деятельный бог-абсолют (тождествен богу из 12-й книги «Метафизики»). Первый ум – актуальный – понимается как сверх-индивидуальная ноэтическая реальность (называемая также «мы», 100.37–101.1, и «сущность нашего Я», 100.16–22). Второй ум – потенциальный (δυνάμει) – выступает как «предтеча» (πρόδρομος) актуального и понимается как собственно человеческое мышление. Высшая часть человеческого сознания – Я – «есть ум, состоящий из ума потенциального и ума актуального», In De An., 100.18–19); когда человек мыслит, актуальный ум присутствует в нас как луч света. Эти два ума, актуальный и потенциальный, отграничены от третьего – пассивного (παθητικός), который связан с функциями памяти, эмоций и дискурса и в отличие от первых двух не отделим от тела и смертен (105.13–34; 108.28–34); этот ум Фемистий называет также «общим» (κοινὸς νοῦς), ср. Аристотель, «О душе» I 4, 408b29, и подчеркивает, что мы после отделения души (и двух высших умов, связанных с ней) от тела не помним событий земной жизни.

Фемистий оказал несомненное влияние на позднеантичных комментаторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафразам объяснима популярностью как экзегетики Фемистия (ср. Sophonias, In De An., 1.20–21), так и его речей. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке (благодаря комментарию на «О душе» Ибн Рушда (Аверроэса), и на латинском Западе (благодаря латинскому переводу Вильяма из Мербеке и интересу к Аверроэсу со стороны Сигера Брабантского и Фомы Аквинского).

Гимерий (315 — 386) был современником Либания и Фемистия. Родился он в Вифинии, но большую часть своей жизни провел в Афинах, где преподавал искусство речи. Император Юлиан относился к нему благожелательно и даже взял с собой, отправляясь в поход на Восток; но, по-видимому, Гимерий, как и Либаний, не поехал дальше Константинополя и вернулся в Афины. Гимерий оставил нам довольно богатое наследие: 24 речи сохранились полностью, 10 речей — частично: кроме того, уцелел ряд эксцерптов (сокращений), сделанных Фотием в его «Библиотеке»; они включаются в собрание речей Гимерия под названием «эклог», некоторые из них довольно велики по размеру. Все эти произведения дают нам ясное представление о приемах составления чисто риторических речей: ни политические, ни философские вопросы в речах Гимерия не затрагиваются, его интересует исключительно педагогическая деятельность (пользу которой он оценивает очень высоко), и красота слова как такового. Речи его благозвучны, написаны легким изящным языком, переполнены сравнениями, антитезами и метафорами, но мало содержательны. Гимерий был знатоком древнегреческой поэзии, особенно лирической, и мы обязаны ему большим числом фрагментов из Сапфо, Симонида и других древних поэтов.

 

Юлиан Толедский (устар. Иулиан Толедский; 642—6 марта 690) — святой, почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 8 марта), архиепископ Толедо (680—690).

Святой Юлиан родился у еврейских родителей в Толедо (Испания), но принявших христианство[1]. Он учился в школе при кафедральном соборе, был монахом, позже аббатом в Агали. Святой Юлиан Толедский председательствовал на нескольких соборах и синодах и исправил мосарабскую литургию. Он был плодовитым церковным писателем: среди его работ Insulatatio vilis storici in tyrannidem Galliae («Речь с порицанием тирании франков»; 673 год), Prognostics (Книга о смерти), биография короля Вамбы и книга о загробной жизни (687 год). Несмотря на нрав доброго и обходительного человека, архиепископ Юлиан поощрял королей вестготов в гонениях на евреев. Например, председательствуя на Двенадцатом Толедском соборе, он принудил короля Эрвига принять несколько антиеврейских законов. По просьбе Эрвига Юлиан в 686 году написал De Comprobatione Aetatis Sextae Contra Judaeos, работу о Мессии в Библии и пути для обращения евреев в христианство.

"Речь с порицанием тирании франков", она же "РЕЧЬ ПРОТИВУ ФРАНЦУЗОВ АРХИЕПИСКОПА ТОЛЕДСКОГО", начинается множеством риторических вопросов: "Приятно теперь победителям твоим, Франция, укорять тебя в преступлениях, коими ты навлекла на себя толико бедствий! — Где свобода твоя, которою ты столько превозносилась, недостигнув еще оные? — Где нахальные речи твои, коими ты порицала Испанцев, называя их паче жен твоих малодушными? — Где буйство, где подвиги, от которых возгордясь до безмерия, ты почитала Испанию недостойною и союза твоего? Где хвастовство о мнимых богатствах твоих? Чем кончились гордые замыслы начальников твоих и полководцев?" Полностью речь можно прочитать здесь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: