Риторическая поэтика как дисциплина риторического круга

Развитие риторической науки на протяжении веков не всегда было ровным и стабильным. Так, одним из ее исторических этапов является так называемый упадок риторики, которая выходила из употребления начиная с 50-х гг. XIX века. Это было общим движением в европейском образовании. Риторические задачи брала на себя поэзия как самый массовый вид речи, поэтому поэтика и литературоведение вытеснили риторику. Эта тенденция делала людей чувственными, но в определенной степени тормозила их способность к предметно-практической деятельности. В этот период активно развивалась философия поэтики. Риторика стала рассматриваться как схоластическое учение о прозе, многие риторические проблемы перешли в ведение поэтики. Наиболее яркое выражение это движение получило в творчестве А.А. Потебни, который считал, что творческое начало лежит в поэзии. Именно поэзия, основу которой составляет народная устная речь, есть словотворчество.

Риторическая поэтика – поэтика воздействующего образа ‒ как область языкознания сформировалась в конце ХХ в. в концепции отечественной школы неоклассической риторики, в частности в исследованиях А.К. Михальской [1], Ю.В. Рождественского [2], А.А. Волкова [3].

В настоящее время терминологический и понятийный аппарат риторической поэтики продолжает расширяться и совершенствоваться. К основным воздействующим на восприятие единицам риторической поэтики – таким как «символическое слово», «имидж», «бренд», «мифологема» ‒ следует добавить введенное Роланом Бартом в его исследовании "S\Z" [4] понятие «лексия».

Вопрос о лексии до настоящего времени не подвергался тщательной разработке в научных исследованиях, хотя, на наш взгляд, сущность этого понятия определяет почти все основные формы и способы риторического воздействия в художественных текстах.

· Символическое слово - понятие, которое можно создать искусственно и вложить в него новый смысл, при этом слово будет отсылать к большому количеству реалий.

· Мифологема - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культурах народов мира. Примеры: мифологема первочеловека, мифологема Мирового дерева, мифологема Потопа (шире — гибели человечества, и спасения избранных) и т. д. Употребляется также термин «мифологический архетип».

· Лексия - сложное понятие, обозначает примерно следующее: отдельный участок текста, который не равен абзацу; читающий или слушащий непроизвольно делит текст на лексии, то есть отрезки, объединённые логикой, стилем, употреблением тех или иных средств выразительности.

Неориторика и специфика актуальной речевой ситуации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: