В чем особенности художественного стиля (стиля художественной литературы)?

 

Стиль художественный (стиль художественной литературы), художественно-беллетристический реализуется в процессе создания литературных художественных произведений различных жанров. Специфика художественной литературы — отражение действительности при помощи слова, создание художественного образа с помощью слова — определяет особенности использования в беллетристических произведениях общелитературного и общенародного языка.

Художественная речь использует языковые средства всех других стилей, все структурные элементы языка, а также некоторые внелитературные языковые средства. Но «они имеют совершенно другую направленность: они должны рисовать все то разнообразие разговорных, социальных и отчасти географических диалектов, которые объединяют данный литературный язык» (Л. В. Щерба).

Языковые средства, отобранные автором для создания художественного образа, начинают жить по новым законам, по законам целостного произведения, в котором привычные слова, формы и конструкции приобретают способность передавать новые значения, выражать чувства и переживания, рисовать картины природы и т. п. В художественном произведении языковые единицы приобретают новое, художественное значение, что проявляется, например, в их способности к метафорическому употреблению.

Таким образом, в речи мы пользуемся языковыми средствами с учетом их функциональных особенностей и стилистической принадлежности.


Глава 2

 


Педагогическое говорение

 

 

Какие из признаков профессионального педагогического говорения представляются особенно значимыми?

 

Профессиональное говорение учителя:

— не просто целенаправленно, а отражает четкие дидактико-воспитательные задачи всего учебного процесса, каждого урока и каждой его части;

— строится с учетом психологических особенностей класса (в котором есть свой микроклимат) и каждого индивидуума в нем;

— решает чаше всего одновременно дидактико-воспитательные задачи в групповом и межличностном общении;

— демонстрирует владение предметом изучения, свободное оперирование языком предмета, и потому компетентность и коммуникативная культура учителя должна быть чрезвычайно высокой;

— показывает пример индивидуального стиля общения, наличие «своего» подхода к трактовке явлений и событий, к способам и средствам обучения, что делает учителя в глазах учеников интересной творческой личностью.

 

 

Чем отличается озвученная речь от говоримой (устной)?

 

При настоящем говорении речь творится как бы на глазах у слушателя — в нашем случае на глазах учеников. Поэтому учитель различает озвученную (звучащую) письменную речь (например, чтение наизусть) и собственно говоримую речь (которую в лингвистике называют устной речью).

 

 

Что порождает особые трудности при говорении?

 

Процесс мышления и процесс вербализации происходит одновременно, но не синхронно. Мысль опережает слово. Естественно, это порождает определенные трудности, особенно в тех случаях, когда учитель по каким-то обстоятельствам не планировал и не продумывал заранее высказывание, не мог подготовиться к нему (такие обстоятельства встречаются довольно часто).

Эти трудности в процессе педагогического говорения проявляются:

— в оговорках, пропусках слов, словосочетаниях, которые, как правило, учитель тут же замечает и тут же вносит в свою речь правку (автокоррекцию), так как педагогической речи присущ повышенный самоконтроль;

— в различного рода перебивах, разрывах, срывах начатой конструкции;

— в наличии самых различных пауз, т. е. в перерывах звучания речи.

 

 

Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя?

 

Паузы в педагогической речи выполняют самые различные функции. Это не только паузы колебания, поисков наиболее точного, оптимального варианта выражения мысли, паузы обдумывания, но и паузы подчеркнутого молчания, когда ученики невнимательны при объяснении нового материала, при их нетактичном поведении, когда говорит их товарищ; паузы, после которых учитель сообщит нечто важное (и ученики это знают); паузы при переходе от одного этапа к другому; паузы, которые «держат» внимание класса (вариант этого приема используется актером-мастером).

Таким образом, пауза в педагогическом наборе средств обучения и воспитания — одно из важнейших средств, которым, к сожалению, пользуются не все учителя даже в тех случаях, когда просто надо подождать ответа ученика на поставленный вопрос. Учитель спешит и далеко не всегда бывает прав, когда не дает подумать еще секунду-другую (т. е. не держит паузу).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: