Как любой вид речевой деятельности, письмо осуществляется в четыре этапа.
Первый этап — предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
Второй этап — планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи, может подобрать наиболее точные выразительные средства языка.
Третий этап — осуществление деятельности. С помощью письма реализуется опосредованное общение: пишущий не видит непосредственную реакцию читающего, может лишь предугадать ее.
Четвертый этап — контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
Рассмотрим подробнее последовательность осуществления письма. Сначала происходит формирование и развитие мысли в содержание текста с учетом речевой ситуации, стиля и жанра будущего письменного высказывания. Затем — предварительное акустическое кодирование и переход на графический код, сопро-вождаемые воображаемым интонированием и фиксацией интонации с помощью знаков препинания. При этом работают психические механизмы, позволяющие соблюдать необходимые требования каллиграфии. Далее срабатывает система самоконтроля, корректировки и редактирования написанного.
|
|
Если этап подготовки к формированию высказывания на внутреннем уровне и кодовые переходы работают на основе языковой интуиции, языкового чутья, то овладение третьим этапом — записью (изображением графических знаков с соблюдением орфографических правил) — происходит в результате специального обучения.
Каковы основные механизмы письма?
Ученые выделяют следующие механизмы письма: механизм поддержания активного тонуса коры головного мозга при письме; механизм переработки слухо-речевой информации (распознавание звуков и слов, слухо-речевая память); механизм переработки двигательной информации; анализ графических движений; механизм переработки зрительной информации — актуализация зрительных образов букв и слов; механизм переработки ориентации элементов буквы, буквы и строки в пространстве, зрительно-моторная координация, актуализация зрительно-пространственных образов слов; регуляция психической деятельности — планирование, реализация и контроль акта письма.
По мнению психолога А. Р. Лурии, перечисленные компоненты не исчерпывают всего перечня психических процессов, участвующих в акте письма.
По справедливому замечанию Л. С. Выготского, «письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма». На ранних стадиях формирования письменной речи от ребенка требуется овладение ее техническими средствами: написанием букв, слогов, слов и т. д. Лишь значительно позже предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей с помощью письменной речи.
|
|
Л. С. Выготский отмечал, что обучение детей выводить буквы и складывать из них слова не означает обучения их письму. Только когда у маленького человека возникает потребность в письме, письмо становится жизненно необходимым, «мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи».
Таким образом, овладение письменной речью — сложный, длительный, многомерный процесс, сопровождающий человека всю жизнь. Но развитие навыков письма имеет колоссальное значение, так как письменная речь не только приобщает человека к миру культуры, но и является средством уточнения и обработки мыслительного процесса, «мощным оружием мышления» (А. Р. Лурия).
Чем различаются письмо и говорение?
Сопоставим два продуктивных вида речевой деятельности. Основное сходство письма и говорения в том, что они служат для передачи информации, результатом этих видов деятельности является текст.
Говорение материально воплощается в звуках при помощи речедвигательного и слухового анализаторов, письмо — в графических знаках при помощи зрительного и рукодвигательного анализаторов.
Говорение реализуется в форме диалогической и монологической речи, письмо — в форме монологической (редко диалогической) речи. Однако обучение письменному монологу включает в себя элементы диалога — внутреннего диалога создателя с предметом речи.
Письменная речь — это речь без непосредственного собеседника. Отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи определяет ряд особенностей письменной речи.
Во-первых, ее замысел и мотив полностью определяются пишущим. Эту особенность письма отметил Л. С. Выготский: «В устной речи не приходится выдумывать мотивы: при каждом повороте разговора возникает необходимая фраза, за ней — следующая дополнительная фраза и т. д. Таким образом, устная речь порождает мотивацию. В письменной речи мы должны сами создавать мотивы речи, так как действие более произвольно, чем в устной речи...»
Во-вторых, весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя.
В-третьих, письменная речь, в отличие от устной, не может воздействовать на слушателей немедленно — сейчас и здесь. Зато она доступна повторному обращению читателя к ней, если она не сразу была понята до конца, но заинтересовала его.