Каковы особенности детального слушания?

 

Очень часто слушающий получает установку (или сам ставит перед собой подобную задачу) на более глубокое проникновение в содержание текста, на полный и всесторонний его анализ, на осознание роли всех его компонентов, деталей. Такая установка формулируется в том случае, если слушающему необходимо будет подробно пересказать текст (письменно или устно), воспроизвести определения понятий, запомнить суть и последовательность выполнения каких-либо действий, возразить оппоненту во время диспута или дискуссии и т. п. Получив подобную установку, слушающий реализует детальное слушание, которое предполагает осознание если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста. Детальное слушание делится на конструктивное (направленное на вычленение главной и дополнительной информации, установление их взаимосвязи и последовательности изложения) и избирательное (направленное на вычленение определенного круга интересующей слушателя информации).

При установке на вычленение небольшого круга интересующей учителя информации «работает» избирательное слушание. Такое слушание необходимо учителю при прослушивании текстов с высокой степенью информативности (слушание докладов коллег с целью выявления незнакомых учителю сведений; слушание на производственных совещаниях); при большом объеме ответа учащегося на конкретный вопрос. Кроме того, опытный учитель из рабочего шума всегда выделяет шум, не относящийся к уроку. Это также свидетельствует о наличии у учителя умений избирательного слушания.

Основные профессионально значимые аудитивные умения учителя при избирательном слушании:

— умение соотносить содержание устного высказывания ученика с поставленной коммуникативной задачей;

— умение «реконструировать» (устанавливать) знания учащегося по деталям его сообщения, особенно если оно сбивчиво, непоследовательно;

— умение давать школьникам установки на избирательное восприятие звучащего текста;

— умение устанавливать, проверять и оценивать уровень избирательного восприятия учениками звучащего текста.

Конструктивное слушание, направленное на вычленение главной информации и установление последовательности основных положений в аудисообщении, имеет место тогда, когда речь говорящего не всегда логична, последовательна (при слушании «слабых» ответов учащихся, во время фронтальной беседы и т. д.).

Основные профессионально значимые аудитивные умения учителя при конструктивном слушании:

— умение в ситуации диалога (полилога) услышать высказывания или их части, необходимые для дальнейшего ведения беседы, для вывода, принятия решения;

— умение в ситуации подробного изложения (пересказа текста), ответа по предмету (т. е. в ситуации монолога ученика) воспринимать соответствие исходному тексту и коммуникативной задаче;

— умение резюмировать сказанное учеником/учениками в ситуации, когда речь говорящего/говорящих была непоследовательной, нелогичной, или требовала наличия коммуникативного лидера(дискуссия);

— умение давать школьникам установки на конструктивное восприятие звучащего текста;

— умение устанавливать, проверять и оценивать уровень конструктивного восприятия учениками звучащего текста.

 

 

Что включает в себя понятие «критическое слушание»?

 

Если учителю при слушании необходимо выяснить истинность/ложность суждения, выявить ценность информации, в коммуникативную работу включается критическое слушание. Учителю критическое слушание необходимо, например, при прослушивании ответа учащегося с установкой на оценивание; при слушании устных сочинений-рассуждений; при обсуждении проблемных вопросов; во время бесед на отвлеченные темы, когда часть информации лежит как бы между строк.

Основные профессионально значимые аудитивные умения учителя при критическом слушании:

— умение объективно оценивать устные высказывания учащихся (ответы, доклады, реплики), а это требует: а) непредвзятого отношения к говорящему и его сообщению; б) способности услышать то, что стоит за словами ученика, понять его эмоциональное состояние; в) способности стать наточку зрения говорящего, не оказывать на него давления в ситуации проведения дискуссии;

— умение давать установки на критическое восприятие звучащего текста;

— умение устанавливать, проверять и оценивать уровень критического восприятия учениками звучащего текста.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: