Если существуют различные функции профессионального педагогического слушания, если реализуются различные установки на смысловое восприятие текста, если слушание протекает в различных условиях и при различных обстоятельствах, то, очевидно, существуют и различные виды профессионального пе-дагогического слушания. Так, виды слушания определяются в зависимости:
а) от типа установки на смысловое восприятие текста;
б) от источника (теле-, радиопередачи, магнитофонные записи и т. д.);
в) от того, видим ли мы говорящего или нет;
г) слушаем ли мы одного или нескольких говорящих и т. д.
Что такое глобальное слушание?
Приступая к слушанию, учитель должен получить (или сформулировать сам) установку на то, в каком объеме и в каком направлении следует вести смысловую обработку текста в процессе его восприятия. Установка на смысловое восприятие текста определяется ситуацией общения, целями и задачами той деятельности, в рамках которой осуществляется слушание. Так, в ряде случаев учителю достаточно определить (более или менее развернуто), о чем шла речь в высказывании, какова его тема, какие вопросы в нем освещаются, т. е. воспринять текст в целом. Это глобальное слушание. Установку на глобальное слушание обеспечивают, в частности, такие задания (вопросы) учителя, предваряющие восприятие текста учащимися: Определите тему текста (о чем говорится в тексте?), жанр текста; Что доказывается в тексте? О каких событиях рассказывается в тексте? Какое настроение создает автор своим произведением? Какие эпизоды рассказа вызывают смех (улыбку)? и т. п. Глобальное восприятие звучащего текста обеспечивает общее знакомство с его содержанием, создает базу для более глубокого анализа текста (если это необходимо по каким-либо причинам).
Основные профессионально значимые аудитивные умения учителя при глобальном слушании:
— умение схватывать смысл сказанного учеником в его монологическом ответе (сообщении, докладе);
— умение схватывать смысл сказанного учеником в ситуации диалога (беседе, фронтальном опросе, дискуссии и т. п.);
— умение сжато формулировать содержание и смысл прослушанного монологического высказывания ученика;
— умение сжато формулировать содержание и смысл услышанного в диалоге;
— умение давать установки на глобальное восприятие звучащего текста;
— умение устанавливать, проверять и оценивать уровень глобального восприятия учениками звучащего текста.
Глобальное слушание, направленное на полный охват содержания прослушанного и многоуровневое понимание аудиосообщения, в «чистом» виде в профессиональной деятельности учителя встречается редко, чаще всего это ситуации вне общения с учащимися (слушание теле-, радиопередач, лекций и т. д.).