Во-первых, процесс слушания невозможен без действия механизма слуховой памяти, с помощью которой слушающий удерживает в сознании воспринятые отрезки речи. Работа слуховой памяти позволяет воспринимать речь крупными блоками, а не отдельными словами (и тем более звуками и звукосочетаниями). Психологи установили: чем более крупными блоками человек воспринимает звучащую речь, тем успешнее идет переработка заключенной в ней информации. Удерживая в памяти воспринятые крупными блоками отрезки речи, слушающий постигает и осознает смысловые и логические связи между частями текста.
Во-вторых, в процессе слушания человек предвидит будущее развитие событий в анализируемом на слух тексте, прогнозирует содержание высказывания, предвидит появление отдельных слов во фразе, предугадывает смысл определенной части прослушиваемого текста.
Механизм прогнозирования (антиципации) формируется в процессе прогнозирования всех видов речевой деятельности. Убедиться в том, что он действует, можно очень легко. Так, если вы услышите начало фраз типа «Чем дальше вы удалялись от дома...», «Если будет холодно...», то вы мысленно прогнозируете ее продолжение, причем ни у кого не вызовет сомнения то, что далее последуют слова «тем» (первая фраза) и «то» (вторая фраза).
|
|
Прогнозируя содержание высказывания, слушающий стремится предвосхитить его идею, выявить замысел автора.
Таким образом, способность предугадывать, способность к смысловой догадке возможна только в том случае, если слушающий в процессе восприятия высказывания активно мыслит.
В-третьих, в процессе восприятия звучащего текста слушающий должен выделять смысловые опорные пункты, что углубляет понимание услышанного и облегчает запоминание материалов. Смысловой опорный пункт формируется в процессе сжатия содержания прослушанного отрезка речи, выделения в нем центрального понятия, на базе которого формулируется (осознается) смысл сказанного и осуществляется дальнейшее восприятие и переработка информации.
Механизм выделения смысловых опорных пунктов связывается с «улавливанием» (выявлением) ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку, обозначающих тему высказывания, с комбинированием из них смысловых рядов, которые помогают в сжатом виде понять содержание услышанного, осознать перспективу развития мысли автора, сформулировать на основе смысловых рядов в удобном для слушающего виде основную мысль (идею) высказывания.
Действие психофизиологических механизмов обеспечивает достижение цели слушания — осознание основной мысли высказывания, понимание авторского замысла, глубокое проникновение в содержание услышанного.
|
|
Какие умения необходимы для развития механизмов слушания?
Психофизиологические механизмы необходимо развивать. Этому способствуют специальные упражнения, формирующие такие умения, как:
— умение сосредоточить внимание на содержании высказывания или на отдельных вопросах этого содержания;
— умение выделять ключевые слова текста и смысловые сцепления ключевых слов;
— умение отличать существенное от несущественного, основную и детализирующую информацию;
— умение удерживать в памяти большое количество фактов (деталей);
— умение догадываться о содержании высказывания по заголовку, о строении фразы по началу (по структуре), о значении слова по контексту и т. п.;
— умение делать промежуточный и окончательный выводы в процессе осмысления услышанного.
Каковы основные функции слушания?
Люди слушают, чтобы:
— расширить свои представления и знания об окружающем мире. Именно этим обусловлено слушание лекций, докладов, объяснений преподавателя в институте, звучащей информации теле-, радиопередач и т. п. В данном случае мы прибегаем к слушанию, чтобы узнать, познать, получить информацию. В этом проявляется познавательная функция слушания;
— получить знания о способах деятельности, о том, что следует предпринять в той или иной жизненной ситуации. С этой целью человек слушает инструкции, советы, замечания в процессе овладения какой-либо деятельностью и регулирует свои действия. Другими словами, люди слушают для того, чтобы научиться что-либо делать, чтобы отрегулировать свои действия и поступки, сформировать необходимые умения. Таким образом реализуется регулятивная функция слушания;
— получить наслаждение, удовлетворить свои эстетические запросы. С этой целью люди слушают стихи, прозу, публицистику в исполнении мастеров слова, что позволяет им приобщаться к миру искусства слова, осознавать его ценность и значение. В этом случае с помощью слушания люди обогащают свой внутренний мир, развивают способность чувствовать прекрасное, наслаждаться им. В данном случае слушание реализуется в эстетической, ценностной функции;
— ответить на вопросы, дать совет, высказать замечания (если к нам обращаются с подобными просьбами) и т. д. В данном случае понимание услышанного проявляется в каком-либо виде речевой деятельности или в совершении определенного действия (поступка).
Таким образом, люди слушают потому, что их к этому побуждают (порой против их воли, вопреки их желанию). Результатом такого слушания является реакция слушающего на слова собеседника, выраженная словесно или в форме какого-либо действия (поступка). Вероятно, в подобных ситуациях можно говорить о реагирующей функции слушающего.
Следовательно, слушание — процесс целенаправленный. Чем яснее осознаются цели слушания, которые реализуются человеком в конкретной ситуации общения, тем результативнее процесс слушания.