Интонация наряду с другими языковыми средствами участвует в создании определенных стилей в устной речи.
Функциональный стиль, который имеет в виду слова и грамматические формы, называют вербальным, а функциональный стиль, имеющий в виду интонационные средства, — интонационным.
В лингвистике выделяется пять интонационных стилей, соответствующих функциональным вербальным стилям: информационный, научный, публицистический, художественный, разговорный. По сути это те же стили, но чтобы указать, что речь именно об интонации, употребляется термин «интонационный стиль».
Сходство характеристик интонационных и вербальных стилей по целям общения не означает, что вербальный стиль текста однозначно определяет выбор интонационных средств при произнесении. Хотя лексические и грамматические формы потенциально обладают вариантами звучащих форм, выбор интонационных средств зависит от коммуникативного намерения говорящего, его отношения к тому, о чем он говорит, немаловажным является социальная характеристика говорящего, эмоциональное состояние.
|
|
В конкретном звучащем тексте могут сочетаться элементы разных вербальных и интонационных стилей, что обусловлено жанровой рамкой текста и конкретными условиями общения. Однако знание отличительных особенностей стилей создает основу для более гибкого использования их в речи.
В качестве стилеобразующих единиц, которые отличают различные интонационные стили, выступают интонемы разных семантических групп.
Интонационный стиль | Сфера применения | Стилеобразующие интонемы |
Информационный | В речи дикторов. Цель — только передать информацию. | Интеллектуальные |
Научный | В сфере науки и обучения. Цель — побудить к мысли, доказать. | Интеллектуальные + + Валюнтативные |
Публицистический | В речи на митинге, собрании. Цель — воздействовать на волю и эмоции. | Интеллектуальные + + Валюнтативные + + Эмотивные |
Художественный | В сценической речи. Цель — воздействовать на эмоции и воображение. | Интеллектуальные + + Валюнтативные + + Эмотивные + + Изобразительные |
Разговорный | В непринужденной обстановке, в быту. | Интеллектуальные + + Валюнтативные + + Эмотивные + + Изобразительные + + Разговорный тон |
Интонационные стили речи учителя — это разновидности интонационного оформления речевых высказываний учителя, свойственные определенным типам и жанрам педагогической речи.
Большей частью педагогу приходится разъяснять учебный материал, поэтому научный интонационный стиль должен занять ведущее место в ряду интонационных стилей, выбираемых учителем.
|
|
Однако учитель общается с детьми, особенности адресата — его возраст, психологический склад, интересы — несомненно накладывают отпечаток на интонационное оформление высказываний. Поэтому трудно говорить о том, что на уроке учитель использует научный интонационный стиль в чистом виде.
В зависимости от содержания, вербального стиля речи, учитель может использовать и элементы художественного интонационного стиля, рассказывая, например, лингвистическую сказку, и элементы публицистического интонационного стиля, выступая на классном часе, собрании, и разговорный интонационный стиль в неофициальной беседе с учеником. Особенности стиля зависят также от индивидуальности учителя.