Что включает в себя понятие «индивидуальный стиль» речи учителя?

 

Одно из значений термина «стиль», дошедшее до нас со времен античной риторики, — «индивидуальная манера говорения-письма». Для обозначения именно индивидуального аспекта в стилевой организации речи употребляют сочетание «индивидуальный стиль речи».

Определение этого понятия раскрывается в «Словаре лингвистических терминов» О. С. Ахмановой.

«Стиль индивидуальный — совокупность стилевых элементов, неизменно присутствующих в произведениях данного автора в определенный период его творчества и распространяющихся на все его творчество в целом, своеобразие приемов словоупотребления, конструкций, характеризующее устную и/или письменную речь отдельного лица, независимо от его отношения к писательской деятельности».

Своеобразие приемов есть результат отбора языковых и речевых средств в целях достижения поставленной коммуникативной задачи. Эти ключевые слова — «своеобразие», «индивидуальный отбор», «индивидуальная манера» раскрывает понятие «индивидуальный стиль речи», которым оперирует современная стилистика.

Успех речевого высказывания во многих сферах общения зависит от того, насколько особенности этого высказывания соответствуют общестилевым чертам, необходимым в данном речевом акте и потому ожидаемым слушателями, и насколько в то же время индивидуально воплощаются эти черты, т. е. проявляется индивидуальный стиль говорящего.

Педагогическое общение создает большие возможности для проявления индивидуального стиля речи учителя.

Индивидуальный стиль речи учителя — своеобразная система речевых средств и приемов педагогического воздействия, свойственная учителю и раскрывающая его неповторимую индивидуальность.

Индивидуальный стиль речи учителя — это индивидуальная реализация риторических приемов педагогического воздействия, проявляющаяся в выборе и сочетании языковых средств их выражения.

Индивидуальный стиль речи учителя складывается из вербального, интонационного и невербального стилей. В основе вербального лежит индивидуальный отбор лексических и синтаксических средств педагогического воздействия, в основе интонационного — отбор интонационных средств, в основе невербального — отбор средств жесткого химического поведения.

В индивидуальном речевом стиле отражается стиль педагогического общения как индивидуальная форма коммуникативного поведения учителя. На него влияют природные свойства личности учителя — темперамент, стиль мышления, способности — и социальные свойства, в частности навыки речевого выражения мысли.

Индивидуальный стиль речи — показатель высокого уровня педагогического мастерства, высокого уровня владения профессиональной речью, так как выбор речевых средств, раскрывающий индивидуальный профессиональный подход, предполагает знание учителем всего богатства этих средств и знание своей индивидуальной риторической природы.

Стремление создать свой индивидуальный стиль сопряжено с положительными эмоциями поиска и открытия. Индивидуальный стиль избирается учителем потому, что приносит наибольшее удовлетворение в работе. В. А. Кан-Калик отмечал, что уровень педагогического мастерства зависит от того, насколько высока степень усвоения приемов и методов личностью учителя на индивидуально-творческом уровне.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: