Рассмотрим некоторые речевые жанры педагогической речи в индивидуально-стилевом аспекте.
Как известно, общение начинается с приветствия. Это один из знаков речевого этикета. В самой природе педагогического общения лежит неразрывное единство этических и профессиональных начал. От степени этого единства во многом зависит успешность педагогического творчества. Учитель опирается на общепринятые нормы речевого этикета, используя его формулы в своем общении с детьми.
В то же время речевое воплощение этикетных жанров в речи учителя может иметь свои индивидуально-стилевые особенности.
Как правило, заинтересованы в общении с детьми те учителя, которые стремятся выразить в речи свое отношение, стараются уже в приветствии задать тон общению, зарядить определенным настроением, передать свое доброжелательное отношение.
Обращение — это желание учителя включить ученика или учеников в речевой контакт. Так как учитель и ученики — коммуниканты, известные друг другу, у учителя больше свободы выбора из многочисленных формул-обращений, которые наиболее соответствовали бы ситуации общения, возрасту, более точно выражали бы отношение к ученикам. Обращение — та речевая единица, которая может маркировать индивидуальный стиль учителя.
|
|
В речи учителя наиболее формальным обращением является обращение «ребята», произнесенное с нейтральной интонацией или с интонемой побуждения. Форма обращения может быть и индивидуально-личностной, а это уже признак другого стиля общения, личностно окрашенного, дружеского, например, — «девчонки», «солнышки», «гуси-лебеди».
В речи учителя часто используются приемы популяризации, наблюдается особый интонационный рисунок. Разнообразные приемы привлечения внимания, приемы популяризации, в основе которых лежат средства словесной образности и риторические фигуры, широкий диапазон интонационных средств создают факультативное поле для проявления индивидуального речевого стиля учителя.
Начиная объяснять ученикам новый материал, педагог-мастер, как правило, старается их заинтересовать новой темой. Данную речевую функцию выполняет в объяснительной речи учителя зачин как композиционно-стилевой элемент любого текста. Такие приемы захвата внимания, как возбуждение любопытства, изложение целей и задач речи, проблемные вопросы и другие, призваны подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Индивидуальный стиль учителя проявляется в предпочтении тех или иных речевых приемов привлечения внимания и популяризации и конкретной их реализации через языковые единицы с определенной семантикой, синтаксическим строением.
|
|
Индивидуальный стиль выражается не только в предпочтении тех или иных приемов, их комбинации, но и в конкретном языковом наполнении этих приемов.
Описание индивидуально-речевого стиля учителя явно будет неполным без привлечения такого важного средства воздействия на учащихся, как интонация. Ведь составляющей частью речевого поведения педагога является интонационный стиль, проявляющийся в отборе интонационных средств педагогического воздействия.
Интонация речи, пожалуй, больше других языковых средств и единиц способна передать индивидуальность говорящего, дать психологический портрет личности.
К общим интонационным характеристикам педагогической речи в ситуации объяснения относятся повышенная громкость, высокий участок диапазона, замедленный темп произнесения новых терминов, использование интеллектуальных и волюнтативных интонем. Однако своеобразное сочетание интонационных элементов, предпочтение того или иного варианта интонем делает речь учителя индивидуально-окрашенной и позволяет говорить об индивидуально-стилевых чертах в интонационном оформлении высказываний.
Глава 5