Общая характеристика и динамика развития ассоцианизма

Ассоцианизм – деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio - соединение).

Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин "ассоциация".

Согласно Локку:

идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion - умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);

простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;

знание основывается на опыте, источники опыта – ощущение и рефлексия;

из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка (tabularasa), на коей можно написать все, что угодно.

Эта идея стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже - и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.

Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциацию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоцианизма:

душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;

в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов - ощущений, простейших чувствований;

эти элементы – образы ощущений - имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования – представления, мысли, чувства, вторичны;

более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;

закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

источник знаний о душе – самонаблюдение наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоцианизм был преобразован. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин - при объяснении эмоций, И. М. Сеченов - в учении о рефлексах головного мозга.

Спенсер внес в ассоцианизм проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е - 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов:

Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

В рамках ассоцианизма были выработаны ценные представления, прежде всего - в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также - на иных методологических основаниях - американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных психических процессов используется и современной психологией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: