В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психологией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в период становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, которая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрождения) важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окончательно сформулированный уже в Новое время.
XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение географических понятий также не могли не сказаться на общем мировоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).
В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне (круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.
Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей работеБернардиноТелезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество естествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щрасширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образования, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.
Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосохранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуации с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с положениями последующих психологических концепций, доказывающих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Телезио в то время была прорывом к новым объяснительным принципам, делающим психологию объективной наукой.
Значение открытий в анатомии и медицине (16 век).
В основном итальянские ученые. Врачи также рассматривались физиологические функции. Физиология отделилась от анатомии в 19 веке (И.Мюллер).
Сильвия — учитель Андрея Везалия. Ит.врач, анатом. Составил многотомное (7 томов) издание по анатомии человеческого тела «О строении человеческого тела». Точное описание строения костей, скелета, мышц, НС, ГМ, внутренних органов.
Мигель Сервет. (1509-1553). Открытие малого круга кровообращения (движение от сердца через легкие). Включил это открытие в «Восстановление христианства». Был сожжен. Высказал предположения о мелких сосудах, которые не видно глазу. Позже Мальпиги открыл капилляры.
Уильям Гарвей (1578-1657). Придворный врач. Решает проблему кровообращения.