Основные этапы становления древнерусской государственности (IX-XII вв.) 8 страница

 

· 38. Внутренняя и внешняя политика Н.С. Хрущева(1955-1964).

В начале 60-х годов возникли перебои с мясом, молоком, хлебом, маслом. ССР был вынужден закупать продовольствие и корма за рубежом. Это было связано с недальновидной политикой в отношении селян (у деревенских жителей урезали приусадебное участки, им запрещалось иметь более одной коровы), а также с бесконечными перестройками управления сельским хозяйством. Однако 10-летниЙ период хрущевского реформаторства стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страной, уровня жизни советских людей. В 1956 — 1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г"л на воду бол спущен атомном ледокол «Ленин». В рамках государственных программ решались проблемы: освоения космоса, развития электроники и другие.

Противоречивость и непоследовательность многих начинаний были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации административно-командного стиля руководства.

XX съезд КПСС.В тот период деятельность Хрущева сыграла немалую роль в организации массовых репрессий, как в Москве, так и на Украине. Во время ВОВ Хрущев входил в воен. советы фронтов и к 1943 г. получил звание генерал-лейтенанта. Так же, Хрущев руководил партизан. движением за линией фронта.Одной из наиболее известных послевоен. инициатив стало укрепление колхозов, что способствовало уменьшению бюрократии. Пиковым в биографии Хрущева стал 1953 г. – год смерти Сталина. Попытка захвата власти Берией была предотвращена объединившимися на время Маленковым и Хрущевым. Получивший власть Маленков вскоре отказался от должности секретаря ЦК. Т.о, уже осенью 1953 г. высшую партий. должность занял Хрущев. Время правления Хрущева началось с объявления о масштаб. проекте освоения целины. Целью освоения целинных земель было увеличение объемов зерна, собираемого в стране. Внутр. политика Хрущева ознаменовалась реабилитацией жертв политич. репрессий, улучшением уровня жизни населения СССР. Так же, им была предпринята попытка модернизации партий. системы. Позже реформы Хрущева назовут «оттепелью». Изменилась при Хрущеве внеш. политика. Так, среди выдвинутых им на 20 Съезде КПСС тезисов прозвучал и тезис о том, что война м/у социализмом и капитализмом вовсе не является неизбежной. Речь Хрущева на 20 Съезде содержала довольно жесткую критику деятельности Сталина, культа личности, политич. репрессий. Лидерами др. стран она была воспринята неоднозначно. Вскоре в США был опубликован англ. перевод этой речи. Но граждане СССР смогли ознакомиться с ней только во 2-й половине 80-х.В силу некоторых эконом. просчетов после 20 Съезда позиции Хрущева заметно пошатнулись. В 1957 г. был создан заговор против Хрущева, не увенчавшийся успехом. В результате заговорщики, в число которых входили Молотов, Каганович и Маленков были отправлены в отставку решением Пленума ЦК.Оттепель Хрущева в конце 50-х коснулась и внеш. политики. После переговоров с Эйзенхауэром отношения СССР и США заметно улучшились. Но, это вызвало некоторые осложнения в сотрудничестве со странами соц. лагеря. Фактич.отставка Хрущева произошла в 1964 г. по решению Пленума ЦК КПСС. После этого он оставался членом ЦК, но ответственных постов уже не занимал. Умер Н.С. Хрущев в 1971 г., 11сент..XX съезд КПСС.Большое значение в начавшейся либерализации обществ.-политич. жизни имел XX съезд КПСС, прошедший в февр.1956 г. На нем обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы 6 пятилетнего плана развития народ. хоз-ва.На закрытом заседании съезда выступил Н.С. Хрущев с докладом «О культе личности и его последствиях». В нем содержались собранные комиссией П.Н. Поспелова сведения о массов.расстрелах невинных людей и о депортации народов в 1930-40-е годы. Причины массовых репрессий связывались с культом личности И.В. Сталина, с негатив. чертами его характера, с отступлениями от марксист.-ленин. понимания роли личности в истории, с наличием капиталистич. окружения и трудностями социалистич. строительства в одной стране. Целесообразность насильств.коллективизации, ликвидации оппозиции, произвола над творческ. интеллигенцией и т. д. не ставилась под сомнение. Не ставился вопрос об ответственности партии перед обществом в целом.Содержание доклада стало достоянием сначала партий., затем более широкой общественности. Доклад сразу же стал известен за рубежом (у нас он был опубликован лишь в 1989 г.). Ознакомление взрослых граждан с содержанием доклада на партий., комсомол. и производствен. собраниях привело как бы к всеобщему смятению умов, в конечном итоге к сдвигу в мировоззрении и отношении людей к Сталину и его наследию.Анализируя новую м/ународ. обстановку, съезд выдвинул ряд теоретич. положений по проблемам мирового развития: о мир. сосуществовании гос-в с различным соц. строем, о возможности предотвращения мировой войны в современ. условиях и о разнообразии форм перехода стран к социализму. Съезд заявил, что война в современ.

· условиях не является неизбежной и что мир.сосуществование должно стать генеральной линией внеш. политики СССР.Во внутренней политике съезд высказался за восстановление и упрочение ленинского принципа коллективного руководства, демократизации общественно-политической жизни страны.Карибский кризис (внеш.политика)– это критич. уровня противостояние м/у США и СССР по поводу размещения СССР ядер. ракет на территории Кубы в окт. 1962Г.. Кубин. народом он называется «Октябрьс. кризисом», а в США – «Кубин. Ракет. кризисом». Накануне кризиса, в 1961г., США разместили на территории Турции ракеты средн. дальности, которые своим присутствием создавали угрозу запад. Части СССР и были способны «накрывать» Москву и ключ.промыш. центры. Адекватным ответом этому стали размещенные советс. руководством на территории Кубы ракеты сред. дальности Р-12. Непосредственное начало кризиса произошло 14.10.1962г. В этот день самолёт-разведчик U-2 ВВС США при очередном облёте кубин. территории выявил на окраинах деревни Сан-Кристобаль присутствие советс. ракет сред. дальности Р-12. Президентом США Джоном Кеннеди был срочно создан спец. Исполнит. комитет, на котором осуществлялся поиск возможных путей решения этой проблемы. Изначально заседания исполкома имели секрет.хар-р, но, затем, 22окт. американ. президент сообщил своему народу о пребывании на кубин. территории советс. «наступательного оружия». В результате была объявлена блокада Кубы. Изначально советс. руководством отрицалось присутствие на острове Куба советск.ядер.оружия. Потом ему пришлось убеждать США в сдерживающем характере присутствия ракет на острове. Фото ракет 25 октября были предъявлены в ходе заседания Совета Безопасности ООН. На исполнит. комитете достаточно серьёзно шло обсуждение силового варианта разрешения проблемы. Кроме того, инициаторы таких мер убеждали Джона Кеннеди начать массированную бомбардировку кубин. территории как можно быстрее. Но в ходе очередного облёта U-2 была установлена готовность нескольких ракет к пуску, поэтому такие действия однозначно привели бы к войне. Президент США выступил с инициативой по отношению к СССР о демонтаже установлен. ракет и возврате направлявшихся к Кубе советс. кораблей в обмен на предоставление гарантий ненападения на кубин. остров, а также не свержения режима Фиделя Кастро. Советс. руководство в ответ предложило вывести американ. ракеты из Турции. В итоге страны пришли к соглашению и 28 окт. начался демонтаж советс. ракет, закончившийся 20 нояб., после чего произошло снятие кубин. блокады. Карибс. кризис длился 13 дней и имел важное историч. значение. Во время него всё человечество пребывало на грани самоуничтожения, а в результате его разрешения началась разрядка международной напряжённости.

 

39. НТР и ее влияние на ход общественного развития в стране и мире во второй половине XX в.

Научно-технич.революция включает все новые процессы и явления, которые происходили в развитии науки, разработке различных видов техники в I половине XX в.Одной из глав. особенностей II половины XX в.стала революция в технике и естествознании, этот процесс получил название «научно-техническая революция».До общепринятого периода науч.-технич. революции в I половине XX в. наблюдался период, который историки назвали подготовительным. Именно за это время были сделаны масштаб. естественно-науч. открытия, которые стали своеобраз. опорой для всего процесса науч.-технич. революции.Среди направлений, которые в общей мере и определяли наступление НТР, были молекуляр. биология и атом.физика.Важным этапом в истории человека стало экспериментал. наблюдение процесса деления ядер урана. В 1930-х гг. в ходе этих работ стало ясно, что можно осуществить цепную ядер. реакцию, которая может привести к ядер. взрыву с выделением огромн. кол-ва энергии. В середине 1940-х гг. в США это открытие привело к созданию I в мире атом. бомбы. Советс. ученые тоже внесли немалый вклад в разрешение проблем атом. физики. Во II половине 1940-х гг. CCCР начинает работу над созданием собствен. атом. бомбы. СССР был лидером по скорости освоения «мирного атома», уже в 1954 г. в городе Обнинске начала работу I в мире атом.электростанция. II половина XX в. характеризовалась интенсив. развитием науч.-технич.революции, также был внесен огромный вклад в область молекуляр. биологии. Ученым удалось воссоздать строение ряда белков и полипептид. гормонов, осуществить синтезирование некоторых менее сложных веществ. Такая малоперспектив. на тот период времени область естествознания, как химия белков, стала одной из самых актуал. тем в науке. Еще одним из глав. направлений развития науки в XX в. стало глубокое изучение ДНК.Этот огромный шаг вперед послужил началу ряда исследований биологич. механиз-мов на уровне молекуляр. взаимодействий внутри живой клетки. Достижения в области биологии и физики стали естествен. основой I этапа науч.-технич. революции. Основ. направления этого этапа НТР — электронно-вычислит. техника, атом. энергетика, ракетно-космич. техника и т.д.II половина 1970-х гг. стала началом II этапа НТР, который продолжается до сих пор. Одной из особенностей второго этапа НТР являются новые технологии, которых еще не существовало в середине XX в.Заметно возросло значение генной инженерии. Ученые научились создавать новые микроорганизмы с заранее заданными свойствами, возникла практика клонирования животных. К концу XX столетия ученые также добились успехов в расшифровке генетич.основы человека. В 1990г. Россия наряду с др. 20 наиболее развитыми странами принимала участие в проекте «Геном человек», целью которого было получение полной генетич. карты Homo sapiens.На II этапе НТР появляется первый персонал. комп, к концу 1970-х гг. — интернет. Новым направлением II этапа НТР стали исследования в области физики полупроводник. наногетероструктур. Эти изучения имели огромное значение для развития электроники высоких скоростей. В 2000 г. за достигнутые успехи были награждены Нобелевской премией по физике русский ученый академик Ж.И. Алферов и американские ученые Дж. Килби и Г. Кремер.

·

40. Социально-экономическое развитие и общественно-политическая жизнь в середине 60 – начале 80 гг.XX в.

 Л.И. Брежнев. В окт.1964г. Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию.Правящая элита не хотела больше терпеть реформатор. действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за "светл. будущее" при ухудшении текущей жизни.Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советс. обществом переходит к "новому" классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в соц. справедливость и многих мораль. запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальн.благами, а наиболее коррумпирован. ее членами были связаны с "теневой экономикой". Глав. источником обогащения правящего класса в 60-х - начале 80-х годов становятся всевозмож. злоупотребления должностями, взятки, приписки. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих "социалистической" собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности. Внутр. политика брежнев. администрации носила консерватив. характер ("неосталинизм"). Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридич. закрепила построение "развитого социализма". В Конституции были расширены соц. права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политич. жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономич. реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по с/х: установить твердый план закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.) повысить закупоч. цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению с/х производства. Суть экономич. реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).Эконом. реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 - 1970 гг.) объем промыш.производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые "Жигули"). С/х производство выросло на 20%.К началу 1970-х годов реформа перестала действовать. Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. С/х вновь отошло на 2-й план. Экономич. реформа, не подкрепленная реформой политич. системы, была обречена.С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсив. основе, глав. образом вширь (вовлечение в производство дополнит. материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на воен. заказы, отличались высокой технологией. Экономика страны была милитаризована. Воен.расходы росли в 2 раза быстрее, чем нац.доход..Граждан. промышленность несла

· потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 - 1975 гг.) экономич. рост прекратился. Видимость благополучия народ.хоз-ва обеспечивалась за счет продажи природ. богатств - газа и нефти. "Нефтедоллары" расходовались на освоение восточ. районов страны, создание гигантских территор.-производств. комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974- 1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) - 3 тыс. км.Наиболее слабой отраслью в 70-е - 80-е годы оставалось с/х. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на с/х продукцию были низкими, а на с/х технику - высокими. Гос-во было вынуждено импортировать зерно (1979 - 1084 гг. - 40 млн. т. в год).В 70-е годы широко развернулся поход на "вторую целину" - Нечерноземье (29 областей и республик России). Глав. упор делался на агропромыш.интеграцию, т.е. объединение с/х с отраслями, которые его обслуживают - промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация "неперспектив. деревень" (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольств. программа, призванная решить продовольств.вопрос в ССССР к 1990 г.В соц. сфере постепенно накапливались кризис. явления. Приостановился подъем жизнен. уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономич. предпосылкой образования "теневой экономики".

·

41. Внешняя политика в середине 60 – начале 80 гг.XX в.

 Война в Афганистане и ее последствия.Внеш. политика СССР в середине 60-х — начале 80-х гг. была направлена на достижение 3глав. целей: укрепить свое влияние в социалистич. содружестве, сплотить миров. систему социализма, не допустить отпадения от нее каких-либо стран; улучшить отношения с развитыми странами Запада, прежде всего с США, ФРГ, Францией, обеспечить мир. сосуществование с ними; расширить сферу своего влияния в «третьем мире», активизировать воен.-технич. и экономич. сотрудничество с развивающимися странами.Отношения с социалистич. странами. В 1964—1985гг. в отношениях с социалистич. странами СССР придерживался так называемой «доктрины Брежнева»: всеми силами сохранять социалистич.лагерь, макс. укрепляя в нем руководящ.роль СССР и фактически ограничивая суверенитет союзников. Впервые «доктрина Брежнева» была применена при вводе войск пяти стран Варшавс. Договора в Чехословакию в авг.1968 г. для подавления признанных антисоциалистич. процессов («пражская весна»). Но реализовать эту доктрину в полной мере не удалось. Особую позицию занимали Китай, Югославия, Албания, Румыния.В начале 80-х гг. выступления профсоюза «Солидарность» в Польше едва не заставили советс. руководство воспользоваться пражским опытом. К счастью, этого удалось избежать, но нарастание кризисных явлений в социалистичес.мире было очевидно для всех.Особенно напряженно складывались отношения с Китаем. Китайская коммунистич. партия, как и КПСС, претендовала на лидерство в мировом коммунистич. движении. Конфликт зашел так далеко, что Китай выдвинул к СССР территориал. претензии, а в 1969 г. спровоцировал воен. столкновения в районе острова Даманский. В 70-е гг. китайское руководство резко критиковало «советский гегемонизм», сведя на нет экономич. и политич. сотрудничество с СССР.Отношения со странами Запада. Вторая половина 60-х — 70-е гг. — время разрядки в отношениях СССР с капиталистич.странами. Ее инициатором выступил франц. президент Ш. де Голль. В 1970 г. Л. И. Брежнев и канцлер ФРГ В. Брандт подписали договор, признавший послевоен. границы в Европе. В 1972 г. аналогич. договоры ФРГ подписала с Польшей и Чехословакией.В первой половине 70-х гг. СССР и США заключили ряд соглашений об ограничении гонки вооружений. Состоялись офиц. встречи советс. и американс. руководства на высшем уровне (1972, 1973, 1974, 1978).В 1975 г. в Хельсинки 33 гос-ва Европы, а также США и Канада подписали Заключит. акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе о принципах межгос.отношений: уважение суверенитета и целостности, невмешательство во внутр. дела, уважение прав человека и др. Итоги Хельсинкского совещания Восток и Запад понимали по-разному. США и их европ. союзники подчеркивали гуманитар. аспекты достигнутых договоренностей (права человека, неприкосновенность личности и др.). СССР придавал основ. значение принципам невмешательства во внутр. дела, нерушимости послевоен.границ в Европе; суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету, вкл. право свободно выбирать и развивать свои политич., экономич. и культур. системы. Разрядка вообще была противоречивым явлением. Она стала возможной не в последнюю очередь потому, что к 1969 г. СССР добился военно-стратегического паритета (равенства) с США. Сверхдержавы продолжали вооружаться. Гонка вооружений стремительно усиливалась. СССР и США противостояли друг другу в регионал. конфликтах, в которых они поддерживали воюющие друг против друга силы (на Ближнем Востоке, во Вьетнаме, в Эфиопии, в Анголе и др.). В 1979 г. СССР ввел в Афганистан ограниченный военный контингент. Разрядка этого испытания не выдержала. Наступили новые заморозки. «Холодная война» возобновилась. Взаимные обвинения, ноты протеста, споры и дипломатич.скандалы стали неотъемлемыми элементами системы м/ународ. отношений в первой половине 80-х гг. Отношения м/у СССР и США, ОВД и НАТО заходили в тупик.СССР и страны «третьего мира». Как было сказано, отношения со

· странами «третьего мира» в значительнои степени подчинялись логике стратегического противостояния СССР и США. На Ближнем Востоке СССР занимал однозначно проарабс. позицию, поддерживая дружеств. отношения с Сирией и Египтом, лидерами араб.мира. Когда в 1979 г. президент Египта А. Садат заключил мир. договор с Израилем, контакты с ним были фактически заморожены. В период американ. агрессии во Вьетнаме (1964—1975) СССР оказал значительную воен.-технич.помощь Демократич. Республике Вьетнам. Поддерживал СССР и антиамериканских повстанцев в Никарагуа. Актив. политика проводилась в Африке, где под советским влиянием находились Мозамбик, Ангола, Гвинея-Бисау, Эфиопия. Введение советс. войск в Афганистан (декабрь 1979) положило начало длительн. Воен.конфликту, в котором СССР понес большие человеч., материальн., моральн. потери. Это была грубейшая ошибка, трагические последствия которой напоминают о себе до сих пор.

 

 

42. Советский Союз в 1985-1991 гг. «Перестройка», реформы М.С. Горбачева.

К середине 80-х гг. СССР оказался в глубоком соц.-эконом. и политич. кризисе. Пришедшее к власти после смерти К. Черненко правительство во главе с М. Горбачевым считало, что социализм не исчерпал своих возможностей. Однако политика демократизации (перестройка) привела не только к крушению самого режима, но и к распаду СССР. Внутри перестройки выделяют два периода: 1) 1985-1988 гг. - период экономич. и политич. реформ, разрабатывавшихся в рамках традиц. механизмов хозяйствования и директивного планирования; 2) 1989-1991 гг. -период демократизации и коренных перемен. Перестройка экономикиВ 1985 г. М. Горбачев провозгласил курс на ускорение соц.-эконом. развития страны, предусматривавший технич.перевооружение тяжелой промышленности и активизацию «человеч. фактора» хозрасчет, материальн.заинтересованность, приоритет развития соц. сферы) при сохранении обычных схем гос. управления (ведущая роль министерств и ведомств, ответственность предприятий за выполнение договоров, введение госприемки продукции, др.). Были изданы законы о бригадном подряде в 1986 г., а в 1988 г. о кооперации в СССР. Но они оказались малоэффективными. В свою очередь нарастание кризис. явлений в экономике привело к радикализации реформатор. деятельности правительства. В 1989 г. был издан закон об аренде и арендных отношениях. В 1990г- закон о малых предприятиях с юридич. статусом и хоз. самостоятельностью, акционерных обществах, коммерческих банках. Это привело к росту негос. предприятий, были созданы условия для роста коммерческих структур. Однако рыночные механизмы не могли эффективно действовать в условиях сохранения прежней системы.В стране начался нерегулируемый кризис. Экономич. преобразования и перевод промышленности на рыноч. отношения при сохранении госконтроля и хоз. регламентации привели к спаду производства. Падение производства привело к снижению жизнен. уровня населения. Пытаясь преодолеть кризис, правительство пошло на увеличение денеж. массы. Эти факторы способствовали инфляции увеличению дефицита. Были введены карточки на некоторые товары, появилась безработица. В начале 90-х гг. началось забастовоч. движение. В стране процветала спекуляция, действовали «черный» рынок и мафиоз. группы.Политические изменения во время перестройки. Параллельно с экономич.изменениями началось реформирование политич. сферы. Объявление гласности, смягчение цензуры, возвращение из ссылки диссидентов стали началом новых преобразовании. В 1988г. была проведена политич. реформа, согласно которой новым высшим органом законодат. власти должен был стать Съезд народных депутатов. На I Съезде сформировалось два противоборствующих блока - демократы и коммунисты. Из числа депутатов были сформированы Верховные Советы СССР и республик. Председателем Верховного Совета СССР стал сам М. Горбачев. Важным шагом стала отмена 6~й статьи Конституции о «главенствующей роли КПСС», что привело к возникновению альтернатив. политич. партий. В структуре исполнительной власти наиболее существен. реформой стало введение в 1990 г. института президентства. Первым президентом СССР стал М. Горбачев. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский Совет. В 1991 г. были проведены выборы президентов в большинстве республик. Президентом РСФСР в 1991 г. стал Б. Ельцин, вице-президентом А. Руцкой. Президенты республик находились в подчинении у президента СССР -М. Горбачева. Августовский путч 1991 г. Распад СССР. Борьба сторонников и противников реформ нашла выражение в августовском путче 1991 г. Причины путча заключались в падении рот КПСС и ее структур, укреплении суверенитета республик, ухудшении соц.-экономич. ситуации, политич. нестабильности, неспособности лидера создать новую вертикаль власти взамен изжившей себя партийной. Возглавили переворот вице-президент СССР Г. Янаев, председатель КГБ В. Крючков, министр внутренних дел Б. Путо, министр обороны Д. Язов, др.

· Целью ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению) было восстановление прежнего режима, ликвидация многопартийности, демократии и коммерции. Переворот 22 августа 1991г. был крайне неорганизован, не подготовлен и не поддержан большей частью населения, что привело к поражению ГКЧП.Результатом перестройки, экономич. и политич. кризисов стало усиление сепаратизма властей в республиках, приведшее к распаду СССР. 8 декабря 1991 г. Б.Ельциным (Россия), Л. Кравчуком (Украина) и В. Шушкевичем (Белоруссия) были подписаны «беловежские соглашения» о прекращении действия договора об образовании СССР, вместо которого было создано Содружество Независим. Гос-в (СНГ). К СНГ" присоединились и др. республики, крюме прибалтийских.Внешняя политика СССР в период перестройки.Внеш. политика СССР в 1985-1991 гг. соответствовала концепции «нового мышления» М. Горбачева, согласно которой во внешнеполитич. сфере приоритетное внимание отводилось одобрению общепринятых миров. норм морали, невмешательству в дела др. гос-в, признанию необходимости деидеологизации м/ународ. отношений, отказу от наращивания ВПК как средства решения внешнеполитич. проблем.Конкретные шаги Советс. правительства по реализации данных задач заключались в ведении моратория на испытание ядер. оружия в СССР (1985-1987). В 1987-1988 гг. в ходе советс.-американ. переговоров был подписан ряд двусторон. договоров о сокращении РСМД (ракет сред. и малой дальности). В 1988-1989 гг. был начат вывод войск из Афганистана. В марте 1991 г. ликвидирован Варшавский Договор, за которым последовал вывод советс. войск из некоторых восточноевроп. гос-в и осуждение предшествующего вмешательства СССР в события 1956 г. в Венгрии и 1968 г. в Чехословакии. Важным шагом было принятие законов о свободе эмиграции, свободе зарубеж. поездок.На Дальнем Востоке нормализовались отношения с Китаем, Японией и Юж. Кореей. В ближневосточ.политике СССР проявил актив. участие в осуждении агрессив. действий Саддама Хусейна (Ирак) против Кувейта, осуждении м/ународ. Террористич. действий ливийского лидера Каддафи, др. Т.о., значение внеш. политики СССР на этом этапе заключалось в обеспечении благоприятных возможностей для решения внутр. проблем, уменьшении угрозы ядер. катастрофы.

·

43. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. и ее провал. Распад СССР и образование СНГ.

 Предпосылки распада СССР.1) Глубок. соц.-экономич.кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".2) Разрушение советс. системы - резкое ослабление центра.3) Распад КПСС.4) Обострение межнац. отношений. Нац. конфликты подорвали гос. единство, став одной из причин разрушения союз.государственности.5)Республикан. сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.Распад КПСС, цементирующей силы политич. системы, всей союз.государственности шел не только по идейной, но и по нац. линии:а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократич. конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Беспомощность союз. структур.в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.Демократич. путем удержать власть союз. центр уже не может и прибегает к военной силе: Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991.Последней каплей, подтолкнувшей партий.-гос. руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союз. договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.Новоогаревский процесс:1990-1991 гг. - обсуждение нового Союз. договора (I вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого гос-ва).17.03. 1991 - Всесоюзный референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР.23.04. 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями 9 союз. республик по вопросу о новом союз.договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных гос-в (ССГ), как демократич.федерации равноправных советс. суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение и Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых гос-в (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).Августовский путч 1991 г. и его провал.Авг.1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 авг. было намечено подписание нового Союз. договора.18 авг. ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвыч. положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ.Чтобы сорвать подписание Союз. договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партий.-гос. руководства попыталась захватить власть. 19авг. в стране было введено чрезвыч. положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда др. крупных городов были введены войска.Возглавил переворот Гос. комитет по чрезвыч. положению (ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).Было объявлено о стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.Почти все центральные газеты были запрещены.Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.Основным политич.соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против него


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: