Основные этапы становления древнерусской государственности (IX-XII вв.) 10 страница

· мировой рынок".

· 50. Внутренняя и внешняя политика России на современном этапе (2012-2015 гг.).

· Отношения с Европой и НАТО

· В рассматриваемый период отношения России с Европой и НАТО находились в обостренном состоянии. Во-первых, это было связано со стремлением ряда государств Европы получить контроль над российскими нефтегазовыми потоками, обеспечивающими европейскую экономику необходимыми ресурсами, во-вторых, политикой НАТО и США создать в Европе на территории Польши и Чехии, а в перспективе Болгарии и Румынии систему ПРО (противоракетной обороны), официально направленную против Ирана и других стран, представляющих угрозы для США и стран НАТО, что ставит безопасность России под угрозу, в-третьих, желанием некоторых стран дестабилизировать обстановку в России, чтобы навязать новые экономические соглашения; в-четвертых, политическим кризисом на Украине.

· Взаимное недоверие и несогласованность внешней политике нашло выражение при попытках решения двух важнейших кризисов: в Сирии (2012-2013 гг.) и Иране (2013 г.). Активная позиция России в отношении дипломатического регулирования ближневосточных отношений воспрепятствовала открытому вторжению на Ближний Восток США и НАТО. Миротворческая деятельность Президента России и правительства РФ способствовали изменению отношения со стороны руководства ООН к нашей стране. Россия участвовала во всех заседаниях Совбеза ООН по Сирии и Ирану и не допустила принятия резолюций по началу военных операций.

· Тем не менее, страны Запада были и остаются главными экономическими партнерами России. В обмен на поставки продовольственных и промышленных товаров Россия экспортировала в европейские страны полезные ископаемые и энергетические ресурсы. Торговый оборот между Россией и Европой демонстрировал впечатляющий рост. В 2013 г. товарооборот со странами ЕС вырос на 1,9% и составил 417 млрд. долл., что чуть меньше половины всего торгового оборота РФ. Страны ЕС обеспечивают 60% иностранных инвестиций в РФ, что составляет почти 290 млрд. долл. Для сравнения американские инвестиции достигают 84 млрд. долл. (из которых 70 млрд. составляют долгосрочные ценные бумаги). К слову, РФ держит ценных бумаг Казначейства США на 139 млрд. долл.

· Новый виток конфронтации России со странами Запада и США начался в связи с событиями на Украине. В ноябре 2013 г. украинское правительство приняло решение приостановить процесс подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Это решение привело к массовой акции протеста в центре Киева, а также в других городах Украины, получившей в социальных сетях и СМИ название «Евромайдан».

· 30 ноября 2013 г. для защиты Евромайдана началось формирование отрядов самообороны. Лидеры трёх оппозиционных парламентских партий (ВО «Батькивщина», УДАР, ВО «Свобода») заявили о формировании «Штаба национального сопротивления».

· После Вильнюсского саммита «Восточного партнёрства» (28-29 ноября 2013 г.), разгона палаточного городка оппозиции и принятия 16 января 2014 г. Верховной Радой законов, предусматривавших ужесточение санкций за участие в массовых беспорядках, протестная акция приняла резко антипрезидентский и антиправительственный характер. В качестве основных причин такого развития событий называют социальную несправедливость, огромную поляризацию доходов и уровня жизни населения Украины и разгул коррупции, пронизывающей исполнительную и судебную власть, правоохранительные органы.

· 19 января 2014 г. в Киеве после очередного «народного вече», созванного лидерами парламентской оппозиции, начались столкновения радикально настроенных манифестантов с отрядами милиции. Оппозиция потребовала отставки правительства и продолжения евроинтеграции. В последующие дни оппозиционно настроенные манифестанты в регионах Украины перешли к захватам зданий областных администраций. На западе Украины эти действия имели успех, тогда как в регионах центральной Украины эти попытки были пресечены правоохранительными органами.

· В результате силового противостояния в центре Киева, начавшихся захватов административных зданий и органов власти в столице и областных центрах, создания параллельных органов власти, организации неформальных силовых структур Украина оказалась на грани введения чрезвычайного положения, утраты территориальной целостности и экономического коллапса.

· Переговоры между президентом Украины Виктором Януковичем и лидерами парламентской оппозиции, продолжавшиеся несколько дней, привели к уступкам со стороны властей: было созвано внеочередное заседание Верховной Рады, проголосовавшей за отмену ряда законов от 16

· января и принявшей закон об амнистии для участников событий ноября 2013 - января 2014 гг. 28 января президент принял отставку премьер-министра Николая Азарова и кабинета министров, который продолжил выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

· Несмотря на это, акции протеста продолжились. Оппозиция выдвинула требования возвращения Украины к парламентско-президентской системе правления и конституции 2004 г. 12 февраля президент Янукович согласился пойти на формирование коалиционного правительства, были освобождены все ранее задержанные участники протестов. В ночь с 15 на 16 февраля протестующими были разблокированы здания областных администраций, в Киеве митингующие частично освободили улицу Грушевского и здание городской администрации. В то же время 16-17 февраля ВО «Майдан» и «Правый сектор» объявили о подготовке «мирного наступления» на Верховную раду. Яценюк и Кличко на выходных совершили поездку в Германию, где провели консультации с канцлером Ангелой Меркель.

· 18 февраля произошло резкое обострение ситуации, сопровождавшееся массовым кровопролитием. На заседании Верховной рады оппозиция потребовала немедленного возвращения к парламентско-президентской форме правления и восстановления конституции 2004 г. В это же время в Киеве возобновились столкновения митингующих с милицией, что привело к гибели десятков человек. Крайне обострилась ситуация на западе Украины.

· 21 февраля 2014 г. под давлением стран Запада Янукович пошёл на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине, предусматривавшее, в частности, немедленный возврат к Конституции в редакции 2004 года, конституционную реформу и проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 г. В тот же день Янукович покинул Киев.

· На следующий день в телеэфир вышла видеозапись интервью с Януковичем, в котором он заявил, что не собирается подавать в отставку и не собирается подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот». Через несколько часов Верховная Рада приняла постановление, в котором заявила, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 г. 23 февраля обязанности президента Украины были возложены на председателя Верховной рады Александра Турчинова.

· Тем временем новая украинская власть получила признание со стороны Евросоюза и США. 27 февраля премьер-министром Украины стал Арсений Яценюк, было сформировано временное правительство.

· 28 февраля Виктор Янукович провёл пресс-конференцию в Ростове-на-Дону, где призвал российское руководство не оставаться безучастным к ситуации на Украине: «Россия должна использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы предотвратить тот хаос, террор, который сегодня есть на Украине». При этом Янукович подчеркнул, что категорически против военного вторжения на Украину и нарушения её территориальной целостности.

· Если в столице, в северных, центральных и западных регионах Украины новое руководство страны, заявившее о возобновлении движения в сторону евроинтеграции, пользовалось поддержкой населения и быстро упрочило своё положение, то на юго-востоке с первых же дней после прихода бывшей оппозиции к власти стала шириться волна протестов против действий ультраправых националистических организаций, в защиту статуса русского языка, под антиправительственными, федералистскими, пророссийскими лозунгами.

· По мере радикализации выступлений и появления новых пророссийских лидеров мирные протесты на территории Донецкой и Луганской областей постепенно переросли в вооружённое противостояние, а лозунги федерализации Украины сменились здесь требованиями самостоятельности регионов и привели к провозглашению Донецкой и Луганской народных республик. Для подавления сепаратистских выступлений украинское руководство объявило о начале так называемой антитеррористической операции.

· В Крыму была мирным путём осуществлена смена исполнительных органов власти Севастополя и Автономной Республики Крым, а те, в свою очередь, отказались признать легитимность нового украинского правительства и обратились за содействием и помощью к руководству Российской Федерации. В течение нескольких последовавших недель была провозглашена независимость Крыма, проведён общекрымский референдум о его статусе и присоединение к России.

· 18 марта 2014 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о признании образованной в результате слияния двух украинских регионов Республики Крым и подписал с её

· властями договор о вступлении Республики Крым в состав Российской Федерации. 21 марта 2014 г. был подписан соответствующий федеральный конституционный закон, согласно которому в составе Российской Федерации были образованы два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

· С начала Крымского кризиса позиция западного сообщества («Большая семёрка», государства-члены НАТО, Евросоюза, Совета Европы) состояла в осуждении российского вмешательства во внутренние дела Украины («российской агрессии») и поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины. России были предъявлены требования: соблюдать нормы международного права и существующие международные обязательства, в том числе в рамках Будапештского меморандума, прекратить вмешательство во внутренние дела Украины и перейти к решению всех спорных вопросов с Украиной через политический диалог - в частности, в рамках так называемой контактной группы по Украине.

· Российское руководство, со своей стороны, отказывалось признавать легитимность фактических новых властей Украины, которые, по его мнению, пришли к управлению страной путём неконституционного вооружённого переворота и не обладают общенациональным мандатом, а поэтому Россия отказывалась рассматривать их как равноправного участника внешнеполитического диалога.

· Россия призывала страны Запада, выступившие гарантами соглашения об урегулировании политического кризиса, подписанного президентом Януковичем с оппозицией 21 февраля 2014 г., к строгому исполнению положений этого соглашения - прежде всего касающихся конституционной реформы, создания правительства национального единства и проведения выборов уже после конституционной реформы.

· Отказ России принять требования западного сообщества привёл к резкому охлаждению отношений с НАТО, Евросоюзом, Советом Европы и государствами-членами этих организаций, а в дальнейшем - к введению против России политических и экономических санкций.

· В середине марта 2014 г., после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.

· Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам. Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 г., причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией.

· В ответ на это 6 августа 2014 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ о применении отдельных специальных экономических мер для обеспечения безопасности России. Президент запретил в течение года ввозить в Россию сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие из стран, которые ввели против РФ санкции.

· В условиях вынужденного сворачивания внешнеполитических контактов (приостановление членства в «Большой восьмерки» и Парламентской ассамблеи Совета Европы) и санкционного режима Россия начала ревизию своей внешнеполитической деятельности.

· Отношения со странами СНГ

· Отношения со странами СНГ в целом носили деловой и конструктивный характер. Были проведены консультации по линии дальнейшего развития ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество). В июне 2012 г была принята Декларация глав государств-членов ШОС о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания. 30 января 2013 г. было подписано Соглашение о создании единой региональной системы противовоздушной обороны между Россией и Казахстаном.

· Продолжена работа по расширению и развитию СНГ. 5 декабря 2012 г. принята Декларация о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества Совета глав государств СНГ. Сделаны новые шаги по развитию Таможенного союза.

· Отношения с США

· Отношения с США носили противоречивый характер. Периоды противостояния сменялись конструктивными диалогами. По всем важнейшим вопросам мировой политики: ситуации в Ираке, Иране, Сирии – Россия выступала со своими собственными предложениями. Однако сотрудничество между странами в области международной борьбы с терроризмом, в частности, в Афганистане, совместном освоении космоса, дальнейшей стратегии разоружения – были продолжены.

· Главной угрозой во взаимоотношениях двух стран в 2014 г. стала Украина. Первоначально Россия дислоцировалась от событий, развернувшихся в ноябре-декабре 2013 г. в Киеве и западных областях страны. Однако под давлением общественности и осознания собственных геополитических интересов – вмешалась в происходящие события. В результате правительство США переложило ответственность за события на Украине на Россию. Отношения двух стран в 2014 г. окончательно испортились после возвращения Крыма в состав России и введения санкций США. В настоящее время стороны находят в открытой конфронтации выход из которой пока не просматривается.

· Внутренняя политика В.В. Путина

· Внутренняя политика Президента России в 2012 г. была направлена на создание эффективно работающего государственного управления. В состав правительства были введены новые министры, часть прежних отправлена в отставку. Была проведена смена нескольких руководителей субъектов РФ и вступил в силу закон «О выборах глав субъектов Российской Федерации».

· В мае 2012 г. новому правительству РФ было поручено выполнить ряд Указов Президента России, включавшие в себя часть предвыборных обещаний В.В. Путина. Среди них: совершенствование системы здравоохранения, повышение социальных выплат, дальнейшее развитие Вооруженных Сил РФ и их перевод на контрактную основу, увеличение ВВП и регионального ВВП и многое другое. Ровно через год (май 2013 г.) президент проверил исполнение поручений, признав работу правительства неудовлетворительной. На исправление ситуации и выполнение поручений было дано несколько недель.

· Были приняты меры для усиления контроля над общественным порядком, в частности, после проведения в Москве на Болотной площади 4 февраля 2012 г. одного из самых крупных митингов против фальсификации выборов, а также протестных выступлений в марте-мае 2012 г. Ответом со стороны государственных органов стал Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принятый в рекордно короткие сроки – 9 июня 2012 г. Он усилил наказание за участие в несанкционированных митингах, демонстрациях и пр.

· В конце 2012 г. (21 декабря) в стране был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он фактически завершил переход к западной модели образования, установив 2-х уровневую систему высшего образования: бакалавриат и магистратура. Законом были внесены изменения в деятельность всех форм образования. Отдельным моментам стала инициатива президента по разработке единого федерального школьного учебника по истории России. Была создана комиссия, которая составила его проект.

· Весь 2013 г. в стране активно проводилась подготовка к предстоящим зимним Олимпийским играм Сочи-2014. Были вскрыты многочисленные правонарушения и растраты вызванные притоком значительных денежных средств. Внутри страны и за рубежом активно муссировалась информация о неспособности страны вовремя привести в порядок всю олимпийскую инфраструктуру.

· Крупнейшим событием начала 2014 г. стала зимняя Олимпиада Сочи-2014. Она привела к успехам национальной спортивной сборной и повысила престиж страны за рубежом. Положительный эффект от Олимпийских игр к сожалению был заглушен обострением отношений с Украиной, США и ЕС. С весны 2014 г. Россия была вынуждена жить в условиях экономических санкций. Все это приводит к сворачиванию многих инвестиционных проектов и искусственной изоляции страны со стороны европейского сообщества. Происходит усиление инфляции, падение промышленного производства, снижения ВВП и экономического роста.

· Аргентина

· В апреле Россия и Аргентина подписали документы о сотрудничестве в рамках строительства в Аргентине атомной электростанции, гидроэлектростанции и развития сектора природного газа страны.[19]

· В начале мая Россия и Аргентина подписали меморандум о взаимопонимании, предполагающий поставку Буэнос-Айресу трёх многоцелевых вертолётов Ми-171Е и такого же количества Ка-226Т.

· Бангладеш

· В ноябре Россия и Бангладеш подписали межправительственное соглашение о строительстве атомной электростанции «Руппур» в 200 км от столицы страны.

· Белоруссия

· В конце декабря Россия и Белоруссия согласовали объём поставок российской нефти в первом квартале 2013 года на уровне 5,75 млн тонн.

· Регулярный импорт автобензинов производства Мозырского и Новополоцкого НПЗ в Россию начался в конце 2012 года.[20]

· Россия и Белоруссия договорились о новой формуле цены на российскую нефть при поставке на белорусские НПЗ и вместе с тем зафиксировали в соглашении возможность переработки по давальческой схеме до половины поставляемых объемов.[21]

· Вьетнам 3 июля глава МИД Вьетнама Фам Бинь Минь заявил, что Вьетнам выступает за скорейшее создание зоны свободной торговли с Таможенным союзом РФ, Белоруссии и Казахстана. «Мы договорились о скорейшем начале переговоров и заключении соглашения о создании зоны свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом, в который входят Россия, Казахстан и Белоруссия. Это поможет укрепить отношения наших стран в области торговли и инвестиций», — сказал он. Министр иностранных дел РФ С.Лавров заявил, что эксперты работают над вопросом создания зоны свободной торговли Таможенного союза и Вьетнама, к концу года они представят соответствующий доклад. «Рассчитываем, что проект будет успешным», — добавил он.[22] 29 июля президент Вьетнама Чыонг Тан Шанг заявил, что Вьетнам рассматривает возможность создание зоны свободной торговли Вьетнама и Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Чыонг Тан Шанг сказал, что если соответствующее соглашение будет подписано, «это даст новый импульс для активизации взаимоотношений и увеличения объёма поставок товаров».[23][24]

· В октябре Россия и Вьетнам заключили межправительственное соглашение на поставку двух фрегатов.

· ]Киргизия

· В сентябре Россия и Киргизия достигли договорённости о пребывании российской военной базы в Киргизии до 2032 года.

· Осенью Россия и Киргизия подписали соглашения о строительстве и эксплуатации Камбаратинской ГЭС-1 (более 1 500 мегаватт) и Верхне-Нарынского каскада ГЭС («Акбулун», «Нарын-1», «Нарын-2» и «Нарын-3»; общая мощность — 282 мегаватт; ожидается достичь выработки 1 млрд кВт*ч/год).

· Китай Основная статья: Отношения России с Китаем в 2012 году

· В сентябре в ходе поездки председателя КНР Ху Цзиньтао в Россию состоялась встреча глав государств в рамках неформальной встречи руководителей членов АТЭС.[25]

· В сентябре Россия и Китай приняли новую программу сотрудничества на 2013—2017 годы.

· В начале декабря премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао совершил официальный визит в Москву, приняв участие в 17-ой регулярной встрече глав правительств двух стран. Эта встреча стала очередным важным событием в китайско-российских двусторонних отношениях.[26]

· В конце 2012 года Россия и КНР заключили «Программу действий китайско-российского культурно-гуманитарного сотрудничества».

· Россия и Китай заключили контракт стоимостью около 700 млн долларов на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф.

· Россия и Китай подписали меморандум о развитии речного, в том числе круизного туризма.

· Россия и Китая провели перекрёстный Год туризма.

· зарубежьем: это имеет и политическое значение, в том числе для Новой Зеландии. К российско-новозеландским переговорам по зоне свободной торговли „присматривается“ все большее число стран. Потому можно предположить, что их успешное завершение станет, скорее всего,

· моделью для аналогичных договоренностей многих стран с Россией и Таможенным союзом в целом.»[28]

· ]ОАЭ

· В декабре Россия и ОАЭ подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

· ]Польша

· Россия и Польша заключили соглашение о принципах МПП, которое предполагает упрощенный порядок пересечения границы между странами.

· Сербия

· Россия и Сербия подписали рамочное долгосрочное соглашение о поставках российского газа в объеме до 5 млрд кубометров в год.

· Сирия

· 4 февраля Россия и Китай наложили вето на новый вариант резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, предложенный Марокко.

· 19 июля Россия и Китай наложили вето на «западный» проект резолюции по Сирии.

· США

· 28 июня своё членство в ОДКБ приостановил Узбекистан.

· ]Украина В феврале секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрей Клюев заявил: «Хочу ещё раз подтвердить намерение развивать сотрудничество с Таможенным союзом в формате „3+1“. Такой формат не исключает полноправного членства нашего государства в этом объединении.» Он уточнил, что приоритетным вектором внешней политики Киева остается евроинтеграция, но призвал не противопоставлять этот процесс развитию сотрудничества в рамках СНГ.[30]

· 20 марта Россия и Украина заключили межправительственное соглашение, определяющее полномочия портовых властей двух стран по контролю за безопасностью судоходства в Азовском море и Керченском проливе.[31]

· С марта Россия и Украина сняли ограничения на число назначенных перевозчиков и число рейсов между странами на всех линиях за исключением маршрута Киев-Москва.

· 12 июля президенты РФ и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович приняли совместное заявление, в котором дали поручение соответствующим ведомствам подготовить договор о делимитации морских пространств в Азовском и Черном морях, а также в Керченском проливе.[32]

· В августе Россия и Украина приступили к совместным летным испытаниям Ан-70.

· 10 сентября Россия и Украина согласовали новую схему производственного сотрудничества по самолёту Ан-70.

· С сентября Россия и Украина сотрудничают в рамках соглашения о зоне свободной торговле СНГ.

· В октябре Россия и Украина достигли предварительной договорённости о придании нового формата зерновому пулу двух стран.

· Финляндия

· В ноябре Россия и Финляндия создали контактную рабочую группу по оперативному обмену информацией и информированию СМИ по резонансным семейным конфликтам.

· Швейцария

· В сентябре Россия и Швейцария заключили межправительственное соглашение, согласно которому последняя предоставляет доступ властям России о счетах граждан России в швейцарских банках.

· Япония

· В начале 2012 года Россия и Япония подписали соглашение об облегчении визового режима.

· В сентябре Россия и Япония подписали договор по борьбе с браконьерством в целях предотвращения незаконной добычи и торговли морскими живыми ресурсами в приграничных районах Тихого океана.

· Россия и Япония объявили о планах строительства завода по сжижению природного газа стоимостью 13 миллиардов долларов.

· Международные организации

· НАТО

· В январе Россия и НАТО одобрили «дорожную карту» сотрудничества до 2014 года, предусматривающую взаимодействие в борьбе с морским пиратством и терроризмом.

· ОПЕК С сентября Россия и ОПЕК проводят встречи, получившие название «Энергодиалог Россия — ОПЕК».

 

 








































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: