Психотерапевтическое вмешательство

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ   9

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО19

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ   25

Модель консультативного интервью   26

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ   35

ПСИХОТЕРАПИЯ   39

Сходство между психотерапией и психологическим консультированием44

Различия между психотерапией

и психологическим консультированием44

Теория психотерапии46

Общие факторы в психотерапии   47

Показания к психотерапии   49

ДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ... 52

Психодинамика   53

Инстинкты    54

Концепция личности   55

Развитие личности   60

Тревога69

Механизмы психологической защиты71

Концепция невроза   75

Психоаналитическая психотерапия   81

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ84

Бихевиоризм     86

Научение88

Классическое обусловливание   88

Оперантное обусловливание91

Социальное научение..93

Концепция патологии  . 97

Поведенческая психотерапия   100

ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В ПСИХОТЕРАПИИ106

Самоактуализация   108

Опыт110

Организм   111

Конгруэнтность   112

Концепция невроза в гуманистическом направлении   113

Экзистенциально-гуманистическая психотерапия116

МИШЕНИ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ   122

Личность125

Гипертимиый тип   126

Циклоидный тип   128

Лабильный тип130

Астеноневротический тип   133

Сенситивный тип   135

Психастенический (тревожно-мнительный) тип   137

Шизоидный тип139

Эпилептоидный тип142

Истероидный тип   144

Психическое состояние147

Состояние тревоги   148

Состояние депрессии150

Агрессивность   153

Астеническое состояние   157

ПСИХОАНАЛИЗ164

Психоаналитическая теория невроза    166

Теория психоаналитической техники   170

Техника психоанализа   174

Продуцирование материала   175

Аналитические процедуры   188

Рабочий альянс   195

Неаиалитичсские терапевтические процедуры   198

Анализ сопротивления   204

Перенос221

Анализ сновидений   256

Анализ фантазий   260

Анализ ошибочных действий   260

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ А. ЭЛЛИСА   263

Показания к проведению

рационально-эмоциональной терапии   264

Теоретическая основа рационально-эмоциональной терапии...265

Рациональные и иррациональные идеи   267

Психологическое здоровье274

Философия рационально-эмоциональной терапии   278

Взаимоотношения психотерапевта с клиентом   282

Терапевтические условия   284

Содержание рационально-эмоциональной терапии     .285

Техники, которых в рационалыю-эмотивной терапии

избегают   289

Психотерапевтическая процедура291

Оценка проблем клиента   291

Прояснение активирующего события   293

Работа над эмоциями294

Идентификация установок   '296

Диспут    300

Закрепление изменений   315

Формы применения рационально-эмоциональной терапии317

Как сохранить успехи, достигнутые с помощью

рационально-эмоциональной терапии   319

Как бороться с возвращением к прежним убеждениям324

Как перенести опыт работы над одной эмоциональной

проблемой на решение других проблем   327

КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ А. БЕКА   331

Когнитивные модели эмоциональных расстройств   341

Когнитивная модель депрессии   341

Когнитивная модель тревожных расстройств    344

Когнитивная модель мании346

Когнитивная модель панического расстройства   347

Когнитивная модель фобии348

Когнитивная модель параноидных состояний349

Когнитивная модель обсессий и комнульсий350

Когнитивная модель истерии   351

Когнитивная модель нервной анорексии   352

Когнитивная модель расстройств личности   353

Когнитивная модель

психосоматических расстройств   354

Содержание когнитивной психотерапии   356

Эмпиризм сотрудничества358

Сократовский диалог358

Направляемое открытие359

Этапы когнитивной терапии   360

Терапевтический альянс   360

Обоснование когнитивного подхода   360

Распознавание негативных мыслей   362

Анализ негативных мыслей364

Экспериментальный метод   365

Коллекционирование автоматических мыслей   366

«Заполнение пустот»    366

Коррекция автоматических мыслей368

Идентификация и коррекция

дисфункциональных убеждений   373

Первое интервью   377

Терапевтические цели первого интервью379

Обратная связь с пациентом     380

Когнитивная терапия депрессии   382

Объекты когнитивной модификации   384

Когнитивные техники в терапии депрессии   386

Пример когнитивного подхода391

Поведенческие техники в терапии депрессии   399

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ   412

Теоретические источники гештальт-терапии   412

Концепция патологии   421

Пациент431

Уровни невроза432

Концепция терапии   435

Зрелость    442

Принципы гештальт-терапии445

Технические процедуры   448

Групповая форма гештальт-терапии452

Работа со сновидениями454

Домашняя работа456

Применение гештальт-терапии    456

ГЕШТАЛЬТ-ПРАКТИКУМ   459

Полное осознание   459

Упражнение 1. Осознавание актуального   461

Упражнение 2. Ощущение противоположных сил   464

Упражнение 3. Внимание и сосредоточение   468

Упражнение 4. Дифференцирование и объединение   470

Техника сознавания   475

Упражнение 5. Вспоминание   475

Упражнение 6. Обострение ощущения тела   478

Упражнение 7. Опыт непрерывности эмоций483

Упражнение 8. Вербализация   491

Упражнение 9. Интегрирующее сознавание   495

Направленное сознавание   497

Упражнение 10. Превращение слияния в контакт497

Упражнение 11. Превращение тревожности

в возбуждение   502

Измененная ситуация   506

Ретрофлексия   511

Упражнение 12. Исследование

ложно направленного поведения   511

Упражнение 13. Мобилизация мышц   518

Упражнение 14. Совершение

вновь обращенного действия   525

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ   533

Основы экзистенциализма    534

Принципы экзистенциализма535

Теория личности и психопатология        539

Концепция личности   539

Психопатология   542

Экзистенциальная терапия   543

Философская основа544

Принципы экзистенциальной терапии545

Техники экзистенциальной психотерапии     546

ЛОГОТЕРАПИЯ В. ФРАНКЛА   551

Философия логотерагши   551

Природа человека552

Мотивация556

Концепция болезни564

Психотерапевтический аспект логотерапии   568

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА   570

 


 



ВВЕДЕНИЕ

Все люди периодически нуждаются в психологической помощи. Психологическая структура каждого человека уникальна и имеет свои сильные и слабые стороны. Слабые стороны обнаруживают себя, когда человек попадает в трудную жизненную ситуацию — трудную именно потому, что она комплементарно — как замок и ключ — отвечает его слабым сторонам. Трудные жизненные ситуации у каждого свои и имеют тенденцию повторяться время от времени до тех пор, пока человек не решит раз и навсегда перестать переживать одну и ту же периодически повторяющуюся психологическую проблему Приняв такое решение, он начинает действовать: читает книги по психологии и психотерапии, работает над собой или идет за помощью к психотерапевту

Любое общение, любой межличностный контакт включает в себя взаимное психологическое воздействие друг на друга партнеров по общению. В чем бы оно ни состояло: в совместном отдыхе, в совместном времяпрепровождении — люди обязательно при этом оказывают друг на друга психологическое воздействие, которое может быть любительским, повседневным, обыденным, а может быть профессиональным, основанным на знании законов психологической науки. Часто между обыденным воздействием и профессиональным не существует четко определенной грани — они взаимно переходят друг в друга, переплетаются друг с другом, сопровождают друг друга. Частным случаем психологического воздействия является психологическая помощь. Когда мы сталкиваемся с психологической проблемой, повторяющейся трудной жизненной ситуацией, для разрешения которых не имеем соответствующих личностных ресурсов, мы начинаем активно искать вокруг себя психологическую помощь.

В принципе, психологическую помощь можно оказывать себе самостоятельно, для чего потребуется двойное усилие. Во-первых, необходимо хорошо изучить собственную неповторимую психологическую природу, узнать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны. Для этого нужно научиться, с одной стороны, следить за самим собой, контролируя собственные психологические реакции на те или иные повороты жизненных событий, и, с другой стороны, анализировать, периодически отдаваясь интроспекции, выявленные психологические реакции. Во-вторых, необходимо не просто прочитать разнообразную психологическую и психотерапевтическую литературу, но применить полученные знания к самому себе, к собственному жизненному опыту.

Дабы помочь читателю сделать эту трудную и долгую психологическую работу, и написана данная книга. В ней не просто изложены основные современные психотерапевтические подходы, концепции и теории, но по возможности представлено практическое их применение. Так, после главы, посвященной рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса, приводятся практические рекомендации по применению соответствующих упражнений. После теоретической главы, посвященной гештальт-терапии, следует практикум, в котором изложены наиболее эффективные и наиболее известные упражнения, созданные для разрешения психологических затруднений. Однако упражнения сами по себе, как бы ни были они хороши, все же могут не принести реального облегчения и пользы в работе над собой, если не освоены фундаментальные теоретические положения, лежащие в их основе. Осваивая какую-либо психотерапевтическую технологию, важно в самом начале пути изучить, понять и принять те фундаментальные теоретические предпосылки, из которых эта технология исходит, на которые она опирается. Поэтому значительное внимание в работе уделяется изложению теоретических представлений о личности, о психологической природе человека, о возможных путях психологического воздействия на личность.

При чтении многочисленных работ, посвященных различным психотерапевтическим технологиям, неизбежно встают следующие вопросы: какая из них наиболее эффективна? каким образом быстро и конструктивно решать психологические проблемы? какая психотерапия самая лучшая и самая надежная? С такими вопросами нередко обращаются клиенты, которые пытаются справиться со своими проблемами собственными силами и ищут в решении этой проблемы самый короткий путь.

Чтобы ответить на данные вопросы, прежде всего необходимо исходить из представлений человека о самом себе, о собственной психологической природе. Для того, кому представляется, что душа — это клубок переплетенных психологических комплексов и конфликтов, наиболее эффективным может оказаться психоанализ. Исследуя сложные и запутанные комплексы, сформированные в детстве в тех или иных специфических условиях семейного воспитания и в последующей взрослой жизни фатально определяющие весь жизненный путь человека (выбор друзей, выбор работы, партнеров, выбор симптомов болезни, выбор собственной судьбы), пациент учится понимать собственную сложную и противоречивую психологическую природу Этот трудный и долгий путь познания может оказаться очень увлекательным и интересным, заставляя по-новому увидеть самого себя, других людей, окружающий мир.

Интеллектуалам, которые познают мир и себя в нем разумно, рационально, опираясь на логику и привычку доказывать и обосновывать свои представления неопровержимой системой доказательств и логических построений, можно посоветовать когнитивную терапию. Изучая принципы рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса или когнитивной терапии А. Бека, пациент производит ревизию собственных взглядов, представлений, убеждений, конструируя заново картину мира, более адекватно и более точно, рационально и логически обоснованно представляющую все происходящее вокруг него. Новая модель мира позволяет точнее объяснять значимые жизненные события и прогнозировать их развитие. Пациент в данном случае уподобляется ученому, скрупулезно исследующему психологическую реальность с помощью законов формальной логики и здравого смысла.

Сенситивным интровертам, обращенным к собственной душе, с их привычкой наблюдать и анализировать свои переживания, можно порекомендовать гештальт- терапию. Принципы гештальт-терапии, фиксируя клиента в реальности, приводят его к более полному и точному отражению и постижению своего внутреннего психологического мира и позволяют войти в конструктивный контакт с собственной природой. Тем самым пациент получает возможность развивать и углублять свою человеческую индивидуальность.

Кроме того, подбирая для себя наиболее эффективную психотерапевтическую технологию, следует учитывать специфику самого симптома, от которого человек хочет избавиться. Так, когнитивная терапия Бека, разработанная первоначально специально для лечения депрессий, действительно оказывается наиболее эффективной в терапии депрессивных состояний — и легких невротических, и более глубоких, более выраженных. На практике бывает трудно различать депрессию психогенную, эндогенную и соматогенную, которые обычно описываются в литературе как самостоятельные психические состояния. Реально же практически всегда присутствуют и соматические, физические, компоненты депрессии, и ее психологические составляющие, представленные в полном объеме в виде когнитивных, эмоциональных, мотивационно-волевых компонентов.

Воздействуя на эти психологические составляющие, в частности изменяя когнитивную картину мира, систему убеждений и представлений клиента, можно добиться значительного улучшения даже при выраженных депрессивных состояниях.

Тревожные и фобические расстройства излечиваются разнообразными техниками поведенческой психотерапии. Тревога, как известно, возникает в ситуациях неопределенности и ожидания при дефиците информации и непрогнозируемом исходе. Поведенческая терапия, однозначно структурирующая реальность, задавая определенные фиксированные параметры наиболее значимых переменных, позволяет снимать эту неопределенность, нивелируя таким образом разнообразные переживания тревожного ряда. Мир начинает представляться упорядоченным и предсказуемым, человек получает иллюзию контроля над текущими событиями и чувствует себя уверенно и спокойно. Психическое состояние при этом нормализуется.

Когда же человек переживает экзистенциальный кризис, скажем, кризис среднего возраста, и начинает искать для себя пути и возможности реализации творческого потенциала в жизни, показана прежде всего экзистенциальная психотерапия, например, логотерапия Виктора Франкла. В ситуации жизненного кризиса, как правило, возникает субъективное ощущение тупика, безысходности ситуации. Жизнь при этом представляется бессодержательной и бессмысленной. Экзистенциальная терапия, постулирующая в любой ситуации неизбежность выбора, в крайнем случае между жизнью и смертью, и принятия на себя ответственности за сделанный выбор, ориентирована на повышение личностной зрелости. Критическая точка — всегда точка роста и личностного развития. Каждая кризисная ситуация несет в себе мощный творческий потенциал, который может быть реализован через придание смысла самой бессмысленной и самой жестокой ситуации, какой бы безвыходной и безнадежной она ни казалась.

Экзистенциальная терапия ориентирована на смысл. Человек обычно уверен, что он рожден для счастья, что он пришел в этот мир для удовольствия и наслаждения. Однако сия иллюзия неизбежно приводит его к разочарованию и депрессии, поскольку в жизни гораздо больше негативных, неприятных событий, чем радостных и счастливых. Мы здесь не для того, чтобы наслаждаться, учит В. Франкл (V. Frankl). Мы здесь для того, чтобы ответить на вопрос, который привыкли задавать другим: «В чем смысл жизни?» На самом же деле этот вопрос обращен прежде всего к нам самим, и мы должны ответить на него своей жизнью, своими достижениями, успехами, поражениями и неудачами. Жизненная трудность — своеобразный вызов, брошенный нам судьбой, это проверка на прочность, возможность в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. Преодолевая трудности, мы можем сказать вслед за Ницше: «Все, что не убивает меня, делает меня сильней».

Как правило, в период кризиса, при обострении психологической проблемы или межличностного конфликта, человеку бывает трудно выйти из ситуации и посмотреть на нее со стороны, глазами постороннего наблюдателя, более или менее объективно ее оценить и принять наиболее верное решение. Переживая жизненные трудности, мы обычно находимся под таким сильным эмоциональным воздействием, что можно иногда говорить об «аффективной дезорганизации интеллектуальной деятельности». В состоянии эмоциональной загруженности способность объективно и адекватно оценивать - смысл происходящих событий значительно ослаблена. Поэтому эмоционально загруженный потенциальный клиент обращается за психологической помощью.

Под психологической помощью понимается предоставление другому человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления тех или иных психологических феноменов или патопсихологических симптомов и синдромов, а также активное, целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купирования психопатологической симптоматики и реконструкции личности для формирования фрустрационной толерантности, стрессоустойчивости и неврозоустойчивости (Менделевич В. Д., 1998). Психологическая помощь может оказываться как лицам с различными нервно-психическими нарушениями, так и практически здоровым людям, переживающим трудные жизненные ситуации — кризис, стресс, конфликт.

Более эффективным обычно является профессиональное воздействие (профессиональная психологическая помощь), поскольку оно характеризуется целенаправленностью, организованностью с выбором адекватных целям и задачам средств и методов психологического воздействия. Непрофессиональное психологическое воздействие (непрофессиональная психологическая помощь) также может быть эффективным при большой эмоциональной значимости партнера по общению, при высокой аффективной заря- женности процесса общения. Непрофессиональное психологическое воздействие, при котором не происходит осознанной предварительной формулировки его целей и задач, осознанного выбора наиболее адекватных этим целям и задачам форм и методов воздействия, чаще всего отличается стихийностью и, как правило, непредсказуемостью результатов. Оно по большей части случайно и неуправляемо. Непрофессиональное психологическое воздействие сопровождает наше общение с близкими и значимыми людьми, а также с незначимыми знакомыми, проявляясь как отражение индивидуальности человека в процессе общения.

Люди образованные, интеллектуально развитые, интегрированные и отрегулированные, имеющие четкую жизненную позицию и логически продуманную систему ценностей и жизненных целей, как правило, способны оказывать более выраженное воздействие на окружающих. Они обладают большим стихийным психотерапевтическим потенциалом и поэтому более популярны среди тех, кто нуждается в психологической помощи, совете, поддержке в трудной жизненной ситуации. Наиболее сильное психологическое воздействие на окружающих оказывают профессиональные психологи, консультанты, психотерапевты, имеющие специальную подготовку в области психологии, психологического консультирования и психотерапии. Психологическая помощь является практической реализацией теоретических изысканий практического психолога на основе научного анализа психического статуса и индивидуально-психологических особенностей человека, типов его реагирования на различные фрустрирующие события, болезни и разнообразные конфликтные ситуации.

Однако и профессиональное, и непрофессиональное психологическое воздействие использует принципиально одни и те же формы и методы:

• индивидуальное и групповое воздействие;

• интеллектуальное воздействие, основанное на законах логики, с использованием важной для решения проблем информации;

• эмоциональное воздействие с применением техник эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, соучастия в психологических проблемах другого человека;

• поведенческое воздействие с применением и обучением другого человека более эффективным образцам поведения и навыкам реагирования.

Любое психологическое воздействие — и профессиональное, и непрофессиональное — включает в себя интеллектуальные (когнитивные), эмоциональные, волевые и поведенческие компоненты. Однако если в непрофессиональном воздействии эти интеллектуальные, эмоциональные и поведенческие компоненты подобраны, как правило, случайно и стихийно, то в профессиональном психологическом воздействии они сбалансированы и присутствуют в определенном соотношении в соответствии с его целями и задачами.

Помимо этого, профессиональное воздействие имеет под собой теоретическую основу в виде системы представлений о психологических особенностях людей, определенной теории личности и поведения человека. Наличие логически обоснованной теоретической основы воздействия делает его целенаправленным, организованным, позволяя не только адекватно интерпретировать события, но и предсказывать их развитие. Количество таких теоретических представлений о психологической природе человека ограничено; каждому из них соответствуют определенные методы воздействия.

К профессиональному психологическому воздействию относятся психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия.

Основная цель психологического консультирования — формирование личностной позиции, специфического мировоззрения и взгляда на жизнь, на принципиальные и непринципиальные стороны человеческого существования, формирование иерархии ценностей. Задачей психологической коррекции являются выработка и овладение навыками оптимальной для индивида и эффективной для сохранения его здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе. Психотерапия в узком понимании этого термина основной своей задачей ставит купирование психопатологической симптоматики, посредством чего предполагается также и достижение внутренней и внешней гармонизации личности (Менделе- вичВ.Д., 1998).

Структура данной книги достаточно традиционна. Вначале в ней излагаются общие теоретические представления о том, что такое психологическое воздействие, что такое психотерапевтическое вмешательство. Затем рассматриваются отдельные виды психологических вмешательств: даются понятия психологической коррекции, психологического консультирования, психотерапии. В последующих главах представлено изложение основных трех направлений современной психотерапии: вначале рассматривается психоаналитическая теория, затем поведенческое направление в психотерапии, затем экзистенциально-гуманистическое направление.

При рассмотрении поведенческого направления особое внимание было уделено когнитивным теориям: эмо- ционально-рациональной психотерапии А. Эллиса и когнитивной терапии А. Бека. Экзистенциально-гуманистическое направление представлено гештальт-терапией Ф. Перлса, логотерапией Виктора Франкла.

Внимательное изучение представленных психотерапевтических технологий позволит читателю, интересующемуся психотерапией в связи с какими-то личными целями и задачами, выбрать наиболее эффективный метод, отвечающий конкретному случаю.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция,— это вид психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляцию, вербализацию, интерпретацию, конфронтацию, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии) (Карвасарский Б. Д., 2002).

Психотерапевтическое влияние одного человека на другого многие считают искусством. В этом есть доля истины. Иногда говорят также о врожденном психотерапевтическом таланте, и это тоже верно. Однако нельзя противопоставлять искусство науке, а врожденные способности психотерапевта — знанию и умению. Чтобы стать хорошим психотерапевтом, мало обладать нужными личностными особенностями и врожденными качествами, необходимо также развивать их в себе и научиться пользоваться ими.

Методы клинико-психологических интервенций —

это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты, и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.

Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, — по своей сути, интервенции психотерапевтические.

Психологические вмешательства, не являющиеся собственно психотерапевтическими, играют важную роль также в профилактике и реабилитации. Ведущая роль клинико-психологических вмешательств в психопрофилактике, профилактике нервно-психических и психосоматических заболеваний очевидна. Она состоит в выявлении контингентов риска и в разработке соответствующих профилактических мероприятий, в работе с лицами, имеющими разнообразные трудности и проблемы психологического ха-. рактера, с кризисными личностными и травматическими стрессовыми ситуациями, с лицами, характеризующимися прогностически неблагоприятными личностными особенностями (низкой самооценкой, высоким уровнем тревоги, ригидностью, повышенной чувствительностью к стрессу, низкой фрустрационной толерантностью), повышающими риск возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств.

Наряду с собственно психопрофилактикой, клиникопсихологические вмешательства играют важную роль и в профилактике других соматических заболеваний. Профилактические мероприятия, как правило, требуют от

человека более четкого, чем обычно, контроля за своим физическим и психическим состоянием, соблюдения определенного режима труда и отдыха, отказа от вредных привычек, частичного изменения привычных стереотипов поведения, поддержания того, что называется здоровым образом жизни. Часто требуются регулярное применение фармакологических средств, проведение определенных лечебно-профилактических процедур. Все это может быть реализовано человеком при определенной организованности, понимании необходимости выполнения всего комплекса профилактических мероприятий, а, главное — при активной вовлеченности в этот процесс и наличии высокой и адекватной мотивации к такого рода поведению.

Формирование мотивации и активной вовлеченности человека в профилактику с учетом его личностных особенностей и предрасположенности к тому или иному заболеванию также предполагает клинико-психологические вмешательства.

При нервно-психических заболеваниях, которые характеризуются достаточно выраженными личностными нарушениями в системе отношений пациента, в сфере межличностного функционирования, клинико-психологические вмешательства играют чрезвычайно важную роль, выполняя, по сути дела, функцию психотерапии (лечения). При тяжелых хронических болезнях возникает множество проблем психологического и социально-психологического характера, требующих клинико-психологи- ческого вмешательства: реакция личности на болезнь, неадекватное отношение к болезни (недооценка или переоценка своего заболевания, чрезмерная эмоциональная реакция, массивность, формирование необоснованно широкого ограничительного поведения) могут существенно осложнить процесс лечения и реабилитации в целом.

Психологические и социально-психологические последствия хронического заболевания меняют привычный образ жизни человека и могут стать причиной изменения социального статуса, снижения работоспособности, проблем в семейной и профессиональной сферах, частичной невозможности удовлетворения значимых потребностей, неверия в собственные силы, неуверенности в себе, недооценки существующих возможностей и собствен;ых ресурсов, сужения интересов и круга общения, дефицита жизненных перспектив. Так же, как и в профилактике и лечении, успешность реабилитационных мероприятий во многом зависит от активности самого пациента и наличия адекватной мотивации. Клиникопсихологические вмешательства играют важную роль в реабилитации пациентов не только с проблемами, касающимися «личностного» блока, но и с нарушениями психических функций (памяти, внимания, моторики, речи).

Развитие рассматривается как одна из самостоятельных функций клинико-психологических вмешательств далеко не всеми авторами и понимается по-разному. Это связано с тем, что психотерапия, психопрофилактика, реабилитация, наряду с собственными прямыми функциями (лечебной, профилактической, реабилитационной), способствуют также личностному развитию и гармонизации за счет совершенствования самопонимания и самосознания, переработки и преодоления внутрилично- стных и межличностных конфликтов, развития новых, более адекватных способов эмоционального и поведенческого реагирования, более точного понимания других людей и межличностного взаимодействия в целом. В ряде психотерапевтических систем (например, в клиент-центриро- ванной психотерапии Роджерса) личностный рост, развитие личности считаются одной из важнейших задач психотерапии.

Таким образом, с одной стороны, функция развития для клинико-психологических интервенций (психологических интервенций в клинике) является вторичной, дополнительной. С другой стороны, психологическое консультирование в клинике (например, консультирование пациентов с соматическими и нервно-органическими заболеваниями, не проходящих собственно психотерапевтического лечения, а обратившихся за помощью в связи с личными проблемами, прямо не связанными с их заболеванием) способствует новому видению человеком самого себя и своих проблем и конфликтов, эмоциональных проблем и особенностей поведения. В дальнейшем это может привести к определенным изменениям в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах и способствовать развитию личности.

Клинико-психологические интервенции ориентированы на достижение определенных изменений и могут быть направлены как на общие, отдаленные, цели, так и на конкретные, более близкие. Однако всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать его целям.

Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций подтверждается определенными теориями научной психологии. Формирование адекватных представлений о психологических основах психотерапии имеет важное значение. Любое психологическое вмешательство основывается на знаниях о норме и патологии. Научно обоснованная психотерапевтическая система также имеет в своей основе два предшествующих звена, раскрывающих содержание понятий «норма» и «патология». Концепция нормы — это представления о здоровой личности, то есть психологическая концепция, которая определяет основные детерминанты развития и функционирования личности человека. Концепция патологии — это понимание возникновения личностных нарушений (в частности, происхождения невротических расстройств), рассматриваемое в рамках соответствующих представлений о норме.

Цели и задачи психотерапии, механизмы ее лечебного действия, стадии, тактики и стратегии психотерапевта, конкретные техники и пр. обычно рассматриваются на модели невротических расстройств, поскольку психогенный характер этих нарушений обусловливает необходимость использования психотерапии в качестве основного метода лечения, что предполагает ее реализацию в виде наиболее полной, глубокой и целостной модели.

Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана прежде всего с изучением их эффективности, она должна всегда осуществляться профессионалами. Ответить на вопрос об эффективности того или иного метода психотерапии или психотерапевтического подхода могут не самоотчеты отдельных пациентов, а научные исследования, проведенные на репрезентативной выборке и соответствующие определенным требованиям (четкое определение метода психотерапии, гомогенность материала, случайная выборка, наличие независимых экспертов, разделение функций психотерапевта и исследователя, сопоставление непосредственных и отдаленных результатов лечения, репрезентативная выборка в катамнезе, наличие контрольных групп и пр.).

Профессиональные действия — еще одна характеристика клинико-психологических интервенций. Это означает, что они должны осуществляться в профессиональных рамках, профессионалами, подготовленными в области клинической психологии и психотерапии врачами, психологами и социальными работниками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: