Динамическое направление в психотерапии

Динамическое направление в психотерапии исходит из глубинной психологии — психоанализа.

Классический психоанализ включает в себя теорию общего психического развития, теорию психологического происхождения неврозов, а также психоаналитическую терапию. Теория общего психического развития объединяет метапсихологию, которая базируется на понятии о психическом аппарате (структурная и топографическая модели личности), два варианта процесса мышления и представления о психической энергии. В основу теории общего психического развития легла также концепция о стадиях развития детской сексуальности. Опираясь на нее, 3. Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности и учение о сублимации. Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте; по словам Фрейда, это «переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие чувства и поведение». Классифицируя неврозы, Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера. К стержневой психопатологической симптоматике он относил тревожные и астенические расстройства. Психоаналитическая психотерапия основной целью ставит помощь пациенту в осознании причин внутренних конфликтов, возникающих в результате противоречивых детских переживаний и проявляющихся как симптомами, так и формированием определенных болезненных паттернов поведения и межличностного взаимодействия в зрелом возрасте.

В рамках динамического направления существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды'представителей этого подхода являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, используемых для их анализа и осознания. Психологическая концепция, концепция личности в психоанализе представляет собой реализацию психодинамического подхода. Термин «психодинамический» предполагает рассмотрение психической жизни человека, психики с точки зрения динамики, с точки зрения взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека.

ПСИХОДИНАМИКА

3. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как своеобразное «поле боя» между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Сам термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекра- щающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория отводит ведущую роль сложному взаимодействию инстинктов, мотивов и влечений, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении о личности как о динамической конфигурации процессов, находящихся в нескончаемом конфликте, выражена суть психодинамического направления в психологии и психотерапии. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека скорее детерминированно, чем произвольно или случайно. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы чувствуем, делаем, о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки, очитки, случайные действия. Данное представление подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто иррациональны, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступны осознанию.

ИНСТИНКТЫ

Мотивируют поведение людей инстинкты — психическое выражение импульсов и стимулов, идущих от организма, психическое выражение состояния организма или потребности, вызвавшей это состояние. Цель инстинкта — ослабление или устранение возбуждения, устранение стимулов, связанных с потребностью организма, иными словами, удовлетворение потребности за счет соответствующего поведения (например, голод или жажда побуждают человека искать пищу или воду). Именно эта внутренняя стимуляция, внутреннее побуждение, связанное с состоянием и потребностями организма, с точки зрения Фрейда, является источником психической энергии, которая обеспечивает психическую активность. Поэтому инстинктивные побуждения рассматриваются как мотивационные силы, следовательно, мотивация человека направлена на удовлетворение потребностей организма, на редукцию напряжения и возбуждения, вызванного этими потребностями. Инстинкты же суть психические образы такого возбуждения, представленные как желания. Фрейд выделял две группы инстинктов: инстинкты жизни (Эрос), направленные на самосохранение, на поддержание жизненно важных процессов (голод, жажда, секс), и инстинкты смерти (Танатос), разрушительные силы, направленные либо вовнутрь, на самого себя, либо вовне (агрессия, садизм, мазохизм, ненависть, суициды). Энергия инстинктов жизни получила название либидо, энергия инстинктов смерти специального названия не имеет. Фрейд считал, что из всех инстинктов жизни наиболее значимы для развития личности сексуальные инстинкты. В связи с этим термином «либидо» обычно обозначают именно энергию сексуальных инстинктов. Однако на самом деле энергия либидо обозначает энергию всех жизненных инстинктов.

Фрейд полагал, что существует несколько сексуальных инстинктов. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело человека представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоанализ особенно выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источниками напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовольствию, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Рассматривая проблему организации психики, Фрейд создал две модели личности человека: топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры).

Согласно топографической (более ранней) модели, в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание (то, что осознается человеком в данный момент времени), предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознано) и бессознательное (то, что не осознается человеком в данный момент и практически не может быть осознано самостоятельно; оно включает инстинктивные импульсы, переживания, воспоминания, вытесненные в бессознательное как угрожающие сознанию). Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, а также эмоций и воспоминаний,- которые настолько угрожают сознанию, что в свое время были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Согласно Фрейду, именно этот неосознаваемый психический «материал» во многом определяет наше повседневное функционирование. Неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят свое удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей лечебной практике.

Более поздняя модель личностной организации в психоанализе — структурная модель — постулирует существование трех основных компонентов, или трех инстанций: «Ид» (Оно), «Эго» (Я), «Супер-эго» (Сверх-Я). Сфера «Ид» полностью неосознаваема, в то время как «Эго» и «Супер-эго» действуют на всех трех уровнях сознания.

«Ид» (Оно) — первый компонент — стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с реальностью. Согласно Фрейду, «Ид» — это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. «Ид» сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. «Ид» как самая старая исходная структура психики выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Это резервуар бессознательной энергии, называемый либидо. «Ид» включает в- себя базальные инстинкты, желания и импульсы, с коими люди рождаются, а именно: Эрос — инстинкт удовольствия и секса и Танатос — инстинкт смерти, который может мотивировать агрессию или другие формы деструктивности по отношению к самому себе или к другим людям. «Ид» ищет немедленного удовлетворения, невзирая на социальные нормы или права и чувства окружающих. Оно выражает себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической формах. Иначе говоря, «Ид» действует согласно принципу удовольствия.

Фрейд считал «Ид» посредником между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь». «Ид» выполняет роль резервуара для всех инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

«Эго» (Я) — второй компонент личности — компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Это самая разумная, рациональная часть в человеке, которая стремится выразить и удовлетворить желания «Ид» в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром. «Эго» ищет пути удовлетворения инстинктов с учетом норм и правил общества, ищет и находит компромиссы между неразумными требованиями «Ид» и требованиями реального мира. Таким образом, оно действует согласно принципу реальности. «Эго» пытается удовлетворить потребности, защитив при этом человека от того физического и эмоционального ущерба, который может явиться следствием осознания, не говоря уже об отреагировании импульсов, исходящих из «Ид».

В борьбе за выживание — как с внешним социальным миром, так и с инстинктивными потребностями «Ид» — «Эго» вынуждено постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, данный в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. Таким образом, ему требуется научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение может снизиться, что достигается при помощи определенных действий, дающих «Ид» возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать. Соответственно, «Эго» использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности «Ид».

В отличие от «Ид», чья природа выражается в поиске удовольствия, «Эго» подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будут найдены пути достижения разрядки подходящим способом и соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии «Ид» в рамках социальных ограничений и совести индивида. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появятся подходящий объект и соответствующие обстоятельства. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. «Эго», по контрасту с «Ид», делает различие между реальностью и фантазией, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом (первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и делать различия между реальным и нереальным), «Эго» способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого человека и для других людей способом. Таким образом, «Эго» является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

«Супер-эго» — третий компонент личности — препятствует реализации желаний и стремится подавить их. Эта структура представляет собой интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения и развивается в процессе воспитания, становясь результатом интернализации родительских и социальных ценностей. Фрейд использует для этого процесса термин «интроек- ция». «Супер-эго» включает интроецированные ценности, все те наши «надо» и «нельзя», которые формируются воспитанием и всевозможными социальными воздействиями со стороны общества, накладывающего жесткую систему предписаний, ограничений, запретов.

Первоначально «Супер-эго» отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый свой поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере расширения социального мира ребенка (благодаря школе, группам сверстников) сфера «Супер- эго» увеличивается до пределов такого поведения, какое считают приемлемым эти новые социальные группы. Можно рассматривать «Супер-эго» как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума. «Супер-эго» — это наша совесть. Оно действует на основе морального принципа, нарушение которого приводит к формированию чувства вины.

«Супер-эго» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. «Супер-эго», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «Ид», направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Таким образом, оно пытается убедить «Эго» в преимуществе идеалистических целей над реалистическими.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках.

Первая делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до 5 лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между б—7-м годом жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период не является самостоятельной стадией развития. Первые три стадии охватывают возраст от рождения до 5 лет и называются прегенитальными, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименование стадий основано на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.

Оральная стадия развития приходится на возраст от 0 до 18 месяцев. На этой стадии зоной сосредоточения либидо является рот, выполняющий функции сосания, жевания, кусания. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость — единственный для него способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или рожка; сосательные движения доставляют им удовольствие. Полость рта — включая губы, язык и связанные с ними структуры — становится средоточием активности и интереса младенца. Сосание и глотание — это прототипы каждого акта сексуального удовлетворения в будущем.

Данному уровню развития, по Фрейду, соответствуют отвыкание от груди или от рожка, а также отделение себя от материнского тела. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, — закладка основных установок зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека — даже в зрелости у него наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания, то есть всего того, что фрейдисты рассматривают как привязанность либидо к оральной зоне. Весь этот комплекс привычек обозначается современными психоаналитиками термином «оралитет».

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, чрезмерно или недостаточно стимулированного в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пас- сивным типом личности — веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.

Во второй половине первого года жизни начинается следующая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия развития приходится на возраст от 1,5 до 3 лет. Зона сосредоточения либидо в этот период — анус, выполняющий функцию удержания или выталкивания фекалий, от чего маленькие дети получают значительное удовольствие, которое постепенно научаются усиливать путем отсрочки опорожнения кишечника. Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден, что способ приучения ребенка к туалету оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала ребенок должен учиться разграничивать требования «Ид» (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей или заменяющих их фигур (самостоятельный контроль над экскреторными потребностями). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной фазе.

Фрейд выделял две основные родительские тактики приучения ребенка к туалету, наблюдаемые в процессе преодоления неизбежной при этом фрустрации. Некоторые родители ведут себя в таких ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция удерживания становится чрезмерной и распространяется на другие формы поведения, то у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально-удержи- вающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета, — формирование анально- выталкивающего типа личности со склонностью к разрушению, с беспокойством, импульсивностью и даже садистической жестокостью. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивиды чаще всего воспринимают партнера в первую очередь как объект обладания.

Другие родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Таким образом, основная задача развития этого периода — приучение к туалету.

Фаллическая стадия развития занимает возрастной период от 3 до 6 лет; в этот период либидо сосредоточено в области половых органов; его энергия разряжается путем мастурбации. На фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, могут мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальной жизни обычно смутны, ошибочны и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных действий более ясно, чем предполагают родители, и воспринимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом, по имени героя трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало в греческой мифологии, он рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших человеческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкновенный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь со своей матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то и другое. Более того, Фрейд усматривал подтверждение идеи комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных сообществах.

Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать ей свои эротически окрашенные чувства. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Мальчик, таким образом, стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отец становится его главным соперником или врагом. Но мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между 5 и 7 годами Эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом, то есть перенимает его черты. Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций.

Во-первых, это дает мальчику целый конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит — быть мужчиной.

Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Но даже более важным аспектом разрешения Эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое чурство идентификации, подготавливающее, как считал Фрейд, почву для развития «Супер-эго», или совести ребенка. Появление «Супер-эго» — следствие разрешения Эдипова комплекса.

Версия Эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца.

Аналогичным образом Фрейд утверждал, что девочка со временем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая тем самым шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать, свою мужественность и половую зрелость, убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей

3 ІІсихогеоапия достижения этой цели — безжалостное завоевание женщин, то есть «поведение Дон Жуана». У женщин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя при этом они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Итак, основной задачей этого периода развития является идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания.

Период от 6 до 12 лет Фрейд называет латентной стадией развития. Либидо в этот период отсутствует, постулируется сексуальное бездействие. Либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие как интеллектуальные занятия, спорт, отношения с другими людьми. Основная задача развития — расширение социальных контактов со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступает в последней психосексуальной стадии.

Наконец, последняя, генитальная, стадия развития,

занимающая период пубертата (полового созревания), имеет в качестве зоны сосредоточения либидо половые органы. Вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта. Разрядка сексуальной энергии происходит при реализации способности к гетеросексуальным отношениям. Основная задача развития — установление интимных отношений, влюбленность, а также внесение своего трудового вклада в общество.

Согласно теории Фрейда, все люди проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника). Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. ^Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и к созданию семьи.

В психоаналитической теории генитальный характер — это идеальный тип личности: человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях, испытывающий удовлетворение в гетеросексуальной любви. Хотя Фрейд был противником сексуальной распущенности, он все же более терпимо относился к сексуальной свободе, чем буржуазное общество Вены. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов. Контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому разрядка достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт — в сущности, все формы удовлетворения — давались легко и ничего не требовалось взамен. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, брать на себя активную роль в решении жизненных проблем. Наоборот, если в раннем детстве имели место разного рода травматические переживания с соответствующей фиксацией либидо, адекватное вхождение в генитальную стадию становится трудным, если не невозможным. Фрейд отстаивал точку зрения, согласно которой серьезные конфликты в поздние годы — это отголоски сексуальных конфликтов, имевших место в детстве.

В термине «психосексуальный» подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие человека, является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Психосексуальное развитие — это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивида, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости. В случае фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание или жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверх- заботливрсти родителей ребенку предоставляется мало возможностей самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у него формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного» поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлась фрустрация или сверхзаботливость.

Важным понятием в психоаналитической теории является регрессия, то есть возврат на более раннюю стадию психосексуального развития и проявление ребячливого поведения, характерного для этого более раннего периода. Например, взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать, что будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить чего-нибудь «покрепче». Регрессия — это особый случай того, что Фрейд называл фиксацией (задержка или остановка развития на определенной психосексуальной стадии). Фиксация представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой; она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца у десятилетнего мальчика является признаком оральной фиксации. В данном случае энергия либидо проявляется в активности, свойственной более ранней стадии развития. Чем хуже человек справляется с освоением требований и задач, выдвигаемых тем или иным возрастным периодом, тем более он подвержен регрессии в условиях эмоционального или физического стресса в будущем. Таким образом, структура личности каждого человека характеризуется в категориях соответствующей стадии психосексуального развития — той, которой он достиг, или той, на которой у него произошла фиксация. С каждой из психосексуальных стадий развития связаны определенные типы характера (Хьелл Л., Зиглер Д., 1997).

ТРЕВОГА

Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией «Эго» и предупреждает «Эго» о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным, способом. В зависимости от того, откуда исходит угроза для «Эго», Фрейд выделял три типа тревоги: объективную, или реалистическую (связанную с воздействиями внешнего мира), невротическую (связанную с воздействиями «Ид») и моральную (связанную с воздействиями «Супер-эго»),

Объективная тревога возникает в ответ на реальные опасности окружающего мира. В основном это синоним страха. Она может ослаблять способность человека эффективно справляться с источником опасности. Реалистическая тревога стихает, как только исчезает сама угроза. В целом реалистическая тревога обеспечивает функцию самосохранения.

Невротическая тревога является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей «Ид», она возникает в результате воздействия импульсов «Ид» и опасения, что они будут осознаны, но не могут контролироваться. Невротическая тревога обусловлена боязнью, что «Эго» окажется не способным контролировать инстинктивные побуждения, особенно сексуальные и агрессивные. Тревога в данном случае проистекает из страха, что, когда ты сделаешь что-то ужасное, это повлечет за собой тяжелые отрицательные последствия. Так, например, маленький ребенок быстро усваивает, что активная разрядка побуждений либидо, или деструктивных стремлений, чревата угрозой наказания со стороны родителей или других социальных фигур. Невротическая тревога первоначально переживается как реалистическая, потому что наказание обычно исходит из внешнего источника. Поэтому развертываются защитные механизмы «Эго», имеющие целью сдерживание инстинктивных импульсов ребенка, — в результате последние всплывают на поверхность только в форме общего опасения. И лишь тогда, когда инстинктивные импульсы «Ид» угрожают прорваться через «Эго»-контроль, возникает невротическая тревога.

Моральная тревога основана на опасениях перед наказанием со стороны «Супер-эго», которое предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам. Моральная тревога — это страх наказания за следование инстинктивным побуждениям, чувство вины или стыда, возникающее у человека, когда он совершает или хотел бы совершить поступки, противоречащие моральным нормам и правилам (требованиям «Супер-эго»), «Супер-эго» направляет поведение в русло действий, вписывающихся в моральный кодекс индивида. Последующее развитие «Су- пер-эго» ведет к социальной тревоге, которая возникает в связи с угрозой исключения из группы сверстников из-за неприемлемых установок или действий.

Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОтЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Представление о механизмах психологической защиты впервые сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Согласно последователям этого направления, психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Представление о психологической защите было введено Фрейдом, разрабатывалось его дочерью А. Фрейд. В психологической литературе представлено различное понимание этого термина. Р. А. Зачепиц- кий определяет психологическую защиту как «пассивнооборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации», Ф. Бассин — как «психическую деятельность, направленную на спонтанное изживание последствий психической травмы». Наиболее часто приводится определение В. А. Ташлыкова: защитные механизмы — это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений». Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками. Во-первых, они, как правило, бессознательны, то есть действуют преимущественно на неосознаваемом уровне. Во-вторых, они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Так, наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считаются вытеснение и отрицание, они характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности — истероидного. Вытеснение является одной из центральных отличительных особенностей личности больного истерическим неврозом, истеро- идной формой психопатии. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, по степени зрелости занимающие промежуточное положение, — идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. Чаще описываются следующие механизмы психологической защиты.

1. Вытеснение — это механизм психологической защиты (описан еще Фрейдом, рассматривавшим его в качестве центрального в формировании невротических расстройств), посредством которого неприемлемые для личности, вызывающие тревогу импульсы (желания, мысли, чувства) становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

2. Отрицание — механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выра- женным искажением восприятия действительности — индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

3. Реактивные образования — вид психологической защиты, нередко отождествляемый с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» — неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость может рассматриваться как реактивное образование по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоциональному безразличию.

4. Регрессия — возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека — этот механизм пускается в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какова она есть. Регрессия как реактивные образования характеризует инфантильную и чаще всего невротическую личность.

5. Изоляция — отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты эмоциональной связи с другими людьми.

6. Идентификация — защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом — другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и т. д..

7. Проекция — механизм, основанный на процессе, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8. Замещение (смещение) — защитный механизм, действие которого проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно эмоций враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, разрешающие внутреннее напряжение.

9. Рационализация — псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности обусловленных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

10. Сублимация — психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм — в дружбе, эксгибиционизм — в привычке носить яркую, броскую одежду.

Однако далеко не всегда действие механизмов психологической защиты оказывается эффективным. Если тревога не снижается (поскольку защитные механизмы направлены не на активное преобразование и переработку конфликтов, а лишь на вытеснение их в бессознательное), то может развиться невротическое состояние.

КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА

В классическом психоанализе выделяют несколько типов неврозов. Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни. Фрейд выделял три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением «Ид», которое стремится к разрядке, и защитой «Эго», предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Таким образом, конфликт является истерическим только в том случае, если одна его сторона бессознательна и если он разрешается путем применения механизмов защиты,, отличных от сублимации. Симптом при этом рассматривается как осуществление компромисса между подавляемым желанием и требованиями подавляющего фактора. Возникновение симптома обусловлено символизацией, которую Фрейд характеризовал как «древний, но вышедший из употребления способ выражения». Сложную роль в невротическом конфликте играет «Супер-эго». Именно «Супер- эго» заставляет «Эго» чувствовать себя виноватым (что сознательно ощущается весьма болезненно) даже за символическую и искаженную разрядку, которая проявляется как симптом психоневроза. Так что в формировании невротического симптома участвуют все части психического аппарата. Актуальный невроз обусловлен причинами, относящимися к настоящему, и объясним в терминах сексуального поведения пациента. Он является физиологическим последствием нарушений в половом функционировании. Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения. Нарциссический невроз связан с неспособностью пациента к образованию переноса. Невроз характера выражается в симптомах, которые по своей сути являются чертами характера. Травматический невроз вызывается потрясениями. Невроз переноса развивается в ходе психоанализа и характеризуется навязчивым интересом пациента к психоаналитику. Невроз органа обозначает психосоматическое заболевание, однако этот термин употребляется достаточно редко. Детский невроз проявляется в детском возрасте, при этом классический психоанализ исходит из того, что неврозам у взрослых всегда предшествуют детские неврозы. Невроз страха (тревоги) обозначает или любой невроз, в котором тревога является главным симптомом, или один из видов актуального невроза.

С точки зрения Фрейда, сущность невроза — это конфликт между бессознательным и сознанием: «С самого начала мы замечаем, что челойек заболевает из-за конфликта, возникающего между требованиями инстинкта и внутреннего сопротивления, которое возникает внутри против этого инстинкта». Сознательный компонент — это нормы, правила, запреты, требования, существующие в обществе и являющиеся элементами «Супер-эго», бессознательный — первичные, инстинктивные потребности и влечения, составляющие содержание «Ид». Вытесненные в бессознательное, они не теряют своего энергетического потенциала, а, напротив, сохраняют и даже усиливают его и далее проявляются либо в социально приемлемых формах поведения (за счет сублимации), либо — если это невозможно или недостаточно — в виде невротических симптомов. Таким образом, невроз — это следствие конфликта между сознательным и бессознательным, которые образуют вытесненные под влиянием моральных норм,

правил, запретов, требований первичные, биологические потребности и влечения, прежде всего — сексуальные и агрессивные.

Однако следует отметить, что разные представители психоанализа неодинаково понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. А. Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как «комплекс неполноценности». Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. Развитие невротических симптомов считается «бегством в болезнь», «желанием, власти», «мужским протестом». Первый и третий симптомы — это способ привлечения внимания к себе (с помощью симптома человек может получить его даже в большей степени, чем здоровый), желание же власти — второй — входит в конфликт с ощущением близости с другими людьми. Адлер определял невроз как экзистенциальный кризис, поражающий всю личность. Основной феномен психических расстройств он видел не в сопротивлении побуждениям, а в невротическом характере, неадекватном аттитюде жизни.

К. Г. Юнг рассматривал содержание бессознательного намного шире, считая, что в него входит кроме подавленных сексуальных и агрессивных побуждений и некий ин- трапсихический материал, имеющий более глубокие, исторические, корни — врожденный опыт прошлых поколений. С точки зрения Юнга, психика человека включает

три уровня: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное есть общее для всех людей, существующее независимо от человека психическое содержание, «разум наших древних предков», которое представляет собой более глубокий и менее доступный осознанию уровень психической деятельности. Коллективное бессознательное представлено в виде архетипов — психических структур, первичных психических образов, составляющих содержание коллективного бессознательного. Архетипы рассматриваются как прообразы, доминанты, априорные формы организации нашего опыта. Архетипы определяют характер человеческой символики, сновидений, сказок, мифов. Они могут выражать религиозные чувства и имеют значение коллективных символов. Юнг придавал архетипам значение предрасполагающих факторов, внутренних детерминант психической жизни человека, направляющих его поведение и дающих возможность реализовать определенные, общие для большинства людей модели поведения даже в таких ситуациях, с какими сам человек ранее не сталкивался, каких нет в его личном опыте.

Личное бессознательное, напротив, связано с прошлым опытом человека и состоит из импульсов, воспоминаний, желаний, переживаний, которые вытеснены или забыты, но достаточно легко могут быть осознаны. Личное бессознательное содержит комплексы (или организовано в виде комплексов), представляющие собой совокупность эмоционально заряженных мыслей, тенденций, представлений, воспоминаний, желаний, чувств, связанных с личным опытом индивида. Вытесненные в бессознательное (в частности, под влиянием нравственного чувства, которое Юнг также считал врожденным), эти комплексы оказывают существенное влияние на психическую деятельность человека, на его поведение. Комплексы, обладающие высокой степенью аффективной заряженности и вступающие в противоречие с сознательным «Я», и являются источником невротических нарушений.

К. Хорни рассматривала в качестве детерминант человеческого поведения и развития две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной (коренной, основной) тревоги, которую она описывает как «чувства ребенка, одинокого и беззащитного в потенциально враждебном ему мире». Базальная тревога — это глубокое чувство одиночества и беспомощности, ощущение незащищенности. В ответ на фрустрацию этой потребности ребенок вырабатывает определенные поведенческие стратегии, которые могут фиксироваться в качестве защитных механизмов в отношении тревоги. Такие фиксированные стратегии Хорни рассматривает как невротические потребности. Первоначально Хорни выделяла 10 основных невротических потребностей, в дальнейшем описала три личностных типа на основании выраженности и преобладания тех или иных невротических потребностей и соответствующих им стратегий поведения: уступчивая личность (потребность быть рядом с другими, в признании и любви доминантного партнера — ориентация на людей), отрешенная личность (потребность в одиночестве, бегстве от людей, независимости и совершенстве — ориентация от людей) и агрессивная личность (потребность в противодействии, власти, престиже, восхищении, успехе, потребность подчинить себе других — ориентация против людей). Для невротической личности характерно доминирование какой-либо одной потребности или одной группы потребностей и соответствующих им стратегий поведения. Такая негибкость, невозможность направить поведение на удовлетворение других потребностей и изменить поведение в соответствии с новыми обстоятельствами не приносит успеха, а только усиливает фрустрацию и усугубляет невротические проблемы.

Как указывалось выше, Хорни выделяла две основные потребности: потребность в безопасности и потребность в удовлетворении. Последняя включает удовлетворение не только физических (биологических) потребностей, но также потребности в самооценке и самоуважении, оценке, принятии и признании другими, в достижениях. Наличие этих двух потребностей (в безопасности и в удовлетворении) является источником постоянных противоречий и конфликтов. Для удовлетворения потребности в безопасности человек пользуется фиксированными стратегиями поведения, то есть формирует поведение, ограничивающее сферу его функционирования (ограничительное поведение) относительно безопасными областями, что снижает тревогу, но препятствует реальным достижениям, то есть фрустрируется потребность в удовлетворении. Стремясь к достижениям, человек вынужден осваивать новые сферы, отказываться от фиксированных стратегий и ограничительного поведения, что приводит к фрустрации потребности в безопасности. Таким образом, наличие этих двух потребностей несет в себе противоречие, которое может привести к неврозу. И в этом смысле различие между здоровьем и неврозом является лишь количественным.

Э.     Фромм также не видит качественных различий между здоровьем и неврозом. С его точки зрения, человек характеризуется наличием двух тенденций, или двух потребностей: потребностью в свободе, автономии, собственной идентичности, самовыражении и потребностью в безопасности. Фромм считал, что люди, в принципе, могут быть свободными и автономными и при этом не терять чувства общности с другими людьми и ощущение безопасности. Такую свободу он назвал позитивной свободой, однако в современном обществе для многих она недостижима. И эти две потребности находятся в постоянном конфликте, ибо борьба за личную свободу и автономию приводит к отчуждению от других, к чувству одиночества, отстраненности и к фрустрации потребности в безопасности и общности с другими людьми. Причину невроза Фромм видел в бессознательной, компульсив- ной деятельности — «бегстве от свободы» как способе избавления от чувства одиночества, безнадежности и личной ответственности. Фромм описал три основных механизма, или три стратегии, бегства от свободы: авторитаризм (садизм и мазохизм), деструктивизм и конформизм. Конфликт между потребностью в свободе и потребностью в безопасности, так же как и механизмы бегства от свободы, представлены и у больных неврозами, и у здоровых, но с разной степенью интенсивности.

В целом для всех представителей психоанализа характерен взгляд на невроз как на конфликт между сознательными и бессознательными потребностями и тенденциями. Содержательно эти потребности и тенденции могут пониматься по-разному.

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психоаналитическая психотерапия основана на принципах классического психоанализа. Фрейд писал: «Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории подавления и сопротивления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории. Никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их». Эти основные теоретические конструкты являются базой для проведения психотерапевтического воздействия.

Исходя из того что невроз понимается как результат конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психотерапии в рамках психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, осознать бессознательное. Фрейд сравнивает ситуацию необходимости осознания собственного бессознательного и сам процесс психоанализа с такой ситуацией. Нерадивый студент во время лекции всячески мешает преподавателю, гримасничает, бросает неуместные реплики, отвлекает всех от дела. Преподаватель выгоняет студента за дверь, но тот, постоянно заглядывая в аудиторию, привлекает внимание к себе всеми возможными способами и мешает продуктивной работе. Точно так же и мы выталкиваем свое бессознательное «за дверь», а оно продолжает оттуда всячески напоминать нам о себе, беспокоить и мешать нормальной деятельности. И как разрешить ситуацию с этим студентом можно только, пригласив его в аудиторию и попытавшись разобраться, чего же он хочет на самом деле, так нужно «вытащить бессознательное на свет», и выяснить у него, чего же оно от нас хочет.

Задача психотерапевта-психоаналитика — вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, то есть способствовать осознанию. Психоаналитик строит процесс таким образом, чтобы облегчить проявление и понимание бессознательного. Дабы достичь осознания, психоаналитик должен подвергнуть психоанализу ряд психических феноменов, в которых бессознательное находит свое выражение: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (оговорки, описки, очитки, обмолвки, забывание слов, ошибочные действия), перенос и сопротивление. Термин анализ предполагает также определенные процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и преодоление. Центральной процедурой анализа является интерпретация. Все остальные процедуры либо ведут к интерпретации, либо направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной.

Существуют два типа психоаналитической психотерапии: инсайт-ориентированная и суппортивная.

В первом варианте пациент приходит несколько раз в неделю; сеансы проводятся индивидуально. Цель взаимодействия заключается в осознании бессознательного психологического конфликта; акцент ставится на реальных проблемах.

В суппортивной психотерапии основной элемент лечения составляет скорее поддержка больного, чем развитие у него инсайта. Обычно это терапия выбора для пациентов с серьезной уязвимостью «Эго», в частности, для психотических пациентов, показана она и пациентам в кризисной ситуации, например, в остром горе. Это терапия длительная, может растянуться на многие годы. Поддержка должна выражаться прежде всего в ограничении окружения, повышении реальных социальных возможностей, успокоении, совете и помощи в социальных изменениях.

В целом же в психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни (Карвасарский Б. Д., 1998).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: