Социальные технологии: понятие и сущность

ВВЕДЕНИЕ

Информационно-технологическая революция, которая охватывает все сферы человеческую деятельность,  начинает превращаться в мощный ускоритель социальных прогрессов, повышая уровень и качество жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрения технических новшеств. Основным видом социальной инновации, оказывающие серьезные воздействия на характер социального отношения в обществе, на из гармонизацию, считаются социальные технологии.

Особую актуальность социальные технологии  начинают приобретать в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идет процесс отказа от утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, происходят критические переоценки социальной ценности, осуществляются поиски ново модели общественных и государственных устройств, которые сопровождаются значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.

Организаторы политического и экономического преобразования не всегда были способны адекватно реагировать на негативные последствия проводимого экономического преобразования. Во многом это объясняется недооценкой социальной технологии в управленческих деятельностях.

Между тем именно в управленческой деятельности на всех уровнях нагляднее всего проявляется действенность технологизации. Вот почему особую актуальность приобретают разработки. Умелые использования социальной технологии применяется ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальной службы. Вооружения кадра комплекса методов и способов социальной работы позволяют оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовывать работу на порученном участке.

С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно  начинают развиваться инфраструктуры социальной работы, расширяются сети подготовок специалистов для ее организации и проведения. Это обстоятельство вызывает к жизни острую потребность технологизации социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематизации практических опытов и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, находящийся на студенческой скамье.

Авторский коллектив Московского государственного социального университета предпринял попытку систематизировать основные положения курса технологии социальной работы,  которые вытекают  из  требования Государственного образовательного стандарта.

 

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Социальные технологии: понятие и сущность

 

Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком - затрагивающем и социальную сферу.

До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. 1 определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".

Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.

Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.

Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах - качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п.

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция - это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура - это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели2.

Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:

Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:

цели, задачи и возможности метода;

планируемое итоговое состояние социального субъекта;

применяемые метод и приемы;

способы, условия и последовательность их применения;

необходимое время для осуществления данной технологии;

квалификация работников;

способы обучения приемам технологии.

Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: