Прямые (административные) направления

К административным направлениям регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

Административные направления регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные направления находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные направления должны быть экономически обоснованы.

2.    Сущность налогового регулирования.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги являются одним из инструментов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с интересами хозяйствующих субъектов.

Налоговое регулирование - это меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы, путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства путем создания необходимых условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно - технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Экономическая и юридическая наука выделяют следующие общие характеристики налоговой системы:

Ø порядок установления и ввода действия налогов;

Ø виды налогов или система налогов; классификация налогов в соответствии с национальной бюджетной классификацией;

Ø порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы;

Ø налоговые органы;

Ø права и обязанности налогоплательщиков;

Ø права и обязанности налоговых органов;

Ø ответственность участников налоговых отношений;

Ø защита прав и интересов налогоплательщиков;

Ø налоговое законодательство


 

35. ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии1 среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.

В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство будет социальным, политика кᴏᴛᴏᴩого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и ϲʙᴏбодное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в т.ч. финансовой. Стоит сказать, для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, по϶ᴛᴏму государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

Финансовыми методами воздействия на социальные процессы будут:

Ø финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

Ø финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

Ø государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

Ø налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в т.ч. направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

Ø бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

Ø финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

Ø государственное финансовое регулирование рынка жилья;

Ø содействие развитию финансового рынка, участники кᴏᴛᴏᴩого ориентированы на «мелких» (с позиции размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

Ø пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

Ø пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

Ø стипендии студентам, в т.ч. социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

Ø жилищные субсидии;

Ø материальная помощь малоимущим гражданам.

Важно знать, что большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в т.ч. и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Сегодня реализация отдельных федеральных законодательных актов, связанных с социальной защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства кᴏᴛᴏᴩого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), кᴏᴛᴏᴩые финансируются из региональных и местных бюджетов. В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с обязательствами по социальным гарантиям. По϶ᴛᴏму в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов будет выбор между денежными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата традиционно адресна, по϶ᴛᴏму более эффективна. При всем этом неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны с несовпадением общественных и личных предпочтений. К примеру, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, ϶ᴛᴏ вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.

Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации будет отказ от многочисленных социальных льгот (по разным источникам, на начало 2004 г. число льгот достигло 400) и их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот связана в Российской Федерации и с тем, что они «разбросаны» по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования.

Предоставление социальных льгот основанотрадиционно на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Нет общего правила принятия решения о целесообразности такого субсидирования: например, в городах с одинаковой численностью населения, расположенных на территории государств с примерно одинаковым уровнем экономического развития, услуги городского транспорта могут субсидироваться из городского бюджета (например, все крупные города в Канаде), а могут полностью оплачиваться пассажирами (например, Сингапур). Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг — ϶ᴛᴏ одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду с налоговыми льготами, а также государственными и муниципальными заказами. Примером использования механизма государственного заказа будет закупка во многих субъектах Российской Федерации продовольственных товаров с целью предотвращения резких колебаний цен на них — ϶ᴛᴏ одновременно и мера поддержки потребителя услуг, и производителя.

Важно заметить, что одним из основных методов сглаживания дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения доступности жизненно важных товаров и услуг будет налоговое регулирование. Отметим тот факт - что в современной экономической литературе, в т.ч. зарубежной, одной из важнейших задач государственных финансов называют распределение доходов и имущества (так называемая дистрибутивная функция). Стоит сказать, для предотвращения резких различий в уровне жизни отдельных социальных групп практически во всех странах мира используется прогрессивная система налогообложения доходов граждан с установлением необлагаемого уровня доходов, равного прожиточному минимуму. В отдельных странах обложению подоходным налогом подлежат также и некᴏᴛᴏᴩые социальные выплаты, например в США — пенсионные. Эту же цель, а также цель создания равных условий начинающим предпринимателям преследует сохранение высоких ставок налога на наследуемое имущество. В Российской Федерации отказались от использования прогрессивной шкалы при налогообложении доходов физических лиц, хотя отдельные виды доходов (например, выигрыши в лотереи) облагаются по более высокой ставке налога, ставка налога на наследуемое имущество также достаточно высока. Зато для стимулирования работодателей в увеличении официально декларируемой заработной платы применяется регрессивная шкала ставок единого социального налога.

Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости могут быть налоговые льготы их производителям. Вот к примеру, в Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость оϲʙᴏбождено производство и реализация протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, кᴏᴛᴏᴩые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков; медицинских услуг, а также услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях и др. Более низкая ставка НДС (10% по сравнению с действующей ставкой 18% для всех других товаров и услуг) установлена для производства продуктов питания, детских товаров, некᴏᴛᴏᴩых видов лекарств. К сожалению, нельзя привести большое число примеров, иллюстрирующих льготы по налогу на прибыль для производства товаров первой необходимости и оказания социальных услуг — налоговое законодательство Российской Федерации установило единый порядок исчисления налога на прибыль всеми организациями: и коммерческими, и некоммерческими.

Налоговые методы регулирования социальных процессов связаны также со стимулированием благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также установления дополнительных к государственным гарантиям выплат, кᴏᴛᴏᴩыеосуществляет работодатель в пользу ϲʙᴏих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.). Российским налоговым законодательством оϲʙᴏбождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. Организации, а также граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают данные поступления как доход, учитываемый в целях обложения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу ϲʙᴏих работников из чистой прибыли, могут уменьшить на данную сумму единый социальный налог (϶ᴛᴏ касается, например, дополнительного пенсионного обеспечения). По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в т.ч. в пользу членов его семьи, предусмотрены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц. В налоговом законодательстве Российской Федерации, к сожалению, не получила большого распространения зарубежная практика уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц на сумму расходов, связанных с благотворительной деятельностью. Это вызвано распространенной российской практикой подмены реальной благотворительности схемами минимизации налоговых платежей.

Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию (в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с российским законодательством ϶ᴛᴏ услуги детских домов-интернатов, интернатов для пожилых граждан и т.п.) могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования:

Ø бюджетные средства и/или средства социального страхования,

Ø средства населения,

Ø средства работодателей, спонсоров и благотворителей.

Соотношение между данными источниками определяется национальными особенностями и моделью рыночной экономики. К примеру, во Франции в настоящее время большая часть расходов на высшее образование (включая образование иностранных студентов) финансируется за счет бюджета центрального правительства (такие расходы составляют до 25% его расходов), а в США высшее образование преимущественно платное, исключение составляют государственные стипендии особо одаренным студентам.

XX в. характеризовался переходом во многих государствах от платных образовательных и медицинских услуг к полностью или частично бесплатным для населения. В Российской Федерации с 1990-х гг. происходит обратный процесс: появились и расширяются платные социальные услуги. Сегодня наиболее острой задачей стоит поиск оптимального соотношения между источниками финансирования таких услуг: с одной стороны, оказание большого объема бесплатных услуг требует ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего уровня доходов бюджета, что предполагает достаточно высокое налоговое бремя для предпринимателей и населения, с другой стороны, расширение платных услуг таит опасность снижения общего уровня культуры, образования и здоровья. Выбор между платными и бесплатными социальными услугами связан также с проблемой дифференциации доходов разных социальных групп. Считается, что большое количество бесплатных социальных услуг и социальных льгот усиливает социальную напряженность, так как больший объем услуг получают граждане с наибольшим уровнем доходов, имеющие доступ и к платным, и к бесплатным услугам. Проблема выбора между теми и другими — ϶ᴛᴏ также проблема их качества. Российская практика показывает, что расширение платных услуг не всегда означает повышение уровня обслуживания, хотя одним из важнейших условий его достижения будет достаточность объема финансирования.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ могут быть разные варианты сочетания источников финансирования социальных услуг. К примеру, образовательные услуги могут оплачиваться населением, но за счет банковского кредита (гарантии по кᴏᴛᴏᴩому или субсидии для обеспечения льготного процента выдает государство или муниципальное образование). В США медицинские услуги малоимущим и пенсионерам оплачиваются государством за счет взносов на социальное страхование по специальным программам, а работающим — страховой компанией, в кᴏᴛᴏᴩую работодатель осуществляет обязательные взносы по форме, но выбор программы медицинского страхования доброволен. По϶ᴛᴏму тарифы взносов дифференцированы в зависимости от перечня услуг, включенных в программу медицинского страхования. Исключая выше сказанное, многообразие форм финансового обеспечения социальных услуг связано с возможностью разных пропорций финансирования из бюджетов разных уровней. Стоит сказать, для большинства стран общей тенденцией будет большой удельный вес социальных расходов территориальных бюджетов (в федеративных государствах — региональных и местных бюджетов).

Государственное финансовое регулирование занятости населения. Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы. Стоит заметить, что он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно ϶ᴛᴏ актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения кᴏᴛᴏᴩых создает большие социальные проблемы для населения города.

Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, — выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В США при создании новых рабочих мест работодатели оϲʙᴏбождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при кᴏᴛᴏᴩом работодатели, не соблюдающие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе. До 2001 г. в нашей стране и активные, и пассивные мероприятия в области занятости населения финансировались из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов.

Важно заметить, что одной из мер решения социальных вопросов, связанных с политикой занятости, будет создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С ϶ᴛᴏй целью во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием ставки по банковскому кредиту или государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Подобная практика существует и в Российской Федерации, но ее нельзя считать общераспространенной.

Государственное финансовое регулирование рынка жилья. В Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на жилье. Создание рынка жилья в нашей стране будет необходимым условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем (повышение рождаемости).

Реализация конституционных гарантий достигается строительством за счет бюджетных средств муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное субсидирование (сейчас бюджетные субсидии для строительства или приобретения жилья предоставляются военнослужащим).

Важно знать, что большое значение для обеспечения населения жильем в нашей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное финансовое регулирование данного процесса может осуществляться через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. Как правило, государственное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.

На федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в целях организации пенсионных накоплений предусмотрена возможность инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в ипотечные ценные бумаги, таким образом, возможно одновременное решение двух социальных проблем: обеспечение финансовыми ресурсами жилищного строительства и организация накоплений для увеличения пенсионных выплат (но есть и большой риск, когда невыполнение одной программы повлечет за собой невыполнение другой). Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на базе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.

Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста индивидуальных накоплений, кᴏᴛᴏᴩые будут не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации утраты заработной платы и других основных источников доходов (϶ᴛᴏ можно рассматривать как самострахование). Зарубежный опыт показывает, что развитость рынка финансовых услуг и наличие механизма обеспечения его устойчивости дают возможность относительно безболезненно снижать государственные социальные гарантии по пенсиям и пособиям. Отечественная практика также свидетельствует о том, что даже в условиях высоких социальных гарантий в СССР граждане охотно прибегали к индивидуальным накоплениям в сберкассах и страховым услугам (следует признать, что их необходимость частично была вызвана товарным дефицитом).

Стоит отметить, что особенностью становления и развития российского финансового рынка была его ориентация на так называемых корпоративных клиентов (организаций разных сфер деятельности). Только в последнее время кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды стали ориентироваться на физических лиц. Невыполнение государством ϲʙᴏих обязательств по вкладам, ценным бумагам, неудачный опыт инвестирования средств в начале 1990-х гг. не позволяет пока рассматривать индивидуальные накопления как серьезную альтернативу государственным социальным выплатам в РФ. Сегодня в условиях пенсионной реформы граждане получили возможность выбирать между государственным и негосударственным управлением инвестирования средств для выплаты накопительной части трудовой пенсии, но отсутствие «историй» большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов привело к тому, что большинство граждан выбирают государственную форму организации пенсионных накоплений.

Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на базе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

36. ПРОВЕДЕНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Государственные (муниципальные) расходы выступают одной из важнейших финансово-правовых категорий, так как являются необходимой составляющей финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Именно они обеспечивают выполнение государством (муниципальными образованиями) возложенных на него задач и функций.

Государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать с материальной, процедурной, экономической и правовой позиций.

В материальном плане государственные расходы представляют собой затраты государства (муниципального образования) путем распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях реализации государственных (местных) задач и функций.

С процедурной точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно рассматривать как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, находящихся в бюджетах различных уровней и государственных внебюджетных фондах.

С экономической позиции государственные (муниципальные) расходы - это совокупность общественных отношений, связанных с финансированием государственных и муниципальных затрат.

И наконец, с правовой точки зрения государственные (муниципальные) расходы можно определить как урегулированную нормами права деятельность государственных органов (органов местного самоуправления) по распоряжению централизованными и децентрализованными фондами денежных средств для обеспечения выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.

Понятие "государственные (муниципальные) расходы" несколько шире, чем понятие "расходы бюджета", под которым понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Источником государственных расходов в отличие от бюджетных расходов выступают не только средства бюджетов, но и собственные средства государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, осуществляющих коммерческую деятельность.

Тесно связана с государственными расходами другая финансово-правовая категория - государственные доходы. Они являются взаимодополняющими понятиями, так как именно за счет доходов государства формируется его расходная часть. В бюджетных отношениях результатом несоответствия данных частей является профицит (превышение доходов над расходами) или дефицит (превышение расходов над доходами) бюджета.

Профицит бюджета дает возможность резервирования определенной части денежных средств, в то время как дефицит бюджета является причиной роста государственного долга, расходов на его обслуживание, увеличения темпов инфляции, снижения курса национальной валюты и иных негативных последствий. Государственные и муниципальные расходы можно классифицировать по различным основаниям.

По источникам получения расходных средств выделяют:

Ø централизованные расходы, осуществляемые за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов;

Ø децентрализованные расходы, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями за счет средств, которые были получены ими самостоятельно и остались в их распоряжении.

В зависимости от источника финансирования в рамках централизованных финансовых средств выделяют:

Ø бюджетные расходы;

Ø расходы за счет государственных внебюджетных фондов.

По уровням бюджетной системы все государственные и муниципальные расходы можно разделить:

Ø на федеральные расходы;

Ø расходы субъекта Российской Федерации;

Ø муниципальные расходы.

В зависимости от целей финансирования выделяют:

Ø государственные (муниципальные) расходы на финансирование текущих и капитальных расходов;

Ø резервы.

Расходы бюджетов различных уровней осуществляются на основании соответствующего закона (решения) о бюджете на соответствующий финансовый год и согласно бюджетной классификации. Последняя представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Ее назначением является обеспечение надлежащего составления и исполнения, а также сопоставимости показателей бюджетов всех уровней.

Кроме того, бюджетная классификация дает возможность сравнить размеры расходов за любой период и определить направления развития государства и муниципальных образований в определенный момент. Напомним, что бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований.

Классификация расходов бюджета осуществляется на основании кодов, среди которых выделяют:

1) код главного распорядителя бюджетных средств;

2) код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации делятся на разделы и подразделы. Так, например, в разделе классификации расходов бюджетов "Общегосударственные расходы" существуют подразделы:

- функционирование Президента РФ;

- функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

- функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

- функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

- судебная система и др.

В свою очередь, разделу классификации расходов бюджетов "Национальная оборона" соответствуют следующие подразделы:

- Вооруженные Силы Российской Федерации;

- модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

- мобилизационная и вневойсковая подготовка;

- мобилизационная подготовка экономики;

- подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

- ядерно-оружейный комплекс и др.

При этом перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета соответствующего уровня утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Основой формирования целевых статей и видов расходов бюджетов выступают расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств бюджета.

Таким образом, многоаспектность определений и многообразие видов позволяют рассматривать государственные (муниципальные) расходы как многогранную финансово-правовую категорию, неразрывно связанную с финансовой деятельностью государства (муниципального образования).

37. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Основными целями денежно-кредитного механизма являются: защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

Денежно-кредитная политика является частью единой макроэкономической стратегии государства. В зависимости от целей макроэкономической политики денежно-кредитная политика может быть реализована в двух вариантах:

1) стимулирующая (мягкая) денежно-кредитная политика. Этот вариант разрабатывается в рамках единой стратегии макроэкономической стабилизации и предусматривает расширение денежного предложения (кредитно-денежную экспансию). При проведении такой политики Национальный Банк воздействует на ставку процента. Целью этой политики в краткосрочном периоде является увеличение совокупного спроса.

2) ограничительная (жесткая) денежно-кредитная политика. Этот вариант также разрабатывается в рамках единой стратегии макроэкономической стабилизации и предусматривает ограничение денежного предложения (кредитно-денежную рестрикцию). В этом случае Национальный Банк ставит задачей поддержание объема денежной массы на определенном уровне. Целью этой политики в краткосрочной перспективе является ограничение совокупного спроса.

Денежный механизм - это способ, посредством которого изменение объема денежной массы влияет на состояние остальной экономики.

Важно заметить, что для достижения конкретной экономической цели обычно используются несколько комбинированных механизмов, так как применение одного механизма не всегда дает предполагаемый эффект.

Достижение сбалансированности экономики и обеспечение ее поступательного развития предполагают комплексное регулирование и одновременное достижение баланса во всех ее секторах (реальном, денежном, бюджетном и внешнем) Инструменты государственного регулирования экономики играют важную роль в стабилизации экономического развития. Рынок денег, как показывают события на мировых финансовых рынках, оказывают серьезное воздействие на общие условия функционирования экономики. С этой точки зрения анализ эффективности инструментов денежно-кредитной политики имеет большое значение.

Денежно-кредитный сектор - это неотъемлемый элемент общей экономической системы государства, который, играя активную роль в товарно-денежных отношениях, обеспечивает движение, оптимизацию и эмиссию денежных средств для производства и обмена товаров и услуг. Соответственно, механизм денежно-кредитной политики необходимо, во-первых, также рассматривать как часть общего экономического механизма, обеспечивающего стабильное расширенное воспроизводство. Во-вторых, учитывая многогранность экономических процессов, целесообразно анализировать и использовать разнообразие каналов влияния денежно-кредитной политики на экономику.

В Национальном банках стран на практике учитывается ряд каналов денежного механизма. При этом последний, обеспечивая монетарными методами рост экономики, ориентирован прежде всего на ограничение инфляции, которое выступает одним из принципиальных условий выполнения прогнозируемых социально-экономических показателей.

Приоритетность именно этой цели обусловлена прежде всего тем, что денежно-кредитные инструменты, непосредственно регулирующие цену и объем денег, оперативнее воздействуют на элементы совокупного (платежеспособного) спроса предприятий и населения и, соответственно, на товарные цены. Совокупное предложение товаров и услуг, как вторая часть баланса спроса и предложения, реагирует на денежно-кредитные действия с более длительным временным лагом и в принципе в ином масштабе.

Система денежно-кредитного регулирования состоит из:

Ø принципов организации денежно-кредитного регулирования:

Ø независимости центрального банка;

Ø централизации управления системой монетарного регулирования;

Ø построения иерархии целей;

Ø соответствия числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования;

Ø открытости и транспарентности денежно-кредитной политики;

Ø правил и целей;

Ø механизмов (условий и порядка передачи сигналов центрального банка экономике в целом, а также порядка использования методов и инструментов);

Ø методов и инструментов;

Ø объектов регулирования (показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, которые изменяются в зависимости от проводимых центральным банком операций);

Ø субъектов регулирования в узком (банковская система) и в широком (население, субъекты хозяйствования и т.д.) смыслах.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении уровня производства, приближенного к полной занятости, и стабильности цен.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством, ее проводником является ЦБ. Основными инструментами денежно-кредитной политики, наиболее часто используемыми ЦБ, являются:

Ø установление обязательной нормы резервирования;

Ø регулирование официальной учетной ставки;

Ø операции на открытом рынке;

Ø административные меры.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: